Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕкатерина Завалишина
3 Зрительный диктант «Многие любуются природой, но немногие её принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». М.М.Пришвин
4 Что можем сказать об авторе этих слов?
6 Дневниково- афористическая миниатюра? Стихотворение в прозе? Лирико-философская миниатюра?
7 Анализ текста (ключевые слова) понятийно-логические (объективные) экспрессивно-оценочные (субъективные) Слова, связанные с обозначением основных образов, объектов, понятий текста. Найти их необходимо, чтобы определить тему. Выражают доминирующую в тексте авторскую оценку. Следовательно, помогают понять авторскую позицию, идею текста.
8 Анализ текста (ключевые слова) понятийно-логические (объективные) экспрессивно-оценочные (субъективные) Дорога, кустик мяты, цветок, бабочка, крылышки, цветка, мысль, книжка Кустик мяты, небольшая бабочка, крылышки, не хотелось расстраивать, решил подождать, свою мысль
9 Анализ текста (логико-смысловая схема) У дороги кустик мяты Я хотел сорвать Небольшая бабочка Я решил подождать и стал записывать
10 Анализ текста (тематическая прогрессия) Д 1 (у края дороги) - Н 1 (кустик мяты) Д 2 (Я) - Н 2 (хотел сорвать и понюхать) Д 2(2) (бабочка) - Н 2(2) (сидела) Д 3 ( ) - Н 3 (не хотел расстраивать) Д 3(2) (Я) - Н 3(2) (решил подождать и стал записывать)
11 Анализ текста (лексический и синтаксический уровни) Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные). Какова их роль в тексте? Проанализируйте запятую в первом предложении. Сопоставьте интонацию предложения в авторском варианте и в возможном варианте уточнения «среди лиловых колокольчиков». Чем авторский вариант лучше? Выполните синтаксический разбор безличного предложения в составе третьего. Какова его роль?
12 Анализ текста (диалогичность, или обращённость к читателю) Напишите мини- изложение, воспроизведя характерные черты исходного текста. Дополните небольшим сочинением, распространяющим последние слова «…одну свою мысль…». (Какую? О чём? С каким чувством?)
13 Незабудки (отрывки) Вышло так, что я забыл о бабочке и долго писал, а когда кончил, опомнился – оказалось, что бабочка всё сидела на цветке мяты в том же положении. Но так не бывает! – и чуть-чуть кончиком ноги я толкнул стебелёк мяты. Бабочка сильно качнулась, но всё-таки не слетела. Неужели она умерла на цветке? А когда я стал её тянуть с цветка, вместе с ней оттянулся скрытый в цветке светло-жёлтый паук с большим зеленоватым шариком. Он всеми своими ножками обнимал брюшко бабочки и высасывал её.
14 Незабудки (отрывки) …А мимо проходили дачники и говорили: «Какая природа, какой день, какой воздух, какая гармония!» Не ясно ли, что природа никакая не гармоничная, но в душе человека рождается чувство гармонии, радости, счастья. В природе то, что у человека считается постыдным: борьба за существование, пол, бешеная злоба и все прочие прелести бытия – обнажены. Спрашивается, почему же мы, входя в природу, чувствуем радость?
15 Незабудки (отрывки) Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое- то чистое и единственное чувство и мысль, соприкасаясь с природой, - вспыхивает, оживает; сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии. Итак, милые люди, усталые горожане и дачники, вы правы тем, что не хотите видеть в природе ту самую борьбу, от которой так устали в городе.
16 Некоторые итоги Специфику миниатюр Пришвина определяет«поэзия философского контекста». Идея единства человека и окружающего его мира, их со- существования подчеркивается художественным параллелизмом. Интересна особенность системы ценностных ориентиров в «интимных пейзажах» Пришвина: всё происходящее в природе (даже трагическое) не подлежит оценке с точки зрения морально- нравственных ценностей человека, хотя через описания и заметно авторское сочувствие. Пришвинские миниатюры – единство максимально обобщённого и глубоко личного.
17 Домашнее задание 1. Проанализируйте текст упражнения 67 (миниатюра М.М.Пришвина). 2. Напишите мини-изложение, дополнив его элементами сочинения, выразив своё впечатление от словесной картины природы и своё отношение к позиции автора.
18 Литература 1. Боровкова Е.Г., Гулеватая О.Н. Комплексный анализ текста. Текстоцентрический подход к обучению русскому языку. – Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М., АСТ: Астрель, Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? - М., Первое сентября, Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – Пришвин М.М. Дневниковая проза: В2 т. Т.2: Из дневников последних лет. 1940; Незабудки. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, Соловей Юрий и Татьяна. «Портреты» цветов// Приложение к журналу «Литература в школе». – Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., kartinki2008.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.