Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПавел Кавелин
1 Пунктуационный практикум 1 ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Подготовила Ефремова Любовь Романовна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 12» г. Ноябрьска, ЯНАО
2 I. Тире между подлежащим и сказуемым на месте пропущенного глагола-связки есть ставится Правила - схемы Примеры 1.Всегда: перед словами это, вот, значит, это значит, один (а, о) из… 2.Сущ, в им. п. сущ. в им. п. 3.Сущ, в им. п. неопр. Ф. глагола 1. Гений - это терпение. Чтение - вот лучшее учение. (Пословица) Поэзия для человека один из способов выражения своей личности... (Н.С. Гумилёв) 2. Слово - серебро, молчание - золото.(Пословица) 3. Долг наш - защищать крепость до последнего нашего издыхания... (А.С. Пушкин)
3 Правила - схемы Примеры 4. Неопр.ф. глагола - сущ, в им. п. 5.Неопр.ф. глагола - неопр.ф. глагола Неопр. ф. глагола - НЕ неопр.ф. глагола 6.Сущ, в им. п. - числ. в им. п./оборот с числ. 7.Числа. в им. п. - сущ, в им. п. 8.Числ. в им. п. - числ. в им. п. 9.Сущ, в им. п. - фразеологический оборот 4. В этом городе знать три языка – ненужная роскошь. (А.П. Чехов) 5. Учить других учиться самому. (Пословица) Чай пить - не дрова рубить. (Пословица) 6.Моё любимое число семь. 7. Семь - моё любимое число. 8. Семь и семь - четырнадцать. 9. Здоровье у него - дай Бог каждому Примечание: тире не ставится, если подлежащее и сказуемое образуют нерасторжимый фразеологический оборот: Чужая душа потёмки.
4 II. Тире между подлежащим и сказуемым на месте пропущенного глагола-связки есть не ставится Правила - схемы Примеры 1.Сущ, в им. п. не сущ, в им. п. 2.Сущ, в им. п.. вводный компонент, сущ, в им. п. 1. Болезнь не свой брат, я понимаю. (А.П. Чехов) 2.Суздаль, бесспорно, сокровищница русской культуры. Примечание. Если сказуемое логически и интонационно акцентируется, постановка тире возможна, например: Любовь - не вздохи на скамейке и не прогулки при луне. (С.П. Щипачёв)
5 Правила - схемы Примеры 3.Сущ, в им. п. сравнит, союз (как, будто, точно, словно, вроде как и т.п.) сущ, в им. п. 4.Сущ, в им. п. союз (частица, наречие) сущ, в им. п. 5.Сущ, в им. п. сущ, в им. п. (обратный порядок главных членов предложения) 6. Личное мест. сущ. в им. п. 3. Облако словно медвежонок. 4. Михаил теперь студент. А.П. Чехов тоже драматург. Безделье разве удовольствие? 5. Хороший актер Евгений Миронов. 6.Я-то материалист. (В.А. Пьецух) Примечание. Если оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом, подчёркивается, постановка тире возможна, например: А вечность - как морской песок. (О.Э. Мандельштам) Примечание. При противопоставлении или при логическом подчёркивании сказуемого постановка тире возможна, например: Я - единственный в мире специалист. (М.А. Булгаков)
6 Правила - схемы Примеры 7.Сущ, в им. п. прил. (в полн. или в краткой форме) 8. В простых по структуре предложениях разговорного стиля речи. а) обособленное определение, выраженное причастным оборотом; б) придаточное предложение 7. Солнце ярко, небо сине. (М.Ю. Лермонтов) 8. Мои друзья неформалы. а) Самый резкий отзыв о «музыкально- мистическом опыте» Скрябина, написанный ещё в годы Гражданской войны, - отзыв А.Ф. Лосева. б)Антон Павлович Чехов, о котором говорю я, - писатель. (В.В.Маяковский) Запомните! Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола-связки есть сохраняется, если между ними стоит:
7 Другие случаи постановки тире в простом предложении Правила - схемы Примеры 1.[неполное предложение]. (Обычно отсутствует сказуемое; тире ставится а месте пропуска члена предложения при наличии паузы). 2.[обозначение пространственных, ременных пределов]. 3.[интонационное выделение с целью выражения неожиданности]. 4.[для указания места распадения предложения на две словесные группы, чтобы уточнить смысловые отношения между членами предложения]. 1. Илюша - к воротам, но из окна послышался голос матери. (И.А.Гончаров) 2. В одиннадцатом часу вечера скорый поезд Москва-Севастополь остановился на маленькой станции за Подольском. (И.А. Бунин) Читал критику двадцатых-тридцатых годов XX века. 3. Он обернулся и - вздрогнул. Он обернулся - и вздрогнул. 4. Это - пособие для поступающих в вуз. Это пособие - для поступающих в вуз.
8 УПРАЖНЕНИЯ
9 Объясните условия постановки/не постановки тире и определите функции этого знака в данных ниже предложениях 1. Русский язык - слишком большой барин, чтобы кому-нибудь навязываться; кто не хочет его знать, тот сам в убытке. (Вл. Соловьёв) 2. Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. 3. Память - преодоление времени, преодоление смерти.
10 Объясните условия постановки/не постановки тире и определите функции этого знака в данных ниже предложениях 4. Семейные фотографии - это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (Д.С. Лихачёв) 5. Я не поклонник радости предвзятой, под час природа - серое пятно. (О.Э. Мандельштам) 6. Писательство не искусство наживы. 7. Грустить о прошлом - скучная работа.
11 Объясните условия постановки/не постановки тире и определите функции этого знака в данных ниже предложениях 8. Дело писателя - противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 9. Твои очи как серп новолуния. 10. Здесь всё дорого и мило, здесь и осень как весна. (К.Г. Паустовский) 11. Но сейчас ты - гранёный камушек. (А.А. Вознесенский)
12 Объясните условия постановки/не постановки тире и определите функции этого знака в данных ниже предложениях 11. Но сейчас ты - гранёный камушек. (А.А. Вознесенский) 12. Ты - поле ромашек, а я листопад. 13. Моя жизнь - и Чёрное море! 14. Ловить рыбу - не хочется. В шахматы играть - не хочется. (В.А. Солоухин)
13 Графически объясните постановку или отсутствие тире 1. Всякая жизнь это воспоминание вложенного в человека от рождения пути. 2. Везёт это не когда действительно везёт, а когда есть изменения к лучшему по сравнению с невезеньем. (В.Г. Распутин) 3. В общем-то, излишняя обидчивость признак недостатка ума или какой-то закомплексованности.
14 Графически объясните постановку или отсутствие тире 4. Жадность это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость... (Д.С. Лихачёв) 5. Опыт устройства музея заповедника в Михайловском опыт мирового порядка. (В.А. Песков)
15 Графически объясните постановку или отсутствие тире 6. Чердаки моя слабость. (Ю.О. Домбровский) 7. Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у неё нет. 8. Половину дома занимала аптека, половину станция. (К.Г. Паустовский) 9. Сигналы напоминаю: два кряка внимание, вижу противника. 10. Паника в трясине смерть.
16 Графически объясните постановку или отсутствие тире 11. Отправление в три минуты первого, поезд Москва Минск. 12. Женщины на фронте, сами знаете, объект, так сказать, пристального внимания. 13. Ты разиня, а я снайпер! (Б.В. Васильев) 14. Она, конечно, не царица, но ведь ей Дворцов не строят. 15. А любовь вот она. И вот она вспаханная душа. (В.С. Токарева)
17 Литература 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В. Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. – М.: Баласс, 2007.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.