Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГалина Аршинская
1 КОНЦЕПЦИЯ развития воспитания в образовательной системе Челябинской области на период до 2010 года Материалы для семинара Утверждена решением Коллегии МОиН Челябинской области 28 ноября 2006 г.
2 Основные понятия Концепция (от лат. conceptio - определенное понимание явлений, система взглядов) - определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса, а также основная точка зрения, конструктивный принцип, задающий целостное видение и структуру интерпретации. Воспитание – процесс целенаправленного создания условий, обеспечивающих личностный рост ребенка, способствующих формированию его личностного образа. Социализация – двусторонний процесс, одна сторона которого – усвоение человеком определенной системы ценностей, позволяющих функционировать в обществе (социальная адаптация), другая – обретение им собственного социального опыта, активного само построения Себя (социальная автономизация). Педагогический принцип – методологический и методический компонент педагогической теории и практики, являющийся основным правилом исследования и практического действия. Культура личности – некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Воспитательное пространство – целостная, и в тоже время динамическая (непостоянная), сеть взаимосвязанных воспитательных событий, создаваемая усилиями социальных субъектов (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием развития индивидуальности личности, формирования ее адаптивных и интегративных способностей, социальной и культурной компетенций.
3 Основные понятия Личностно ориентированный подход - ориентация педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Компетентностный подход – это ориентация педагогической деятельности, направленная на формирование готовности личности проявить свое отношение к важным жизненным процессам; отношение человека к себе как субъекту деятельности и общения; как субъекту взаимодействия с социальной средой, как субъекту собственной деятельности. Деятельностный подход - организация и управление целенаправленной деятельности воспитанников в контексте их жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Системный подход - ориентация в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Средовой подход – совокупность принципов и способов использования возможностей среды в реализации целей воспитания.
4 Ведущие концептуальные идеи развития воспитания 1. Идея системности организации процесса воспитания и создания единого воспитательного пространства области Стабильное функционирование и поступательное развитие воспитательной системы способствует формированию целесообразно организованного пространства, представленного динамической сетью взаимосвязанных педагогических событий, создаваемую усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающей интегрированным условием личностного развития ребенка. Условиями эффективного функционирования воспитательного пространства являются: наличие цели, разделяемой всеми участниками процесса его создания; единая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты гуманистических ценностей; «мягкая» структура пространства, событийность, диалоговый режим создания; педагогически организованное сетевое взаимодействие различных субъектов; разветвленная система открытых отношений между различными компонентами и субъектами; матричная структура и проектные технологии управления развитием пространством.
5 Ведущие концептуальные идеи развития воспитания 2. Идея многоуровневости воспитательного пространства области Реализация данной идеи обеспечивает многообразие и вариативность воспитательных систем и пространств на институциональном и муниципальном уровнях, учитывающих: социокультурные особенности территории; потребности социума в услугах по воспитанию детей и молодежи; сложившиеся традиции и позитивный опыт воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов; основные направления государственной и областной политики в области воспитания.
6 Ведущие концептуальные идеи развития воспитания 3. Идея преемственности воспитания на различных ступенях образования детей и молодежи Взаимодействие данных учреждений образования обусловлено их функциями и объективно выражается во взаимодополнении в процессе воспитания различных возрастных групп детей и молодежи. Дошкольное образовательное учреждение – обеспечивает важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и понимаю других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Обновление процесса воспитания в учреждении общего образования должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций гражданского и патриотического воспитания, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания. Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном, конкурентном обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Интеграция дошкольного, основного общего и дополнительного образования - реальный путь реализации стратегии непрерывности образования.
7 Ведущие концептуальные идеи развития воспитания 4. Идея ресурсного обеспечения развития воспитания Развитие воспитания в образовательной системе Челябинской области требует своего ресурсного обеспечения, являющегося источником и условием организации воспитания на институциональном, муниципальном и областном уровнях. Основными видами ресурсов являются: нормативно-правовые; организационно-управленческие; научно-методические; информационно-аналитические; кадровые; финансово-материальные.
8 Цель развития воспитания в образовательной системе Челябинской области Цель – создание системы нормативно-правового, организационно-управленческого, научно-методического, информационно-аналитического, кадрового, финансово- материального обеспечения развития воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях всех видов и типов, с учетом социокультурных особенностей воспитательных пространств муниципального уровня, ориентированных на формирование их социальной активности, гражданской ответственности, духовности и культуры, творческих способностей и навыков здорового образа жизни, в условиях единого воспитательного пространства Челябинской области.
9 Организационно-управленческие механизмы реализации основных направлений деятельности по развитию воспитания 1. Совершенствование управления воспитанием детей и молодежи в системе образования. 2. Обновление нормативно-правовой базы организации воспитания в областной образовательной системе. 3. Организационное совершенствование и обновление системы воспитания детей и молодежи. 4. Развитие содержания, программно-методического обеспечения воспитания на институциональном, муниципальном и областном уровнях образовательной системы Челябинской области. 5. Совершенствование кадрового обеспечения функционирования и развития областной воспитательной системы. 6. Ресурсная поддержка и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Челябинской области для организации воспитательной работы с детьми и молодежью.
10 1. Совершенствование управления воспитанием детей и молодежи в системе образования 1.1. Внедрение научных основ в практику управления воспитанием. Научно-методическое сопровождение деятельности органов управления образованием на областном и муниципальном уровнях Создание на базе действующих образовательных учреждений ресурсных центров, исследовательских лабораторий, опорных и экспериментальных площадок для разработки и реализации научно-исследовательских и научно-внедренческих проектов по проблемам воспитания детей и молодежи Разработка и внедрение моделей деятельности структурных подразделений и специалистов органов управления образованием по управлению воспитанием Разработка и внедрение содержания и моделей деятельности методических служб в системе управления образованием по сопровождению воспитательных процессов Разработка и реализация проектов целевой подготовки и повышения квалификации управленческих кадров для сферы воспитания.
11 1.6. Отработка и внедрение содержания и технологий аттестации управленческих кадров в системе образования в части вопросов воспитания Отработка и внедрение технологий проектирования и разработки программ развития воспитательных систем институционального и муниципального уровней Разработка и реализация инновационного научно- методического проекта по мониторингу состояния и эффективности функционирования воспитательных систем институционального, муниципального и областного уровней Разработка и внедрение критериев и показателей оценки состояния воспитания в общеобразовательных учреждениях разных типов и видов, на уровне муниципальных воспитательных пространств Отработка и внедрение технологий экспертной оценки и подготовки экспертов в сфере воспитания детей и молодежи Разработка и реализация информационных проектов для популяризации государственной и областной политики в области воспитания детей и молодежи, информирования населения о положительных результатах функционирования областной воспитательной системы, деятельности органов управления образованием.
12 2. Обновление нормативно-правовой базы организации воспитания в областной образовательной системе 2.1. Подготовка проектов нормативных документов о создании условий для реализации государственной и областной политики в области воспитания детей и молодежи на областном и муниципальном уровнях. Внесение изменений и дополнений в законодательство Челябинской области по образованию в части вопросов воспитания детей и молодежи Подготовка проектов нормативных документов о нормировании бюджетной доли расходов на организацию воспитательной работы в образовательных учреждениях всех типов и видов, на проведение областных и муниципальных мероприятий, направленных на реализацию основных направлений и развитие данной сферы Подготовка проектов нормативных документов о нормативах штатной обеспеченности сферы воспитания детей специалистами в образовательных учреждениях разных типов и видов.
13 2.4. Подготовка проектов нормативно-правовых актов о сохранении, оптимизации и развитии межведомственной сети учреждений дополнительного образования детей в муниципальных образованиях Подготовка проектов нормативных документов, регламентирующих государственную поддержку деятельности детских, юношески и молодежных общественных объединений и организаций, осуществляющих реализацию воспитательных проектов и программ Подготовка проектов нормативных документов, определяющих основные направления межведомственной работы с детьми, молодежью и семьей по месту жительства в аспекте формирования здорового образа жизни и организации культурного досуга.
14 3. Организационное совершенствование и обновление областной системы воспитания детей и молодежи 3.1. Научное обоснование, отработка и внедрение концепции развития воспитания в системе образования Челябинской области Научно-методическое обоснование моделей деятельности и разработка примерных положений об организации воспитания в общеобразовательных учреждениях с учетом их видового разнообразия Отработка и внедрение содержания, форм и методов проведения аттестации образовательных учреждений в части вопросов воспитания Разработка форм, статуса и технологий использования документов областного значения, фиксирующих образовательные и творческие успехи учащихся (воспитанников), достигнутые в сфере дополнительного образования, общественной и социально значимой деятельности.
15 4. Развитие содержания, программно-методического обеспечения воспитания на институциональном, муниципальном и областном уровнях образовательной системы Челябинской области Разработка и реализация областных целевых программ по приоритетным направлениям воспитания детей и молодежи Отработка и внедрение программ и моделей дистантных форм работы с детьми в сфере воспитания детей и молодежи Формирование современной программно-методической базы организации воспитания детей и молодежи, разработка классификатора программ воспитания, реализуемых в Челябинской области на институциональном, муниципальном и областном уровнях Отработка и внедрение комплексных программ и моделей интеграции основного общего и дополнительного образования в условиях общеобразовательных учреждений.
16 4.5. Отработка и внедрение моделей включения исследовательской и проектной деятельности детей и молодежи в практику воспитания Научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми в сфере образования Разработка и реализация инновационных проектов, программ экспериментальной и исследовательской деятельности по различным аспектам воспитания детей и молодежи в областной образовательной системе Отработка и внедрение программ дополнительного образования и педагогического просвещения родителей по различным аспектам психолого-педагогической и медико- социальной поддержки детей и семьи в сфере образования Отработка и внедрение областных межведомственных программ и проектов воспитания детей и молодежи Организация и проведение конкурсов моделей, программ организации воспитания на институциональном и муниципальном уровнях.
17 5. Совершенствование кадрового обеспечения функционирования и развития областной воспитательной системы 5.1. Научно-методическое сопровождение работы с кадрами специалистов в области воспитания детей и молодежи Отработка и внедрение комплексных моделей профессиональной педагогической деятельности специалистов в области воспитания детей и молодежи Отработка и внедрение технологий проведения мониторинга кадрового потенциала областной воспитательной системы Отработка подходов и формирование государственного заказа на подготовку специалистов в области воспитания детей и молодежи в системе профессионального образования Отработка и внедрение современных программ и технологий подготовки в учреждениях высшего образования специалистов в области воспитания детей и молодежи в системе профессионального образования Разработка и внедрение системы непрерывного повышения квалификации специалистов в области воспитания детей и молодежи.
18 5.7. Отработка и внедрение моделей, программ и технологий практической стажировки студентов и работающих специалистов в сфере воспитания Отработка и внедрение содержания и технологий подготовки специалистов в области воспитания детей и молодежи по вопросам развития инноваций социально-педагогического проектирования и программно-методического обеспечения воспитательного процесса, организации исследовательской и экспериментальной деятельности по разработке актуальных проблем воспитания детей и молодежи Отработка и внедрение дистантных форм повышения квалификации, методической и информационной поддержки деятельности специалистов в области воспитания Обновление содержания, форм и методов проведения аттестации педагогических кадров по профилю воспитательной деятельности Изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта по организации воспитания на институциональном, муниципальном и областном уровнях Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства специалистов в области воспитания.
19 6. Ресурсная поддержка и укрепление материально- технической базы образовательных учреждений Челябинской области для организации воспитательной работы с детьми и молодежью Финансовая поддержка реализации муниципальных программ развития воспитания (на конкурсной основе) Финансовая поддержка деятельности образовательных учреждений реализующих системный подход в организации воспитания, программы экспериментальной работы (на конкурсной основе) Финансовая поддержка специалистов образования, реализующих программы инновационной и экспериментальной деятельности (на конкурсной основе) Формирование инвестиционной привлекательности деятельности образовательных учреждений, органов управления образования по реализации воспитательных проектов в социуме.
20 6.5. Отработка и проведение мониторинга состояния материально-технической базы учреждений образования с учетом современных требований к организации воспитания в части выполнения государственного и областного заказа Разработка и внедрение методик расчетов финансирования образовательных учреждений в части материально-технических затрат на организацию воспитательной работы с учетом современных требований и условий города и села Приобретение для образовательных учреждений оборудования, инвентаря и технических средств для обеспечения различных направлений воспитательной работы Формирование перспективного плана реконструкции действующих и строительства новых учреждений образования с учетом перспектив развития муниципальных образований и областной системы образования.
21 Ожидаемые результаты реализации основных направлений деятельности по развитию воспитания высокий статус воспитания как необходимого условия для социализации и становления личности юных жителей области, формирование образа жизни детского и взрослого населения Челябинской области; развивающееся воспитательное пространство Челябинской области; активная роль субъектов управления развитием воспитания всех уровней; устойчивое функционирование и развитие воспитательных систем институционального и муниципального уровней; сформированность современной нормативно-правовой, программно- методической базы организации воспитания на всех уровнях областной образовательной системы; наличие сети ресурсных центров на базе действующих учреждений образования для решения задач совершенствования научно-методического обеспечения, организации инновационной и экспериментальной работы в области воспитания; повышение профессиональной компетентности в сфере воспитания специалистов системы образования Челябинской области; укрепление финансовой и материально-технической базы образовательных учреждений Челябинской области для организации воспитательной работы с детьми и молодежью; эффективность механизмов и форм государственно-общественного управления и социального партнерства в организации воспитания, открытость воспитательных систем всех уровней; эффективность мониторинговых механизмов в управлении качеством воспитания на всех уровнях областной воспитательной системы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.