Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМаргарита Голосова
2 Павел Андреевич Федотов – высокоталантливый художник, родоначальник юмористического жанра в русской живописи.
3 « Первая весть, которою я был встречен по приезде в Петербург осенью 1848 года, наполнила меня радостью. Имя Павла Андреевича гремело по городу… Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народу… Все пространство от картин до двери было запружено любопытными…», - так вспоминал один из друзей Федотова о выставке, на которой впервые демонстрировались работы живописца. Подобного стечения публики Академия художеств не помнила.
4 Путь художника в искусство необычен. Он не был «постоянным» учеником Академии художеств, не совершенствовался в числе ее лучших питомцев за границей. «Меня судьба, отец да мать назначили маршировать», - писал о себе Федотов. Он родился 22 июня 1815 года в Москве, в приходе Харитония в Огородниках, в большой и крайне небогатой семье отставного военного. Чем привлек Федотов внимание современников? Почему его творчество притягательно и по сей день?
5 Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. В одиннадцать лет был отдан в Московский кадетский корпус.
6 В 1834 году молодой офицер прибыл к месту службы – в лейб-гвардии Финляндский полк, в Петербург. Отныне с этим городом переплелась вся его дальнейшая жизнь. Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года
7 Человек разностороннего дарования, он в свободное время пел, играл на гитаре и флейте, писал стихи и прозу, ставил домашние спектакли и рисовал. П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку
8 Акварели Федотова привлекли внимание начальства. Его талант был замечен Николаем I, предложившим Федотову уйти в отставку и посвятить себя батальной живописи. Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка. (Установка офицерской палатки)
9 В полку говорили об офицере, подающем надежды стать художником, одним из тех, кто запечатлевал бы парады, маневры и сцены сражений. Но Федотова интересовало другое – бытовая сторона армейских будней, в которых раскрываются повседневные отношения людей. Он стал всерьез задумываться о таком бытовом жанре. Прогулка
10 Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию. Работать ему приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре, и Брюллов на первых порах заподозрил, что у Федотова нет способностей к живописи. Офицер и денщик (?).
11 Он верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Федотов вместо батальных сцен начинает писать необычные произведения – он обращается к ситуациям современной жизни, которые отразили пороки и недостатки современного общества. Автопортрет. Конец 1840-х
12 Он пишет серию рисунков нравственно- критического содержания, к которым часто сочиняет собственные иронично-язвительные подписи, больше похожие на афоризмы или поговорки. Магазин – 1846.
13 Вот, например, эскиз «Следствие кончины Фидельки» 1844 года. Одна из барских собачек околела, и ее хозяйка занемогла. В комнате толпятся домочадцы и прислуга, собрались врачи, два бедных художника торопятся увековечить память о Фидельке, немного заработать себе на жизнь. Следствие кончины Фидельки
14 Другой эскиз – «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» - того же года. Больной живописец пишет вывеску для продуктовой лавки. Его семья отчаялась выбраться из нужды. Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант
15 Начинающий живописец упорно овладевал техникой масляной живописи и писал портреты друзей, однополчан и родственников. В небольших холстах чувствуется рука внимательного художника, с душевной теплотой относящегося к своим моделям. Портрет Н.П.Жданович в детстве – 1847.
16 Малоформатные, так называемые «кабинетные» портреты, камерные по интонации и камерные по назначению. Такого рода портреты вскоре, в 1850 – 1860-е годы, будут заменены фотографиями. Портрет М.П.Ждановича – Портрет О.П.Жданович – Портрет А.П.Жданович – 1847.
17 В 1846 году он написал картину «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест», обозначившую начало критического реализма в русской живописи. Свежий кавалер
18 Герой картины самодовольный и ограниченный чиновник, стремящийся сделать карьеру. Художник не просто высмеивает его. Он пытается через изображение бытовой среды показать, что сделало человека таким, каким он предстал перед зрителем.
19 Произведение идет в разрез с традициями русской живописи предшествующей поры. Художник с иронией уподобляет «кавалера» мифологическому герою: у чиновника величавая поза, босые ноги, напоминающий античную тогу халат. Эта тонкая пародия на привычный академический тип картины. Самодурство, нелепая хлестаковщина – чего здесь больше: фарса или трагедии? У Федотова они всегда рядом.
20 Антиномия «быть и казаться», так же как и в «Свежем кавалере», - пружина сюжета картины «Завтрак аристократа» или «Не в пору гость». Не в пору гость. (Завтрак аристократа)
21 Художник иронизирует над противоречием между аристократическими претензиями героя, изяществом обстановки и реальной нищетой: кусок грубого черного хлеба стыдливо прикрыт книгой при неожиданном появлении гостя.
22 Сватовство майора
23 Ее сюжет повествует о людях, движимых расчетом и корыстью. Появившаяся в дверях сваха уведомляет о приезде жениха. Купец не скрывает радости по поводу возможного родства с дворянином.
24 К приезду жениха невеста оделась на дворянский манер. Но жест матери, ухватившей ее за платье, обнаруживает всю незатейливую простоту купеческих нравов. Майор же с нетерпением предвкушает богатое приданное, которое поправит его денежные дела.
25 Полотно свободно от утрированной жестикуляции героев, излишней подробности и подчеркнутой назидательности. Мир разнообразен и прекрасен, утверждает Федотов своим полотном, лишь система общественного устройства дурна. Однако Федотов-критик не теснит Федотова-художника.
26 Показ картины на выставке сопровождался чтением сатирических стихов автора. Затрагивая тему брака по расчету, Федотов написал целую поэму. Брюллову кто-то сказал, что Федотов пишет стихи. Карл Павлович рассердился: «Как он смеет писать пером, когда должен писать кистью, и нужно ли столь даровитому живописцу быть автором плохих стишков?!» Карл Брюллов. Автопортрет
27 Герой поэмы Федотова, армейский офицер, беден, и ему «подсунуть нечем», чтобы получить «местечко с соком». В штатском важны чин и званье, Но важней законов званье. Впрочем, есть и там места На которых и спроста Без особенной науки Можно греть порядком руки. Не об жалованья речь – Совесть можно сбросить с плеч! Не такие нынче годы.
28 После нескольких лет упорного труда он представил на суд публики три картины – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», выставив их на академической выставке 1848 года. Был шумный успех. Федотовские картины окружала «толпа любопытных, происходили толкотня и давка, стоял гул от разговоров…».
29 Он написал ранешним стихом «объяснение картины «Сватовство майора»: Честные господа, сюда, сюда! Милости просим, денег не просим: Даром смотри. Только хорошенько очки протри. Начинается, начинается О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют. Сами работать ленятся, Так на богатых женятся.
30 …Вот извольте посмотреть, Как справа отставная Деревенская пряха, Панкратьевна – сваха, Бессовестная привираха, В парчовом шугае, толстая складом, Идет с докладом, Дескать, жених изволил пожаловать.
31 И вот извольте посмотреть, Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знаком с армяком. Как он бьется, пыхтит, Застегнуться спешит: Нараспашку принять неучтиво.
32 А вот извольте посмотреть, Как наша невеста Не найдет сдуру места: «Мужчина! Чужой? Ой, стыд какой! Ой, стыд какой!.. Век в светлячке я высокой Прожила, проспала одинокой; Кружева лишь плела к полотенцам! И все в доме меня чтут младенцем!.. Ай! Ай, ай! – стран какой!.. А тут нечем скрыть плеч: Шарф сквозистый такой – Все насквозь, на виду!.. Нет, в светлицу уйду».
33 И вот извольте посмотреть – Как наша пташка собирается улететь, А умная мать За платье – хвать!
34 И вот извольте посмотреть, Как в другой горнице Грозит ястреб горлице – Как майор толстый, бравый, Карман дырявый, Крутит свой ус: Я, дескать, до денежек доберусь…
35 Вещи у Федотова – действующие лица, почти равноправные с человеком. Он обладал гениальной наблюдательностью. Зимний день. Начало 1850-х гг.
36 Нравам современного общества были посвящены некоторые рисунки мастера, рассчитанные на широкое распространение. Он предлагал издавать их в специальном журнале, задуманном вместе с другом, гравером Е. Вернадским. Портрет архитектора. Около 1849 г. Портрет Е.П.Ростопчиной
37 Художник еще имел успех у публики, но его положение стало меняться к худшему. «Он посвятил себя такому роду живописи, который труден и опасен», - писал его современник. Портрет И.П.Жданович за клавесином. Около 1850 г. Портрет детей Жербиных
38 Картина «Сватовство майора» принесла художнику не только успех, но и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Он мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни.
39 В творчестве Федотова появляются трагические ноты. Настроением печали и одиночества проникнута картина «Вдовушка», созданная в 1851 – 1852 гг. Вдовушка
40 Имущество вдовы описано за долги. Неподвижно стоящая женщина погружена в безотрадные думы. Известно, что работая над картиной, Федотов написал образ Мадонны, чтобы, по словам самого художника, «добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах».
41 С этой работы усиливается автобиографичность творчества Федотова. На комоде стоит портрет умершего мужа, которому художник придал автопортретные черты.
42 Этот мотив не раз встречался в поздних работах Федотова. Его кисть отображает мир более обобщенно, чем прежде. Такова картина «Анкор, еще анкор!». Анкор, еще анкор!
43 К числу поздних работ принадлежит картина «Игроки» и подготовительные рисунки к ней, исполненные на синей бумаге. В картине звучат ноты безысходности. Этюд к картине «Игроки»
44 Сидящий в центре игрок еще надеется поправить свое положение. Но его партнеры в позах донельзя усталых людей застыли вокруг стола. Игроки
45 Весной 1852 года им была задумана новая картина «Возвращение институтки в родительский дом».
46 И вскоре создает едва ли не последний рисунок: на листе среди набросков и надписей выделяются два лица – Николай I и Федотов. Павел Федотов. Автопортрет. Но в этом же году у Федотова обнаружились признаки душевного расстройства. Он был помещен в больницу для душевнобольных.
47 «Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых дум, мытых в горьких слезах», - сказал о себе однажды мастер. «Благо чистых дум» сделало творчество Федотова одним из самых волнующих в истории русского искусства. В том же году П.А.Федотов скончался.
48 Его открывают для себя все новые и новые поколения любителей живописи. Прожив короткую жизнь, занимаясь искусством профессионально не более десяти лет, Федотов смог стать поворотной фигурой на пути эволюции русского искусства от романтизма к реализму.
49 В.Г.Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом.1866.
50 И.Е.Репин. Не ждали
51 И.Н.Крамской. Неутешное горе
52 Еще раз посмотрите на картины Павла Федотова. Все они о жизни, об обыкновенных людях и все они хотят нам с вами о чем-то рассказать, и мы понимаем их, потому что эти картины и о нас.
53 Литература: 1.50 великих русских художников. / Москва, шедевров живописи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, Ермильченко Н. В. Энциклопедия живописи для детей: Знаменитые полотна русских живописцев. – М.: ООО «Белый город», Журнал «Современный урок», 19-20/2007. Журавлева Е.А., «Павел Андреевич Федотов». 5. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского. – 2-е изд., стереотип. /авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, Карпова Татьяна, «Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни». Журнал «Крестьянка», 5/ Порудоминский В. И. Моя первая Третьяковка: Рассказы о русских художниках. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп»; Русское энциклопедическое товарищество, Шедевры русской живописи. / Белый город, 2006.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.