Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемФёдор Гостев
1 ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ДИСЛАЛИИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ДИЗАРТРИИ
2 Дислалия – нарушение звукопроизношения, которое обусловлено либо слабостью нейродинамических процессов, либо нарушением взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов, либо нарушением анатомического строения периферического речевого аппарата
3 ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ 1. Механическая (органическая) 2. Функциональная - акустико-фонематическая - артикуляторно-фонематическая - артикуляторно-фонетическая
4 Механизм нарушения звукопроизношения при механической дислалии Анатомические дефекты артикуляционного аппарата дефекты звукопроизношения фонетическое недоразвитие речи
5 Коррекционная работа при механической дислалии 1. Подготовительный этап /помощь специалистов-медиков, развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование правильных артикуляционных укладов, развитие кинестетических ощущений/ 2. Этап постановки /от артикуляционной гимнастики, от опорных звуков, механический, смешанный/ 3. Этап автоматизации
6 Механизм нарушения звукопроизношения при акустико-фонематической дислалии Нейродинамические сдвиги в центральном отделе речеслухового анализатора первично страдает фонематический слух ребенок не опознает тот или иной акустический признак звука (фонематическое недоразвитие речи) замены или смешения звуков (фонетико- фонематическое недоразвитие речи)
7 Коррекционная работа при акустико- фонематической дислалии 1. Подготовительный этап: - развитие фонематического слуха и навыка звукового анализа (на сохранных звуках и дефектных) Б.М. Гриншпун: работу по дифференциации звуков необходимо проводить так, чтобы неправильное произношение не мешало ребенку, опора только на слуховое восприятие материала.
8 2. При заменах звуков: -постановка заменяемого звука - автоматизация этого звука -уточнение артикуляционных и акустических характеристик звука- заменителя - дифференциация звуков
9 3. При смешениях звуков: -уточнение артикуляционных и акустических характеристик одного звука -уточнение артикуляционных и акустических характеристик другого звука - дифференциация звуков
10 Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонематической дислалии Нейродинамические нарушения в речедвигательном анализаторе арт.база не полностью арт.база полностью сформирована замена на более простой неустойчивый звуковой по артикуляции звук облик слова (субститут) (смешение звуков) фонетическое недоразвитие речи
11 Коррекционная работа при артикуляторно- фонематической дислалии 1. Подготовительный этап: - развитие артикуляционной моторики - развитие фонематического слуха
12 2. При заменах звуков: -постановка заменяемого звука - автоматизация этого звука -уточнение артикуляционных и акустических характеристик звука- заменителя - дифференциация звуков
13 3. При смешениях звуков: -уточнение артикуляционных и акустических характеристик одного звука -уточнение артикуляционных и акустических характеристик другого звука - дифференциация звуков
14 Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонетической дислалии слабость мышц артикуляционного аппарата не сформированы правильные артикуляционные уклады звуки произносятся ненормированном (искажения, аллофоны) фонетическое недоразвитие речи
15 Коррекционная работа при артикуляторно- фонетической дислалии 1. Подготовительный этап: -формирование правильных артикуляционных укладов -различение на слух правильного и дефектного произношения -отработка опорных звуков 2. Этап постановки 3. Этап автоматизации
16 Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата «Стертая» дизартрия – менее выраженная симптоматика, связанная с «точечными» поражениями головного мозга, проявляющиеся в основном в специфических нарушениях произношения отдельных групп звуков
17 «Стертая» форма дизартрии (Р.И. Мартынова, 1975) Дизартрический компонент (В.А. Ястребова, 80-е) Легкая степень дизартрии (Г.В. Чиркина)
18 Дизартрия -синдром артикуляционных расстройств ( дистония ) -синдром нарушения речевого дыхания (не могут осознанно управлять вдохом-выдохом) -синдром ритмико-мелодической недостаточности (нет осознанного интонирования, управления силой, высотой голоса)
19 Коррекция нарушений произносительной стороны речи при легкой степени дизартрии Ни один массаж не заменит артикуляционной гимнастики. Главное – научить детей управлять своими мышцами осознанно! Могут применяться отдельные массажные приемы для оживления кинестезий.
20 1. Развитие моторики артикуляционного аппарата: -упражнения по общей программе /тренируют силу, выносливость артикуляционных мышц, координацию, переключение/ Мышцы шеи Мышцы губ Мышцы языка Нижняя челюсть Мягкое небо
21 -«Любопытная Варвара» -«Улыбка», «Хоботок», «Трубочка», «Оскал»,«Заборчик», «Усы», Цепочка звуков -«Вкусное варенье», «Часики»,«Качели», «Кошка лакает молоко»,Упражнения с ложкой, пуговицей на нитке -«Пила» - «Молоток» -«Покашливание», «Позевывание», А-Э
22 -упражнения по специальной программе (направлены на формирование артикуляционных укладов) На примере звука Р. 2. Развитие навыка правильного дыхания: «Поплевывание с губ», «Удлиннение выдоха с губ», «Поплевывание с кончика языка», «Удлиннение выдоха с кончика языка», «Желобок», «Фокус»
23 3. Постановка звуков: от артикуляционной гимнастики от опорных звуков механический смешанный Порядок постановки определяется индивидуально, с учетом артикуляционной сложности звуков и артикуляционных возможностей ребенка
24 Гласные звуки А Э О И У Ы Звуки рекомендуется отрабатывать на мягкой атаке. Привлекать внимание детей к оральному образу звука, использовать различные способы самоконтроля, муляжи, ручные модели, пиктограммы.
25 Схема артикуляционной близости согласных звуков взрывные щелевые П Б Ф В Т Д Р Х С З К Г Щ Ш Ж Р Ц=Т+С Ч=ТЬ+Щ Л А, Ы
26 Отдельные приемы постановки звуков С – боковой Сь от «ть» Ш – от Т или «ступеньки» Л – от гласного А Р – от «грибочка», серия движений
27 При вызывании звука рекомендуется не давать домашнее задание на проговаривание звука, не вводить в речевой материал. Дать мозгу «усвоить информацию».
28 4. Автоматизация звуков: слог – слово – фраза Главное – не заучивание, а осознанное использование звука, включение его в коммуникацию (игры, учебная деятельность, единый речевой режим).
29 5. Формирование интонационной выразительности речи 1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи 2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи 1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи Задачи: 1)показать, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, 2)познакомить с различными видами интонаций, средствами их выражения, научить различать разнообразные интонационные структуры в чужой речи. Подготовительные ритмические упражнения на восприятие и воспроизведение ритмов /готовят к восприятию интонаций, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы/. Материал для упражнений – ритмические структуры: /// - изолированные удары, /// // - серии простых ударов, // UU //- акцентированные удары.
30 1 направление. Формирование общих представлений об интонационной выразительности. 2 направление. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Средство выражения Способ обозначения /. / 3 направление. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Средство выражения Способ обозначения /?/ 4 направление. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Средство выражения Способ обозначения /!/ 5 направление. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. /уточнить средства выражения, способы обозначения; определять интонацию предложений в текстах, стихотворениях/
31 2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи Задачи: 1)сформировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, 2)дифференцировать интонации в экспрессивной речи. Подготовительные упражнения /развитие элементов интонации: темпа и тембра голоса, силы и высоты голоса, голосовых модуляций, логического ударения, физиологического, фонационного и речевого дыхания и др./ Упражнения по развитию силы голоса 1. Усиление голоса /немая артикуляция, шепот, тихо, громко/ О-О-О-О 2. Ослабление голоса /громко, тихо, шепот, немая артикуляция/ У-У-У-У 3. Прямой счет с постепенным усилением голоса: Обратный счет с постепенным ослаблением голоса:
32 Казнить нельзя помиловать. На утес одинокий орел садится. Поездку отложить нельзя выезжать. Детей отправьте вечером встретим.
33 Упражнения по развитию высоты голоса 1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков У У 2. «Вопрос-ответ» -Был сапожник? /высоко/ -Был. /низко/ … Правила работы с речевым материалом на 2 этапе 1) речевой материал подбирается по принципу «от простого к сложному», 2) весь речевой материал отрабатывается сопряженно с логопедом, отраженно, затем самостоятельно.
34 1 направление. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения 1) Упражнения по освоению ритмики слова -односложные слова и предложения с ними/суп, стол, сын спит/ -двусложные слова /лиса, мороз/ -трехсложные и четырехсложные слова /молоко, балерина/. 2) Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения -с ударением на первом слоге /Утром холодно./ -с ударением на одном из средних слогов /Машина поехала./ -с ударением на конечном слоге /Самолет летит./ -с различными комбинациями по месту ударения /Станция метро./ 3 ) Отработка повествовательной интонации с выделением логически ударного слова /Его зовут Саша Его зовут Саша Его зовут Саша/
35 2 направление. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения 1) Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, выделение вопросительной интонацией слова в начале, в середине, в конце предложения /Нос? Это нос? Снежинки? Летят снежинки? Можно взять санки? Это твоя сумка? Ты идешь домой? / 2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом -в начале предложения /Куда ты идешь?/ -в середине предложения /Ты когда пойдешь гулять?/ 3) Закрепление вопросительной интонации на материале стихотворений 3 направление. Работа над интонационной выразительностью восклицательного предложения 1) Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий 2) Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание 3) Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах
36 4 направление. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи Работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети подражают голосам, интонациям героев; передают их мимику, жесты, повадки. Важна подготовительная работа.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.