Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВалентин Загоровский
1 Профилактка школьной дезадаптации Рычкова Лидия Сергеевна, доктор медицинских наук, профессор
2 Школьная дезадаптация - серьезная социальная проблема. Школьная дезадаптация - серьезная социальная проблема. В основе ШД лежит взаимодействие многих факторов: социальных, семейных, школьных, медицинских; ведущая роль среди последних принадлежит нервно-психическим нарушениям. В основе ШД лежит взаимодействие многих факторов: социальных, семейных, школьных, медицинских; ведущая роль среди последних принадлежит нервно-психическим нарушениям.
3 Школьная дезадаптация это Неуспешность обучения по программе, соответствующей познавательным способностям ребенка, Невозможность его пребывания в школе в связи со стойким противодействием установленным нормам, правилам поведения, Невозможность взаимодействия ребенка с окружением и конкретной микросоциальной средой, в которой он существует.
4 Когнитивный компонент ШД – неуспех в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка (хроническая неуспеваемость, недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений, без системных знаний и учебных навыков
5 Личностный, эмоционально- оценочный компонент Постоянные нарушения эмоционально- личностного отношения к отдельным учебным дисциплинам, обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учебой.
6 Приемы бесконфликтного общения 1. Отождествление себя с учащимся: - рационально (стараться понять его логику) - эмоционально (представить себе его состояние) 2. Подача мысли не в прямом, безапелляционном тоне, а в демократическом стиле, приглашая к обсуждению - давай вместе подумаем - может на это стоит взглянуть по- другому - ты конечно понимаешь… - мне все-таки кажется… - твоя точка зрения мне пока непонятна)
7 3. Избегание знаков превосходства : а) в виде приказов: « рассказывай что произошло!», « Ответь, до каких пор!» б) в виде обвинения: -не вижу, что ты исправился - опять прогуливаешь… - от тебя никому житья нет в) чтение нравоучений: - тебе не нужно дружить с этой компанией; - Ты должен брать пример с … - Давно пора исправиться г) речевые формы скрытого превосходства: - ай да брось ты…хватит, и так всё ясно.. - еще бы ты… -еще не хватало
8 4. Сильным конфликтогенным фактором может стать юмор переходящий в насмешку, ехидство. Юмор должен быть обоюдонаправленным по формуле: « мы …, с нами…, ты и я…, все мы…» или направлен на ситуацию, а не на личность. 5. Необходимо демонстрировать знаки уважения к ребенку: -цитировать его - ссылаться на его слова - подчеркнуто вежливо обращаться по имени 6. Использовать невербальные средства общения: - контакт глаз - близкая дистанция - интонация, мимика, жесты- всё для создания атмосферы спокойной доверительности
9 Приемы логической помощи ребенку 1. Побуждение – краткие, нейтральные, малозначащие формулы, побуждающие продолжать свободно высказываться: « Да?... Понимаю тебя… Чуть поподробнее… А в чем?... Продолжай…» 2. Выяснение- к ребенку обращаются за уточнением: « Пожалуйста, уточни… Не повторишь ли еще раз… Объясни подробнее… Это всё, что ты хотел сказать?...
10 3. Перефразирование – формулировка мысли ученика в иной форме, которая начинается с фраз: - как мы поняли тебя… - по твоему мнению… - другими словами, ты считаешь… 4. Отражение чувств – спокойно и как можно точнее обозначаются словом чувства и состояния ребенка: -тебе трудно, мы видим… - понятно, что тебе это не нравится… -совершенно напрасно ты завидуешь им 5. Резюмирование – подытоживание основных идей и чувств говорящего: - значит, весь вопрос упирается… - выходит проблема то совсем в другом… - теперь ты видишь, чем всё это обернулось
11 Дидактогенический тип школьной дезадаптации Обусловлен несоответствием между педагогическими способностями и умениями. Педагогические умения – отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. Педагогические способности – совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех во владении этой деятельностью.
12 Виды педагогических способностей: Дидактические – учитель успешно осуществляет отбор содержания и методов обучения, доступно излагает учебный материал; Экспрессивные – позволяют найти наилучшую эмоционально- выразительную форму изложения; Перцептивные – острая наблюдательность по отношению к учащимся, проникновение в их внутреннее духовное состояние, глубокое понимание возрастных и индивидуальных способностей воспитуемых. Организаторские – обеспечение порядка и дисциплины в классе, слаженная работа ученического самоуправления, создание дружного и сплоченного коллектива класса. Суггестивные – способность к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся. Научно-познавательные (академические) – усвоение знаний, навыков и умений в соответствующей области науки. Коммуникативные - быстрое установление целесообразного общения, контактов.
13 Педагогический такт Уважение к ребенку Спокойная уверенность, уравновешенность и выразительность в обращении. Сочетание делового и эмоционального характера отношений с учащимися Применение различных способов воспитания с учетом педагогической эффективности Разумность и последовательность требований
14 Если ребенок чувствует себя в безопасности, Он учится верить. Если ребенка ободряют, Он учится нравиться самому себе. Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, Он учится находить любовь в этом мире. Дорис Лоу Ноулт
15 Благодарим за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.