Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЭлла Ширинкина
2 Латинизированное имя Рене Картезий (Cartesius) Место рождения : Лаэ ( провинция Турень ), ныне Декарт ( департамент Эндр и Луара ) ( Франция ) Место смерти : Стокгольм, Швеция Основные интересы : метафизика, эпистемология, математика 31 марта 1596 – 11 февраля 1650
3 Школа / традиция : картезианство, рационализм Направление : Европейская философия Основной вклад в философию : идея Cogito ergo sum; метод радикального сомнения ; картезианский дуализм ; онтологическое доказательство бытия Божия. Период : философия XVII века ( философия Нового времени )
4 Признан основателем Новоевропейской философии. Последователи : Б. Спиноза, А. Арно, Н. Мальбранш, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Э. Гуссерль и др.
5 Биография. О детстве и юности известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из « Рассуждения о методе », переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась чрезмерной критике. Родился в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани ; Учился в организованном иезуитами коллеже Ла - Флеш в провинции Анжу, куда был отдан в 1604 ( по данным Байе ) или в 1606 ( по данным современных историков ) и где провел более восьми лет ; В 1616 в университете Пуатье он получил степень бакалавра права ( где занимался ещё и изучением медицины ), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой ; В 1617 Декарт поступает добровольцем на службу в протестантскую армию и много путешествует по Европе ;
6 В е годы Декарт знакомится с математиком М. Мерсенном, через которого он долгие годы « держал связь » со всем европейским научным сообществом ; В 1628 Рене Декарт более чем на 15 лет обосновывается в Нидерландах, но не поселяется в каком - то одном месте, а около двух десятков раз меняет место жительства ; В 1633, узнав об осуждении церковью Галилея, Декарт отказывается от публикации натурфилософской работы « Мир », в которой излагались идеи естественного возникновения вселенной по механическим законам материи ; В 1649 году по приглашению шведской королевы Кристины Декарт отправился в Швецию. Суровый климат и непривычный режим ( королева заставляла Декарта вставать в 5 утра, чтобы давать ей уроки и выполнять другие поручения ) подорвали здоровье Декарта, и, подхватив простуду, он умер от пневмонии.
7 Основные философские труды год в научном отношении оказался ключевым для Декарта. Именно в это время, как Рене сам писал в дневнике, ему открылись основания новой « удивительнейшей науки ». « Мир, или Трактат о свете » (1633, опубликовано только в 1664), в котором выражал свое согласие с учением Галилея ; Работа « Рассуждение о методе » (1637), с которой и началась новоевропейская философия ; Главное философское сочинение « Размышления о первой философии » (1641); « Первоначала философии » (1644) - компендий, суммирующий наиболее важные метафизические и натурфилософские теории автора ; Большое влияние на европейскую мысль оказала и последняя философская работа Рене Декарта « Страсти души », опубликованная в 1649 г.
8 Основатели философии Нового времени. Европейский эмпиризм : Ф. Бэкон ; Т. Гоббс ; Дж. Локк Европейский рационализм : Рене Декарт ; Г. В. Лейбниц ; Б. Спиноза
9 Рене Декарт - великий философ. Рене Декарт был не только гениальным естествоиспытателем, математиком, физиологом, но и великим философом. Основная цель его философии : устранение препятствий на пути объективно - достоверного познания. картезианской революции Его вклад в философию получил название картезианской революции, от Картезий – латинизированное имя философа.
10 Дуализм. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей : При этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе – человеке - оказалась в принципе не разрешимой в его философии. протяжённая (res extensa) мыслящая (res cogitans)
11 Учение о субстанциях. Изучая проблему бытия, Декарт выводит базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия : Субстанция это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, не сотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции ( единичные вещи, идеи ) также обладают главным качеством субстанции не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции Богу они производны, вторичны и зависят от него ( поскольку сотворены им ).
13 Доказательства существования Бога. 1. Наиболее известным является так называемый « онтологический аргумент »: Бог есть всесовершенное существо, поэтому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречие. 2. В нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, но причиной может быть только сам Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена тем, что этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо. 3. Основан на необходимости существования Бога для поддержания человеческого существования. Декарт полагал, что Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является тем не менее источником « врожденного знания » человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы.
14 Классификация идолов. Как и у Ф. Бэкона, у Декарта была своя классификация идолов – основных источников заблуждения : Предубеждения нашего детства Неспособность в зрелом возрасте освободиться от привычных мнений Трудность и утомительность интеллектуального напряжения и сосредоточения Дезориентирующая сила слов, часто не столь обозначающих, сколько затемняющих наши понятия
15 Опорные точки рационализма. ум Центром внимания сделал человеческий ум, постигающий любую истину. До Декарта методология развивалась только в одном направлении – индуктивно ( метод Ф. Бэкона ): от единичного и частного ко все более общему. Декарт же на примере физических знаний отправлялся от самых общих положений и от них переходил к более частным положениям физики, достигая затем максимально конкретных наук. путь от общего к частному – методология начала развиваться дедуктивно ( метод Р. Декарта ). Благодаря его математическому складу ума определился путь от общего к частному – методология начала развиваться дедуктивно ( метод Р. Декарта ).
16 Рационалистический метод. Декарта не устраивала традиционная логика, более пригодная к рассмотрению уже известного, чем к открытию ещё нам неизвестного. Этими соображениями он руководствовался при разработке правильного метода : 1. Самое важное правило требует считать истинным только то, что познается с очевидностью и отчетливостью ( это правило требует избегать « опрометчивости и предвзятости »). 2. Мысленно делить любое из « исследуемых мною затруднений » на предельно простые элементы. 3. Придерживаться « определенного порядка мышления », отправляясь от предметов простых к познанию наиболее сложного. 4. Пользоваться всегда полными перечнями, общими обзорами, в которых ничего не было бы упущено.
17 Понятие « ясного и внимательного ума ». Главный принцип рационализма : Она также является важнейшим положением его методологии и гносеологии. Интуицию необходимо рассматривать в качестве естественного и одновременно интеллектуального света : интуиция отделяется от чувственных восприятий. Она есть прочное, отчетливое понятие « ясного и внимательного ума » - интуиция непосредственна.
18 Три класса идей. В познавательной деятельности Декарт усматривал : 1) Идеи, который каждый человек получает извне ; 2) Образуемая на основе идей первого рода разновидность идей в его уме ; 3) Врожденные идеи, независимые от внешних предметов, действующих на чувства. Их отличают : ясность, отчетливость, простота.
19 Помимо врожденных идей имеются и Пример : положение о невозможности того, чтобы одновременно одно и то же было и не было. Врожденность представляет собой предрасположенность, склонность к проявлению в определенных условиях. врожденные аксиомы
20 Методическое сомнение. Главный вопрос философии : Исследование возможности достоверного научного знания и метод, посредством которого можно достичь такого знания. Существует ли достоверное знание, которое могло бы служить фундаментом, опорой для всей науки ?
21 Решение этих задач имело своей предпосылкой преодоление философского скептицизма. Первый шаг в его опровержении : всеобщее и полное сомнение. А сомнение – это мыслительная деятельность. Если достоверно сомнение, то достоверно и мышление. « Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю ».
22 Непосредственная достоверность сознания. существую В качестве мыслящего я наверняка существую : Достоверное знание существует, т. к. существует сам мыслящий человек. « Я мыслю, следовательно, я существую ». (Cogito ergo sum…)
23 Этические взгляды. идея совершенного существа как истинного объекта любви ; идея противоположности духа материи, предписывающая нам удаляться от всего телесного ; идея бесконечности вселенной, предписывающая " возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью ; идея солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу.
24 Стремись всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире. ( с ) Здравый смысл - самая распространенная вещь на свете потому, что каждый думает, будто наделен им в полной мере. ( с ) Одиночество нужно искать в больших городах. ( с ) Чему завидуют больше всего, так это славе. ( с ) Жажда отличий при недостатке характера сгибает одного человека перед другим. ( с )
25 Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. ( с ) Трусость происходит только от отсутствия определенной надежды и желания. ( с ) Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять. ( с ) Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. ( с ) Ничто из ничего не получается. /Ex nihilo nihil fit/. ( с ) Мы можем давать себе отчет о состоянии здоровья нашего тела, но о состоянии ума - никогда. ( с )
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.