Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемДарья Мясная
1 Разработка учебных программ по технологии Фомина Т.М. Кафедра методики преподавания технологии и предпринимательства ИИПКРО
2 Структура и содержание учебной программы образовательной области «Технология»
3 Современное содержание обучения в образовательной области «Технология» характеризуется наличием разнообразных вариативных программ, ориентируясь на которые учитель может самостоятельно разрабатывать и создавать собственные программы обучения. Особенно необходимо формировать содержание обучения в 8-9 и классах, учитывая при этом конкретные специфические условия данного образовательного учреждения. В соответствии со спецификой реализации содержания обучения в образовательной области «Технология» учитель, претендующий на получение 12 разряда (второй квалификационной категории), должен иметь спроектированную им учебную программу для 8-9 классов, а аттестуемый на первую или высшую категории – иметь учебные программы по всем годам обучения.
4 Все учебные программы должны быть утверждены директором учебного заведения, в котором работает учитель, и прорецензированы на соответствие данной программы минимальным требованиям к содержанию обучения в образовательной области «Технология» в городском методическом совете и (по желанию автора) в областном институте повышения квалификации работников образования. Для проведения рецензирования на областном уровне программа должна иметь две независимые рецензии и представление от городского методического совета для проведения экспертизы программы на присвоение статуса авторской педагогической разработки.
5 Под авторской педагогической разработкой понимается творческая работа: адаптационная – связанная с приспособлением разработки к конкретным условиям учреждения; комбинаторная – создается новая конструкция, благодаря различным сочетаниям известных способов, форм, средств; радикальная – содержащая принципиальную новизну.
6 Приступая к разработке программы, педагог должен четко представлять назначение, структуру и содержание данного документа, только тогда он сможет построить свою программу грамотно и оптимально. Учебная программа – это документ, определяющий концептуальные основы, направления и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.
7 При разработке программы учителю необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики: принцип доступности и последовательности – предполагает построение учебной программы от простого к сложному; принцип научности – учебный курс должен основываться на современных научных достижениях; учет возрастных особенностей – содержание программы и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста; принцип наглядности – предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств в процессе проведения занятий, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным; принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в процессе обучения необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков в пропорции 30% - 70%;
8 принцип индивидуализации программы – предполагает максимальный учет характерологических особенностей каждого воспитанника; принцип результативности – в программе должно быть четко указано, что узнает и чему научится ребенок в процессе обучения по данному курсу; принцип актуальности – предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей; принцип меж предметности – подразумевает отражение в программе достижений различных, относящихся к ней наук или областей деятельности.
9 К программе, как к документу, предъявляются определенные требования: I.Программа должна отражать стратегию развития современного образования, соответствовать его общим целям. В настоящее время в педагогической литературе выделяют семь основных качественных характеристик учебных программ: актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем; прогностичность – свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние требования к образованию, но и будущие; рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на основе имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат; реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам их достижения;
10 целостность – полнота и логичность построения всех структурных компонентов программы, обуславливающих согласованность и последовательность действий по достижению цели; контролируемость – в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов; корретируемость – свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя, какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, темы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов.
11 Тщательная проработка концепции с учетом перспектив развития ученика, логики выбранной темы, строгое следование избранным или сформулированным определениям понятийного аппарата. Общий замысел любой программы выражается в конкретном ответе на вопрос: «Как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимально положительного результата?» Иначе вся работа может превратиться в утопические рассуждения увлеченного педагога. При формулировке замысла необходимо учесть: Последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа. Опыт других педагогов. Последние достижения психолого-педагогических наук. Современные требования к образовательному процессу.
12 III. Программа состоит из следующих структурных частей: титульный лист; пояснительная записка; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематическое планирование; содержание программы; методические рекомендации; методическое обеспечение; список литературы, соответствующий ГОСТу; приложение.
13 В пояснительной записке указываются: название и предназначение программы (класс, технический или обслуживающий труд, профиль или раздел содержания обучения); цель обучения; в каких классах реализуемая; конкретные цели определяющие задачи по функциям процесса обучения – образовательным, воспитательным, развивающим; краткое перечисление основных разделов программы; особенности реализации программы данным учителем; характер и примеры использующих объектов труда, применяемые системы практического обучения; материально-техническое оснащение кабинетов и мастерских. В пояснительную записку включается информация, доказывающая актуальность именно этого содержания обучения, учет особенностей школы и отдельных классов, рассмотрение психолого-педагогических и личностно-мотивационных особенностей учащихся.
14 Опорные вопросы для составления пояснительной записки к программе 1. На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи данного курса? 2. Чем содержание предлагаемого курса будет качественно отличаться от базового курса (оно вообще не представлено в базовых курсах; о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)? 3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)? 4. Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием? 5. Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении? 6. Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу? 7. Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса? 8. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу? 9. Чем может завершиться для ученика изучение данного курса, какова форма отчетности?
15 Требования к уровню подготовки учащихся определяют минимальные знания и умения по всем разделам программы, которыми должны овладеть учащиеся в ходе учебного процесса. Эти требования являются отражением поставленных перед предметом целей и задач, и могут быть критериями для оценки качества работы учителя.
16 Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов и тем программы с указанием количества часов, отведенных для изучения каждого из них. Учебно-тематический план желательно составлять на каждый год обучения. п/п Разделы и темы Кол-во часов Раздел Тема Название раздела Тема 1 Тема ВСЕГО часов:
17 Содержание программы конкретизирует теоретическое и практическое обучение по всем разделам и темам программы, представленным в тематическом плане, включает основные понятия и теоретические сведения, операции, технологии обработки каких-либо материалов, лабораторные и практические работы, виды объектов труда. Соотношение по времени теоретических и практических занятий, как правило составляет 30% - 70% времени.
18 Методические рекомендации должны отражать специфику реализации содержания программы, предпочтительные методы и формы организации занятий, использование материально-технической базы, ТСО.
19 Список литературы должен отвечать требованиям ГОСТа. Отражать все разделы и темы программы, программно-методические и учебно- методические источники, использовавшиеся при проектировании учебной программы. Пример: 1. Богданов В.В. Истории обыкновенных вещей. – М.: Педагогика – Пресс, Бодина Н.Ф. Как вести себя в гостях. // Воспитание школьников – 1996, - 6 – С. 58 – Волков Н.Г. Трудовое воспитание в народной педагогике. // Школа и производство – 2000, - 3 – С. 26 – 31.
20 Приложение - методическое обеспечение реализации авторской разработки: дидактический материал, творческие задания для самостоятельной работы, тесты, разработки занятий и воспитательных мероприятий; диагностические материалы по выявлению эффективности данной разработки.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.