Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТаисия Бурова
1 Использование элементов психологического тренинга в педагогической деятельности учителя технологии Подготовила : учитель I кв. категории, специальности «Младшая сестра милосердия» НОСОВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА
2 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ Тестирование ( методика диагностики структуры учебной мотивации, методика диагностики уровня учебно - познавательной мотивации и др.) Анкетирование Наблюдение На основании проведенной диагностики были получены следующие результаты : низкие позиции познавательных мотивов в структуре учебной мотивации средний уровень учебно - познавательной мотивации потребность в новых активных формах проведения занятий, в групповых практических занятиях ( например, тренинг, практический семинар ), расширении информационного поля по актуальным проблемам молодежи отсутствие возможности самовыражения, самопознания
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Противоречия между образовательной средой и личностью учащегося между содержанием образования и традиционными методами формами обучения между уровнем здоровьесберегающего мышления и поведения учащихся и требованиями реального мир а между потребностями учащегося и возможностями их удовлетворения Решение противоречий необходимость практического подхода к обучению ; необходимость практического подхода к обучению ; развитие познавательного интереса посредством расширения используемого арсенала методов и форм обучения, их оптимальное сочетание развитие познавательного интереса посредством расширения используемого арсенала методов и форм обучения, их оптимальное сочетание необходимость целостного подхода к обучению и систематизации полученных ЗУНов необходимость целостного подхода к обучению и систематизации полученных ЗУНов выбор методов и форм обучения, соответствующих актуальным потребностям учащихся выбор методов и форм обучения, соответствующих актуальным потребностям учащихся
4 ИДЕИ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА обязательная реализация всех 4 стадий развития : подготовка, осознание, переоценка, действие ; соблюдение структуры занятия : вводная часть ( приветствие, разминка, актуализация жизненного опыта ) основная часть ( игры и упражнения на отработку умений и навыков ) заключительная часть : рефлексия, прощание. соблюдение основных принципов тренинга : конфиденциальность Я - высказывание отсутствие оценочных суждений право на ошибку один говорит, другие молчат добровольность ответственность использование активных методов групповой работы определенная пространственная организация ( круг ) обязательное включение релаксационных техник
5 ОСНОВНЫЕ РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЦЕЛИ организация групповой работы в процессе тренинга способствует удовлетворению учащимися потребности в общении, активному обмену жизненным опытом, развитию и удовлетворению познавательного интереса психологический тренинг как форма практической работы с учащимися направлен на осознание и формирование важнейших социальных навыков и ценностных ориентаций, на развитие здоровьесберегающего мышления и поведения, способствующих успешной социальной адаптации личности в современном обществе ; особым образом организованное пространство взаимодействия в тренинге позволяет создать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую глубокому эмоциональному погружению в тему занятия, самопознанию, самораскрытию, самопроявлению и саморазвитию личности учащихся.
6 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХНА ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ : Принцип комплексного подхода - оптимальное сочетание теории и практики на каждом занятии, различных форм и методов обучения, отдавая приоритет активным их вариантам, сотрудничество с учащимися, реализация триединой цели учебного процесса ( образовательной, воспитательной и развивающей ) и профориентационной цели Принцип гуманизации воспитания - ребенок должен иметь максимальную свободу для самопроявления, выражения собственных переживаний и впечатлений. Принцип толерантности - деятельность учащихся никогда не должна подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал раскрываться, познавать новое, рефлексировать.
8 Принцип осознанности - ребенок, решая проблемные ситуации, эмоционально погружаясь в учебный процесс, находя связь с собственным жизненным опытом, при активной психологической поддержке учителя, чувствует себя в безопасности, и потому способен осмысленно воспринимать и включать в структуру своей личности получаемый опыт, открыто выражать свое отношение к миру. Принцип самостоятельности - использование методов проблемного обучения, развития критического мышления, дискуссии, ролевой игры учит детей обдумывать как реализовать то или иное собственное решение, прогнозировать его последствия, ответственно относиться к себе, окружающим людям и миру в целом, воспитывать и развивать в себе необходимые качества и духовно - нравственные ценности. Принцип личностного подхода - ученик выступает в учебном процессе как исследователь, творец, способный рефлексивно мыслить, само изменяться и самостоятельно осуществлять все этапы учебной деятельности.
9 ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ : Специально подобранные согласно структуре тренинга практические упражнения оптимально сочетают в себе следующие методы : Объяснительно - иллюстративные методы Объяснительно - иллюстративные методы Игровые методы Игровые методы Методы проблемного обучения Методы проблемного обучения Методы развития критического мышления Методы развития критического мышления Методы релаксации Методы релаксации
10 ОБЪЯСНИТЕЛЬНО - ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ Цель : активное вовлечение учащихся в обсуждение, организация открытого диалога, развитие познавательных процессов ( различных каналов восприятия информации, речи, мышления ) Различные варианты словесного изложения ( рассказ, лекция, беседа, дискуссия ) Метод демонстрации ( учебный фильм, модель, опытная установка )Метод демонстрации ( учебный фильм, модель, опытная установка ) Эффективность методов : использование данной группы методов значительно повышает уровень восприятия, последующего осмысления и запоминания информации.
11 ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ Цель : воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях : знаниях, навыках, умениях, эмоционально - оценочной деятельности Ролевая игра Игра - драматизация Эффективность методов : использование данной группы методов способствует повышению познавательной мотивации, более непринужденному усвоению информации и новых способов действий в условиях имитационного моделирования реальной действительности вследствие высокой активности участников, эмоциональной окрашенности игры, высокой степени открытости участников.
12 МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Цель : создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными ЗУНами и развитие мышления Практические и теоретические задания проблемного характера ( проблемные ситуации, вопросы, творческие задания ) Эффективность методов : использование данной группы методов способствует развитию собственной познавательной деятельности и активности учащихся, творчески усваивать знания и умению мыслить.
13 МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Цель : способствовать развитию способности учащихся независимо мыслить, ставить новые вопросы, принимать обдуманные решения. Практические и теоретические задания, предполагающие неоднозначную оценку утверждений фактов, событий, ( вызов ассоциаций, аргументирование «за» и «против», сравнение, оценка и анализ информации, поведения ) Эффективность методов : использование данной группы методов способствует активизации мыслительной деятельности ( анализ, осмысление, проверка верности информации ), активному поиску новой информации, посредством обращения к литературным источникам, личному опыту, СМИ и т. п.), обдуманному принятию решений
14 ВЫВОДЫ : В основе личностного, в том числе и профессионального развития лежит саморазвитие как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности. Одной из возможных технологий, обеспечивающих данное развитие, может стать психологический тренинг, направленный на осознание и формирование тех качеств личности, которые способствуют процессам самопознания, самовыражения, саморазвития, а также сознательному профессиональному выбору. Профессиональное развитие личности учащегося возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание им себя самого, других людей и окружающего мира в целом, происходит формирование ценностей, присущих самоактуализирующейся личности Опыт использования элементов данной технологии в профильном обучении показал ее продуктивность, эффективность и необходимость дальнейшего использования.
15 ЛИТЕРАТУРА : Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : Учебное пособие. – М.: «Ось -89 », Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ / СПИДа у подростков в школе / авт.- сост. П. П. Кучегашева и др. – 2- е изд., стереотип. – М.: Глобус, Правильный выбор : программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни / Сост. С. М. Чечельницкая и др. - М., Фонд «Центр социального развития и информации», Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера в области профилактики ВИЧ / СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путём. – Новосибирск : Гуманитарный проект,- стереотипное издание. - ГУП «Медицина для всех», Ресурсы Интернет
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.