Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлександра Галафеева
2 Жизненный путь польского композитора Михаила Огиньского ( г.г.) похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связанной с трагической судьбой его родины. Имя композитора было окружено ореолом романтики, еще при жизни о нем возникало множество легенд (так он не раз "узнавал" о собственной смерти). Музыка Огиньского, чутко отразившая настроения времени, многократно усиливала интерес к личности ее автора. Композитор обладал и литературным талантом, он - автор "Мемуаров о Польше и поляках", статей о музыке, стихов.
3 Михаил Клеофас Огиньский родился 25 сентября 1765 года в имении своего отца неподалеку от Варшавы. Род графов Огиньских принадлежал к числу знатнейших родов Речи Посполитой и был связан узами родства с польско-литовскими магнатами. Отец Михаила – Анджей Огиньский был дипломатом. Большую роль в воспитании и образовании Михаила сыграл гувернер, француз Жан Ролей.
4 Уже в раннем возрасте Михаил Клеофас почувствовал влечение к «искусству дивному». Учителем музыки стал Юзеф Козловский, талантливый варшавский композитор, дирижер и органист, который сыграл решающую роль в формировании творческого облика Огиньского. Михаил мог почерпнуть много впечатлений, бывая в Слониме у своего дяди - великого гетмана литовского – князя Михаила Казимежа, тратившего огромные деньги на оперные и драматические спектакли, концерты в собственном театре. Кроме того он сам хорошо играл на разных инструментах. Юзеф Козловский Михаил Казимеж Огиньский
5 Уже в юности Михаил Огиньский привлек внимание польских общественно-политических деятелей как настоящий патриот и разносторонне образованный человек : он свободно говорил на нескольких языках, отличался начитанностью, прекрасно знал историю Европы, писал стихи, играл на скрипке и клавире, хорошо рисовал.
6 Девятнадцатилетним юношей он был избран депутатом Сейма, затем служил на разных должностях преимущественно в финансовом департаменте, затем становится дипломатом в Голландии. И всюду, где бы ни был Огиньский, как бы ни была сложна окружающая его обстановка, даже если ему грозила смерть, книги и произведения искусства неизменно увлекают его. Основные интересы постепенно сосредоточиваются в двух областях культуры – истории и музыке. Михаил Клеофас Огиньский с женой Изабеллой. Гравюра на меди Луиджи Скьявонетти К началу 90-х годов ХVIII века относятся первые полонезы Огиньского, к сожалению, несохранившиеся, которым, видимо, предшествовали более ранние композиционные опыты.
7 В Вильне Огиньский сошелся с Ясиньским и другими патриотами, когда он занимал высокий пост государственного казначея Литвы, входившей тогда в состав Речи Посполитой. Весной 1794 года он примкнул к Тадеушу Косьцюшко, поднявшему знамя борьбы за независимость Польши и заявил Национальному совету, что «приносит в дар Родине свое имущество, труд и жизнь». Он пишет письма своей жене, скрепляя их печатью, на которой древний княжеский герб был заменен щитом с девизом: «Свобода, постоянство, независимость». Огиньский принял участие в нескольких сражениях. Тадеуш Косьцюшко
8 В 1794 году произошел резкий перелом не только в жизни и убеждениях композитора, но и в его творчестве. Он становится автором первых польских революционных песен и маршей. Существует предположение, что именно Огиньский создал мелодию боевой песни «Ещё Польша не погибла», ставшей впоследствии польским национальным гимном. Исполнение этой песни преследовалось тайной полицией как царской России, так и прусской монархии и габсбургской империи.
9 Михаил Клеофас Огиньский После гибели Ясинского начался отход вооруженных сил повстанцев к Кракову, но затем они вынуждены были сдаться частям царской армии. Огиньскому с группой патриотов удалось добраться до Вены. Король Речи Посполитой отрекся от престола, Польша утратила государственную самостоятельность. Огиньский называл это восстание «польской революцией», освободительные стремления которой не раз сопоставлял с идеями французской революции. Уже с первых дней эмиграции Огиньский понял, какая опасность ему угрожает. Он покидает Вену и едет в Италию, затем в Константинополь.
10 После амнистии 1802 года Огиньский приезжает в Россию и ведет активную политическую деятельность в качестве сенатора Российской империи. Император Александр I вернул Огиньскому значительную часть его имений и присвоил чин тайного советника. В России полонезы Огиньского ( в том числе «Прощание с родиной», написанный в 1794 году) привлекли внимание еще до его приезда в Петербург. После второго приезда его произведения завоевывают еще большую популярность. В Петербурге звучат полонезы и романсы Огиньского, а в альбом императрицы Козловский вписывает не только трагический полонез «Прощание», но и до-мажорный марш своего ученика. Прием Огиньского с его женой в Лондоне. Картина неизвестного художника.
11 Стаи воронья носились над растерзанной Польшей тогда, когда Огиньский вступал в пору творческой зрелости. И Ференц Лист заметил, характеризуя полонезы Огинского, что они производят такое впечатление, «как если бы кортеж, прежде торжественный и шумный, умолк и проникся сосредоточенным настроением, проходя мимо могил, в соседстве которых молкнут гордость и смех».
12 Произведения Огиньского уже на рубеже ХVIII –ХIХ столетий пользовались громадной популярностью во всей Европе, особенно в Польше, где его имя было окружено ореолом героической славы. В 1803 году в Варшаве были опубликованы некоторые полонезы Огиньского, в том числе «Прощание». Позже, по свидетельству современников, в Варшаве было опубликовано полное собрание полонезов Огиньского.
13 Надежды Огиньского на реформы в Росии и Царстве Польском не оправдались, и, теряя доверие к императору, Огиньский просит долгосрочный отпуск для лечения за границей. В январе 1823 года он покидает Россию и приезжает в Дрезден. Здесь он увидел издания своих полонезов, выпущенные в Праге, Берлине, Вене. Большая часть этих изданий содержала только три полонеза. Затем Огиньский поселился во Флоренции. Здесь в столице Тосканы, лишь ненадолго выезжая в другие европейские страны, он провел последние десять лет своей жизни. Площадь Санта Мария Новелла во Флоренции
14 Вскоре после приезда во Флоренцию композитор установил деловые и дружеские связи с знаменитым миланским издателем Джованни Рикорди, который выпустил ряд его фортепианных и вокальных произведений, в том числе «Восемь последних полонезов». Эта тетрадь дает право говорить о типичности некоторых черт, постепенно ставших характерными для полонезов Огиньского. Во многих из них встречаются героические взволнованные образы, близкие к «побудкам». Титульный лист миланского Издания «Восьми последних полонезов» Огиньского
15 Особенностью многих полонезов Огиньского следует считать также сочетание подобных фанфарных звучностей, вызывающих в памяти походы повстанцев, с лирически- напевными пассажами. Именно с Михаила Клеофаса Огиньского начинается в музыке то, что одни называют «иносказательностью», а другие «подменой понятий». Именно он придумал танцы, которые едва годятся для ног, но которые выражают чувства сочинителя. Таков знаменитый полонез «Прощание с Родиной», который бередит сердечные раны. Огиньский придумал соединить минорный музыкальный лад с трехдольным ритмом горделивого танца польских шляхтичей – полонезом.
16 В общей сложности мы знаем в настоящее время свыше двадцати полонезов Огиньского, четыре вальса, четыре марша три мазурки романсы, в том числе на польские тексты, то есть не менее 35 фортепианных произведений. К этому перечню можно добавить оперу «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире»(1799 г.).
17 До последних дней не переставал Огиньский задумываться о трагической судьбе своей родины. Он стремился показать в своих трудах - «Письмах о музыке», исторических «Мемуарах о Польше и поляках» - значение польской культуры в различных областях, подчеркивая непрерывность ее развития. Титульный лист посмертного варшавского издания «Четырнадцати полонезов» Огиньского
18 Деятельность Огиньского относится к годам расцвета польской культуры, когда эстетические концепции века Просвещения создали предпосылки для бурного развития романтической литературы и искусства. Все польские и русские исследователи раскрывают значение Огиньского как одного из самых талантливых и ярких предшественников Фредерика Шопена. Памятник Огиньскому в Пантеоне Санта Кроче во Флоренции
19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Бэлза, И. Из истории русско-польских музыкальных связей [Текст] / И. Бэлза. – М. : Музгиз, – 62 с. 2.Бэлза, И. История польской музыкальной культуры [Текст] / И. Бэлза. – М. : Музыка, – 234 с. 3.Бэлза, И. Михаил Клеофас Огиньский [Текст] / И. Бэлза. – М. : Музыка, – 133 с. 4.Бэлза, И. Михаил Клеофас Огиньский [Текст] / И. Бэлза. – М. : Музыка, – 127 с. 5.Ваграфтик, А. Копилка шлягеров [Текст] / А. Ваграфтик // Музыкальная жизнь. – – С.31 – Гуревич, Е. Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках: ХVII – первая половина ХХ века [Текст] / Е. Л. Гуревич. – М. : ТОО « Пассим », – 312 с. 7.Огиньский, М. Полонез [Ноты] / М. Огиньский // Музыка и время. – – С. 54 – Огиньский, М.К. Пьесы [Ноты] / сост. И. Бэлза. – М. : Музыка, – 64 с. 9. Песни для детского хора [Ноты] / сост. В.Соколов. – М. : Музыка, – 88 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.