Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемКонстантин Черюканов
1 Тема урока: «Лингвистический анализ текста» (М.Танаева «Сквозь осенний сумрак») Лысанова Евгения Александровна учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 имени Героя Советского Союза летчика-космонавта П.И.Беляева»
2 Эпиграф: Если рядом нет меня, То ещё не значит: Ты забыт... М.Танаева М.Танаева
3 Марина Николаевна Танаева Родилась в г.Кургане в 1975 году, Родилась в г.Кургане в 1975 году, член Союза писателей, автор стихов и прозы; член Союза писателей, автор стихов и прозы; Закончила гимназию 19, филологический факультет КГУ (специальность – зарубежная филология); Закончила гимназию 19, филологический факультет КГУ (специальность – зарубежная филология); Обращается к внутреннему миру человека; Обращается к внутреннему миру человека; Идеал – живая душа, неравнодушная к «свинцовым мерзостям» жизни. Идеал – живая душа, неравнодушная к «свинцовым мерзостям» жизни. Основные мотивы творчества: жизнеутверждение, любовь, надежда, память, вера. Основные мотивы творчества: жизнеутверждение, любовь, надежда, память, вера.
4 Сборники стихов и прозы Сердцебиение Вензеля ночных дорог 2005 Вечерний город Малая родина Мысли цвета мандарина. 2008
5 А 30. Определите стиль и тип речи. 1) художественный; рассуждение 1) художественный; рассуждение 2) художественный; повествование 2) художественный; повествование 3) публицистический; рассуждение 3) публицистический; рассуждение 4) научный; рассуждение-объяснение 4) научный; рассуждение-объяснение Готовимся к ЕГЭ
6 Смысл заглавия В основе заглавия – идея произведения (преодоление уныния, печали): - – «через» (преодоление); - Сквозь – «через» (преодоление); - – 1. время года; - Осень – 1. время года; 2. перен. «унылая пора»; 2. перен. «унылая пора»; - – перен. «печаль». - Сумрак – перен. «печаль».
7 Тематика и проблематика рассказа -П-П-П-Потеря близких; -О-О-О-Одиночество; -П-П-П-Поддержка; -П-П-П-Понимание.
8 Идея Жизнь как зебра: есть темные и светлые полосы, и темная полоса обязательно сменится светлой; помощь придет, откуда ее и не ждешь Жизнь как зебра: есть темные и светлые полосы, и темная полоса обязательно сменится светлой; помощь придет, откуда ее и не ждешь
9 Конфликт Одинокий и незащищенный человек и враждебный ему мир
10 Глоссарий Актуальный – важный, существенный для настоящего времени Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.
11 Композиция – потеря близких; Экспозиция – потеря близких; – не вернулся кот; Завязка – не вернулся кот; – непринятый отчет – порванный свитер – смешок – увольнение – брожение по улицам – комната – сон 4 Развитие действия – непринятый отчет – порванный свитер – смешок – увольнение – брожение по улицам – комната – сон 4 – явление ангелов Кульминация – явление ангелов – возвращение кота - порванное заявление - курсы; Спад действия – возвращение кота - порванное заявление - курсы; «Я не одна» Развязка «Я не одна»
12 Художественные особенности текста: Использование символов Использование символов нитка с иголкой – жизнь наладится нитка с иголкой – жизнь наладится пятно на обоях – символ опоры, защиты, спокойствия пятно на обоях – символ опоры, защиты, спокойствия Использование традиционного мотива сна, в котором разрешение конфликта Использование традиционного мотива сна, в котором разрешение конфликта
13 Принцип противопоставления: В основе сюжета: враждебный мир – защищающий мир; В основе сюжета: враждебный мир – защищающий мир; Интерьер: темная, сырая комната в реальности и светлая, уютная комната во сне Интерьер: темная, сырая комната в реальности и светлая, уютная комната во сне Внутреннее состояние героини: тяжесть на душе – легкость и спокойствие Внутреннее состояние героини: тяжесть на душе – легкость и спокойствие
14 Психологическое состояние героини Угнетенное передается через действия: курила у окна, дрожала от осенней прохлады, всматривалась в темноту, механически проделывала утренние процедуры, покачнулась, зацепила плечом старый шкаф, повалилась на кровать курила у окна, дрожала от осенней прохлады, всматривалась в темноту, механически проделывала утренние процедуры, покачнулась, зацепила плечом старый шкаф, повалилась на кровать Легкое и спокойное: свежая и бодрая, спокойна, я не одна
15 Образность языка метафора (занавеска билась на сквозняке); метафора (занавеска билась на сквозняке); эпитеты (осень бессонная, бесслезная); эпитеты (осень бессонная, бесслезная); перифраз (кот – рыжий разбойник, большой ком). перифраз (кот – рыжий разбойник, большой ком).
16 Опорная схема Потеря близких Потеря близких Враждебный мир Боль и непролитые слезы одинокая, брошенная, незащищенная Таня обновленная, спокойная, уверенная Ты не одна Дружеский мир Потерявшийся кот Потерявшийся кот Непринятый отчет Непринятый отчет Порванный свитер Смешок Смешок Увольнение Увольнение Память о близких Память о близких Сон про ангелов Сон про ангелов Возвращение кота Возвращение кота Участие коллеги Участие коллеги Порванное заявление Бухгалтерские курсы Бухгалтерские курсы Виден дальний свет
17 Домашнее задание: написать рецензию, опираясь на записи в тетради.
18 План рецензии 1. Определите тему, основную мысль. 1. Определите тему, основную мысль. 2. Выделите микротемы, проблемы 2. Выделите микротемы, проблемы 3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это связано с идеей автора? 3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это связано с идеей автора? 4. Конфликт 4. Конфликт 5. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста. 5. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста. 6. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства. 6. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.
20 Интернет ресурсы: раскрытая книга раскрытая книга бумага и перо бумага и перо книга с вопросом книга с вопросом html мудрый филин html мудрый филин html перо и чернильница перо и чернильница спасибо за урок спасибо за урок
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.