Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕкатерина Пятова
1 ТЕХНОЛОГИЯФОРМИРОВАНИЯТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ
2 Вопросы лекции 1. Современные подходы к проблеме заикания. 2. Методы психокоррекционной работы с заикающимися. 3. Технология формирования темпо ритмической организации речи при темпо ритмической организации речи при заикании. заикании.
3 Современные подходы к проблеме заикания в отечественной логопедии 1. Патофизиологическая теория заикания (80-е годы 19 века) – И.А. Сикорский, М.Е.Хватцев, В.И.Селиверстов, Н.А. Власова и др. 2. Психологическая теория заикания (60-е годы 20 века) – Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Н.А. Чевелева 3. Патогенетическая теория заикания (70-80-е годы 20 века) – Л.И. Белякова, Е.О. Оганесян, Е.А. Дьякова и др.
4 Патофизиологическая теория заикания Основа теории - учение И.П. Павлова о неврозах. Механизм возникновения заикания Нарушение равновесия между возбуждением и торможением в КГМ – появление застойного очага в КГМ – кора плохо выполняет «руководящую функцию» - низ лежащие отделы мозга выходят из-под контроля – нарушается деятельность подкорки – непроизвольные изменения мышечного тонуса.
5 Патофизиологическая теория заикания Наиболее ярко невроз проявляется в той системе, которая наиболее уязвима в данный период. Период интенсивного развития речи– 2-4 года: - активное развитие фразовой речи, - постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. Заикание – расстройство темпа, ритма, плавности речи в результате речевых судорог.
6 Патофизиологическая теория заикания Причины возникновения заикания 1. Предрасполагающие - соматическая ослабленность, - наследственность (до 10 %), - леворукость (в 3 раза чаще), - ускоренная, невнятная речь окружающих, - половинчатый тип ВНД (холерики, меланхолики)
7 Патофизиологическая теория заикания 2. Вызывающие - психотравмирующее воздействие (острая, одномоментная психотравма; микротравмы, действующие длительно, систематически), - подражание
8 Патофизиологическая теория заикания Симптомокомплекс заикания 1. Судороги 2. Непроизвольные двигательные расстройства 3. Двигательные уловки 4. Речевые уловки 5. Логофобии 6. Характерологические изменения личности 7. Дефекты звукопроизношения
9 Патофизиологическая теория заикания Судороги (по И.А. Сикорскому) По типу: - клонические, - тонические, - смешанные (в 70%) По месту локализации: - дыхательные, - голосовые, - артикуляционные
10 Патофизиологическая теория заикания Дыхательные судороги - инспираторная (на вдохе) – «всхлип, икота», - экспираторная (на выдохе) – «х-х-х…», - респираторная (ритмическая) – «взрыв» Голосовые судороги - смыкательный гортанный спазм – «мимолетная немота»/твердая атака, - вокальная (голосовая) – «а-а-а…», - дрожащий гортанный спазм – «блеяние овечки»
11 Патофизиологическая теория заикания Артикуляционные судороги - лицевые /смыкательная, верхнегубная, нижние губная, угловая, «зияющая», судорога Фрешельса, нижнечелюстная, сложная/, /смыкательная, верхнегубная, нижние губная, угловая, «зияющая», судорога Фрешельса, нижнечелюстная, сложная/, - язычные /судорожный подъем кончика языка, спинки языка, корня языка, связки языка, мягкого неба, изгоняющая/ /судорожный подъем кончика языка, спинки языка, корня языка, связки языка, мягкого неба, изгоняющая/
12 Патофизиологическая теория заикания Непроизвольные двигательные расстройства /тик века, щеки, подергивание головой/ Двигательные уловки /движения рукой, головой, всем телом, предваряющие или сопровождающие речь/ /движения рукой, головой, всем телом, предваряющие или сопровождающие речь/ Речевые уловки /невнятное бормотание, излишне громкая речь, эмболофразии/ /невнятное бормотание, излишне громкая речь, эмболофразии/
13 Патофизиологическая теория заикания Логофобии Характерологические изменения личности - индифферентные - адекватные - с гиперпереживаниями Дефекты звукопроизношения
14 Патофизиологическая теория заикания Направления комплексной коррекционной работы при заикании 1. Медикаментозное лечение 2. Физиотерапевтическое лечение 3. Психотерапевтическая коррекция 4. Логопедическое воздействие
15 Психологическая теория заикания Заикание – расстройство коммуникативной функции речи. 2 – 4 года – постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. При резком, скачкообразном переходе может возникнуть заикание.
16 Психологическая теория заикания Причины возникновения заикания 1) неправильное речевое воспитание /увеличение информационной нагрузки родителями, взрослые не адаптируют свою речь к возрасту детей, раннее изучение иностранного языка/ 2) Неоправданно раннее усложнение ситуации общения /выступление ребенка ситуации общения /выступление ребенка перед взрослыми, сложные вопросы, перед взрослыми, сложные вопросы, требующие развернутых ответов/ требующие развернутых ответов/
17 Психологическая теория заикания Указанные причины сбивают речевую программу ребенка – он задумывается, подбирает языковые средства, структурирует фразу - делает паузы, остановки во время речи - заикание Паузы – не судорожного характера! Коррекционная работа – логопедическое воздействие.
18 Психологическая теория заикания Диагностика 1. Назвать картинки или игрушки (8-10 штук) 2. Вспомнить, какие картинки (игрушки) только что называл 3. Описать наглядно воспринимаемый предмет (игрушку) по плану логопеда: - название, - из чего сделан, - цвет предмета, - как с ней играть.
19 Психологическая теория заикания 4. Описание предмета по представлению - Я расскажу про грушу, а ты - про яблоко. 5. Беседа о времени года: - Какое сейчас время года? - Какое время года ты любишь? - Почему? Расскажи. 6. Рассказ о событиях своей жизни. Какие виды речи изучаются с помощью этих заданий?
20 Психологическая теория заикания Выводы о степени заикания - заикание проявляется в заданиях 5-6 /контекстная речь/ - легкая степень, /контекстная речь/ - легкая степень, - заикание проявляется в заданиях 3-4 /стык контекстной и ситуативной речи/ - средняя степень, /стык контекстной и ситуативной речи/ - средняя степень, - заикание проявляется в заданиях 1-2 /ситуативная речь/ - тяжелая степень /ситуативная речь/ - тяжелая степень
21 Патогенетическая теория заикания Заикание может возникать на разной основе: - 50% на функциональной основе – невротическое, /симптомокомплекс как при заикании с точки зрения патофизиологического похода/ - 50% на органической основе – неврозоподобное /симптомокомплекс плюс симптомы органического поражения ЦНС, как у детей с дизартрией/
22 Патогенетическая теория заикания Направления комплексной коррекционной работы при заикании 1. Медикаментозное лечение 2. Физиотерапевтическое лечение 3. Психотерапевтическая коррекция 4. Логопедическое воздействие При неврозоподобном заикании – дополнительная работа как при дизартрии.
23 Психотерапевтическая коррекция личности заикающихся 1. Разъяснительная психотерапия /беседа/ 2. Суггестивная терапия (внушение) - гипноз - аутогенная тренировка - метод одномоментного снятия заикания /К.М. Дубровский/ /К.М. Дубровский/ 3. Практическая психокоррекция /арт терапия, музыкотерапия, библиотерапия, /арт терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др./ сказкотерапия, куклотерапия и др./
24 Речевые центры - в левом полушарии. Первичная обработка речи по физическим параметрам (анализ мелодики, интонации, физических характеристик звука) проходит в правом полушарии (теменно-затылочная область). Необработанная, «сырая» информация идет в левое полушарие, оно «захлебывается».
25 В результате – ребенок застревает, замолкает или заикается. Левое полушарие перегружено, оно воспроизводит то, что уже переработало – самую малую единицу речи – слог. Страх того, что «что-то не так», что это повторится, закрепляет заикание, утяжеляет судороги.
26 Основная задача логопедической работы при заикании – сформировать нормальный ритм /переходный мостик между здоровой речью и заиканием /. Особое значение в коррекционной работе придается формированию темпо ритмической организации речи заикающихся.
27 Технология формирования темпо ритмической организации речи при заикании 1. Подготовительный этап /гимнастики, отработка речевого эталона, /гимнастики, отработка речевого эталона, подключение руки/ подключение руки/ 2. Этап автоматизированных рядов /пословный ритм, по слоговой ритм/ /пословный ритм, по слоговой ритм/ 3. Закрепление навыков плавной речи /диалоги, скороговорки, ролевой тренинг, /диалоги, скороговорки, ролевой тренинг, функциональные тренировки/ функциональные тренировки/
28 Примеры упражнений для закрепления пословного и послогового ритмов «Неваляшка» «Силач» «Силач» «Описание предмета» / Чайник, мыло и т.п./ «Опера» «Вопрос-ответ» /скороговорки/ «Танцы на стихи» /любые движения, ритм, интонация, мимика/
29 Упражнения «прогоним сердитки» В правом полушарии «скапливается гнев». Эмоциям надо дать выход. Это нормализует работу полушарий. Ритм там, где между полушариями гармония. «Выберись из ямы» «Прихлопни муху» Порядковый счет/ скороговорки
30 Самостоятельная работа /в паре/ «Логопед» – подбирает речевой материал и демонстрирует работу по закреплению пословного и послогового ритмов /сочетая речь с рукой/. «Ребенок» – выполняет инструкции «логопеда».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.