Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРаиса Белосельская
1 Характер и особенности педагогических традиций Ближнего Востока Колыбелью древнейших локальных цивилизаций в истории человечества, возникших в IV-III тыс. до н.э. в долинах рек Нила (Древний Египет), Тигра и Евфрата (Месопотамия), стал Ближний Восток. Указанные, а также некоторые другие культуры стали важным источником формирования педагогики великой Ближневосточной мусульманской цивилизации, адаптировавшей их применительно к своей оригинальной социокультурной специфике и охватывающей, кроме собственно Ближнего Востока, Средний Восток и Северную Африку.
2 Великая Ближневосточная цивилизация, системообразующим стержнем которой стал ислам, зародилась в VII в. в Аравии; в XII в. она простиралась от Испании до Индии.
3 Ислам как основа педагогической мысли Ислам – это всеохватывающая универсальная система философских, социальных, нравственных и правовых взглядов и идей. Педагогика Ближнего Востока проникнута глубокой религиозностью с элементами рационализма, восходящими к древнегреческой философии.
4 Фундаментальные основы исламского воспитания и образования Религия – главный стержень в учебно- воспитательном процессе Личность- субъект воспитания и образования Знания и наука Мудрость Справедливость Практика Мораль
5 Человек с точки зрения религиозных представлений Человек слаб, легко поддается искушению, легко впадает в неверие,поэтому нуждается в твердом руководстве, в строгом исполнении всего, что требует от него Аллах… Все стороны жизни мусульманина получили отражение в Коране - священной книге мусульман, Сунне собрании преданий и высказываниях и поступках пророка Мухаммеда, шариате – систематизированном своде мусульманских законов. Требования Корана и предписания шариата охватывали всю жизнь верующего от рождения до смерти.
6 Человек в мусульманской культуре брался не в системе его внешних, социальных взаимодействий, не в процессе углубленного самопознания, а в отношении к богу. Смыслом жизни человека считалось послушание, повиновение воле Аллаха, исполнение религиозных и иных обязанностей, являющихся долгом каждого правоверного. Вера в Аллаха, сопровождаемая подобающим ей поведением, рассматривалась не как врожденное, а как приобретенное качество. В его формировании важное место отводилось воспитанию и обучению.
7 Воспитание и обучение Эти понятия отличаются в педагогике Ближневосточной цивилизации. Обучение рассматривалось как способ наделения человека теоретическими добродетелями, осуществляемый при помощи слова. Воспитание – как способ наделения человека этическими добродетелями, для чего считалось важным привить ему привычку совершать правильные действия, вести себя должным образом.
8 Обучение и воспитание согласно ближневосточной исламской традиции, основывались на приобретении человеком истинного знания. Оно подразделялось на: 1. Предвечное и всеобъемлющее божье 2. Человеческое – обычное (мирское) и религиозное (равное вере) Таким образом, вера отождествлялась со знанием. Стремление к знанию считалось безусловным долгом каждого мусульманина. Обладание им в глазах общественного мнения ценилось выше, чем обладание собственностью.
9 Пути к овладению знанием 1. Усвоение исламских традиций 2. Понимание посредством логического рассуждения 3. Энциклопедическое образование 4. Мистическое озарение
10 Система образования Своим смыслом и целью имела распространение ислама среди самых широких слоев населения в обширных регионах. Поэтому при всех мечетях по контролем мусульманского духовенства организовывались начальные школы ( преимущественно бесплатные). Обучение в них строилось на чтении, заучивании и письменном воспроизведении текста Корана. Это предполагало опору на память (репродуктивный способ обучения). В школах царила жесткая дисциплина, широко применялись наказания.
11 Стиль жизни Ближневосточной цивилизации, присущая ей религиозная идеология ставили перед педагогом задачу интегрировать воспитуемого в господствующую и подлежащую безусловному принятию систему исламских религиозно-этико-правовых ценностей и норм, помогать их освоению разумом и чувством, реализовывать их в своем поведении.
12 Среднее и высшее образование ( медресе) Изучаемые предметы делились на 2 группы: 1.Традиционные(религиозные дисциплины) толкование Корана Мусульманское право Богословие Арабская филология ( грамматика, стихосложение, литературоведение) Риторика
13 2.Рациональные(умопостигаемые) Логика Математика Астрономия Медицина Другие естественнонаучные дисциплины и связанные с ними философские концепции (например труды Аристотеля)
14 Базисные педагогические традиции Базисные педагогические традиции Ближневосточной цивилизации характеризовались ярко выраженными ценностными ориентирами, пронизанными духом ислама. Ближневосточная педагогика стремилась к воспроизводству целостного человека, чьи знания, вера и поведение направлены в одно строго определенное для правоверного русло.
15 Хотя воспитание и обучение последовательно различались, а культ знания способствовал акцентированию внимания на последнем, тем не менее они рассматривались как две стороны единого процесса. Признание сердца высшим органом человеческого познания проникло в ислам скую педагогику во многом благодаря влиянию библейской традиции.
16 Ближневосточная культура ориентировалась на оппозицию «человек-Аллах», что способствовало безусловному подчинению развития индивидуального начала в человеке надличностным религиозным установлениям, задающим жесткие рамки его поведению и образу мыслей.
17 Спасибо за внимание Ваши вопросы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.