Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНадежда Ватутина
1 Организация работы социального педагога с неблагополучной семьей социальный педагог МАОУ СОШ 28 Котельникова Н.В.
2 У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья и т.п. Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др. При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей
3 Неблагополучная семья Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»
4 психическое(угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т.д. физическое (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают) социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без крыши над головой, продают кому-то ребенка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым) Проявление неблагополучия
5 По мнению психологов, воспитывать своих детей современным семьям мешают: усталость на работе неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.
6 Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы: 1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные семьи, проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи) 2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
7 Семьи с открытой формой неблагополучия Семьи с алкогольной зависимостью. Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам что называется специалистами «созависимостью»
8 Конфликтные семьи Признаки семьи: в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия
9 Внутренне неблагополучные семьи(скрытая форма) Недоверчивая семья Легкомысленная семья Хитрая семья Семья, ориентированная на успех ребенка Семья известных людей Семья состоятельных людей
10 Пограничные семьи Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно. Семьи с недееспособными членами Семьи с детьми-инвалидами Семьи с нарушением структуры семейных ролей Неполные семьи и их типы (разведенная семья, осиротевшая семья, мать-одиночка)
11 Ребенок в семье разведенных родителей Статистика (в период и после развода родителей): 37,7% снижается успеваемость в школе, 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% детей требуют особого внимания, 8,7% детей убегают из дома, 6,5% возникают конфликты с друзьями,
12 Цель работы социального педагога Содействие созданию благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно- нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве
13 Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях: Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
14 Социальный паспорт школы
15 Этапы работы с неблагополучными семьями установление контакта с членами семьи; выявление существа семейных проблем и причин их возникновения; определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи; реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно; патронаж семьи, если оно необходимо.
16 1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус). 2. Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье). 3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена). 4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие). 5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь). 6. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами). Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:
17 Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: 1. образовательную, 2. психологическую, 3. посредническую.
18 Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
19 Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
20 Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
21 Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
22 диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Патронаж может проводиться со следующими целями:
23 Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.
24 Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги. Социально - психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
25 Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
26 1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью (социальная диагностика семей) 2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи 3. Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни 4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод. 5. Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций. Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
27 6. Изучение личностных особенностей членов семьи. 7.Составле 6 ние карты семьи (паспорта семьи) 8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, медицинские учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, отдел опеки,, инспекция по делам несовершеннолетних, КДН иЗП и т.д.) 9. Составление программы работы с неблагополучной семьей (ИПС) 10. Текущие и контрольные посещения семьи, просвещение родителей по вопросам воспитания детей 11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
28 План работы школы с неблагополучными семьями (по направлениям) Социально – правовое Социально – медицинское Социально – психологическое Социально – педагогическое Социально - досуговое
29 Таким образом, в школе функционирует система, позволяющая планомерно снизить уровень семейной дезадаптации, решать вопросы профилактики негативного, асоциального поведения обучающихся, включить семью в социально значимые виды деятельности, которые позволяют детям научиться организовывать свой внеурочный досуг, восстановить утраченные связи семьи и школы, внутрисемейное благополучие и получить представление о положительной модели семейных отношений. В нашем быстро меняющемся мире только семья остаётся незаменимой ценностью. Создавая атмосферу взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу, семья для ребёнка станет не только источником психологического благополучия, но и эталоном своей семьи в будущем.
30 Литература 1. Буянов М, И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. –М.: «Просвещение»1988 г. С Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М: «Просвещение», 1988 г. С Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Изд.центр «Академия», 2001 г. С.43
31 4. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общеобразовательного воспитания // Педагогика.- М., Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. – Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций.- Ростов на Дону, Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга.– М.: Дрофа, 2005 г. С.12 Литература
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.