Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМаргарита Карелова
2 Каждый ребёнок есть однажды случившееся Чудо. Э. Ильенков
3 ЧУДО-ДЕТИ… ЧУДО-ДЕТИ… Дети, одаренные природой сверх нормы, всегда привлекали внимание: какой малыш, а вон что вытворяет на пианино или за шахматной доской. Ими восхищаются, им сочувствуют, а иногда и ненавидят. Никто не знает, как к ним относиться, но что они нуждаются в помощи, в этом нет никаких сомнений…
4 Министерство образования Российской Федерации Федеральная целевая программа Одаренные дети Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ
5 Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Один из аспектов этой проблемы – развитие детей с общей интеллектуальной одаренностью в условиях школы.
6 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
7 Условно выделяют Условно выделяют Три категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый возраст). 3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
8 КАТЕГОРИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ПО А.И. САВЕНКОВУ) Дети с высокими показателями по уровню общей одаренности. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены). Эту категорию детей чаще всего называют талантливыми. Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
9 Среда Решающим средовым фактором развития детского интеллекта признается психическое стимулирование, происходящее при общении ребенка и взрослого в семье. Важный фактор – время общения родителей с ребенком. Ребенок развивается благодаря тому, что осваивает новые социальные роли.
10 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Особенности развития познавательной сферы Познавательная потребность (любопытство, любознательность) Сверхчувствительность к проблемам Оригинальность мышления Гибкость мышления Легкость генерирования идей Легкость ассоциирования Способность к прогнозированию Высокая концентрация внимания Отличная память Способность к оценке Интересы и склонности
11 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ШКОЛЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ШКОЛЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Выявление одаренных детей Создание условий, способствующих их оптимальному развитию Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми Проведение наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью детей Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с различными видами деятельности Отбор методов, форм и приемов обучения, способствующих развитию творчества, инициативности, самостоятельности мышления Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем Проявление уважения к индивидуальности ученика Разработка гибких индивидуальных программ обучения одаренных учащихся
12 Причины: а) установка многих родителей видеть своего ребёнка таким, как все; б) активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью (неусидчивость, нарушение аппетита, сна, головные боли…) в) одарённые дети в среде сверстников чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие. Формируется стремление не выделяться и творческие способности со временем нивелируются.
13 трудности во взаимоотношениях с учителем (они часто нарушают дисциплину из-за недогруженности); трудности во взаимоотношениях со сверстниками; их способности начинают эксплуатировать; искажение личностного развития (завышенная самооценка, связанная с завышенными ожиданиями родителей. Они взваливают на ребенка собственные нереализованные амбиции, не учат ребенка проигрывать. Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим. Не могут четко развести реальность и фантазию. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
14 Причины: а) быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и дети оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ (оцениваются как упрямство, лень или глупость) б) оригинальность творческого мышления оценивается как отклонение в) начальные уровни социальной адаптации проходят быстро, в подростковом возрасте дети оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам, внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров
15 1. Выявление одарённых детей ( изучение творческого мышления по методике Туник Е.Е. – модификация тестов Гилфорда и Торренса – беглость, гибкость, оригинальность мышления и т. д.) 2. Повышение самооценки одарённых детей 3. Обучение лидерству 4. Взаимодействие с учителями по перестройке учебной программы ( ученик может передвигаться по программе более свободно в индивидуальном темпе) 5. Консультирование родителей и детей по данной проблеме 6. Взаимодействие с внешкольными медицинскими, психологическими и другими учреждениями по предотвращению развития неврозов или психо-соматических заболеваний детей
16 Когда речь идет о работе с одаренными детьми, задача родителей и педагога «сдвигается от обучения» к «созданию условий». «Педагогическая поддержка» – это особая тактика по отношению к конкретному ребенку. Один из вариантов поддержки – технология «индивидуального ведения ученика»
17 Можно условно выделить несколько групп детей с учётом уровня и характера их мотивации. Это помогает в выборе приемов педагогической поддержки. 1)»Мотивация на результат» (такие дети не умеют радоваться успехам других, болезненно переживают свои неудачи и готовы «расталкивать всех локтями» для достижения цели; здесь необходима индивидуальная работа психолога) 2)»Мотивация на самоутверждение» (их психологическая защита строится на тезисе «скучно, неинтересно», они также не любят успехов других, но они способны признавать высокий профессионализм педагога; основной прием поддержки в данной ситуации «косвенная аналогия», создание ситуаций, где ученик смог бы увидеть себя) 3)»Мотивация на творчество» (такие дети не любят фактической стороны учения, но могут выдавать нестандартные идеи и мысли; для подобных детей необходимо обучение самоконтролю, самоорганизации) 4)»Мотивация на познание» (такие дети требуют индивидуальной программы обучения; задача педагога-наставника не «культивировать» свой предмет, а помочь ученику увидеть и понять картину мира, понять значимость интегрального знания
18 Индивидуальный образовательный маршрут Общекультурная компетентность Функциональная грамотность Допрофессиональная компетентность Методологическая компетентность Опыт достижения успеха Саморефлесия Планирование деятельности Оцениваемые: Предметные результаты Метапредметные результаты Достижения в различных сферах деятельности Неоцениваемые: Личностные качества Ценностные ориентации Профессиональный выбор Самооценка 5/9
19 Система поддержки одарённости в МОУ «Гимназия 3» 1. Развитие учительского потенциала 6/19
20 Результаты диагностики учителей (по Е. Бараевой): креативность; познавательная потребность педагога; сформированные ценностные ориентации; спонтанность; мотивационно-творческая направленность личности; профессиональные способности к осуществлению инновационной деятельности Готовность учителя к работе с одаренным ребенком
21 2. Развитие образовательного пространства, поддерживающего творческую среду Система поддержки одарённости в МОУ «Гимназия 3»
22 1. Старайтесь реалистично оценивать способности ребенка. Если ваши требования слишком высоки, это может пойти во вред. Когда ребенок не в состоянии достичь поставленной вами цели оттого, что вы слишком требовательны, его чувство собственного достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи. 2. Делайте все возможное, чтобы обеспечить ребенка – всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и художественных способностей. 3. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это относится в большей степени.
23 5 Избегайте длинных назидательных бесед и объяснений с ребёнком. 6. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или поведении и являться признаком одарённости. 7. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества: уверенность, базирующуюся на объективной самооценке; понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих; уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству; привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки; умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов. интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
24 Творческие и интеллектуальные способности - залог прогресса в любой сфере человеческой жизни залог прогресса в любой сфере человеческой жизни
25 Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь. Конфуций.
27 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.