Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМаргарита Верёвкина
2 Ключевые вопросы Что такое образы, мифы и фальсификации? Как они представлены в содержании исторического образования школьников и студентов? Как и во имя чего учителя и преподаватели истории должны (могут) включиться в работу по противодействию фальсификациям прошлого?
3 Образование как условие создания индивидуального образа прошлого «В историческом сознании явления прошлого всегда формируются под влиянием идей, представлений, осознанных и неосознанных предпочтений, актуальных для изучающего или воссоздающего их общества. Образы прошлого – это всегда, хотим мы того или нет, отражение наших интересов» Л.П.Репина и др. История исторического знания
4 ОБРАЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБРАЗОВ И НА ИХ ОСНОВЕ – ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. формирование позитивного образа страны создание позитивного образа региона показ роли и места России в мире воспитание общероссийской идентичности
5 Является ли образное образование феноменом 21 века? НЕТ: в основе образа – представления, стереотипы, фактографические и теоретические сведения; создавать образы – онтологическая функция образования. ДА: в условиях информационного общества «сила знания» ослабла, а умения управлять информацией «выросли в цене». Образы – «мягкая сила» воздействия на эмоции, чувства, настроения и установки личности и общества
6 Насколько четко педагоги осознают, что так или иначе они работают над образами прошлого ?
7 Образы прошлого мифы Знают ли учителя истории, что образы многих исторических событий, которые им кажутся незыблемыми, на деле являются всякого рода ментальными конструкциями, созданными в угоду тех или иных: политических, религиозных, морально-нравственных и т.д. – интересов?
8 Исторический м и ф догматизированное или сакрализованное знание, порожденное определенной ситуацией и предназначенное для каких- либо целей… Результат совмещения историко-научных и историко-педагогических и политических конструкций с преподнесением последних в качестве научных феноменов
9 Преимущества мифов как формы знания Четкость образов «своих» и «чужих» Возвышенный характер жизни и смерти героя Дистанцирование героев от «обычных» людей Эмоциональная энергетика прикосновения к «образцу» Ясный message Миф – мощное средство идейно-нравственного, духовного, патриотического, гражданского воспитания
10 «Миф ярче разоблачения» Разоблачение мифов бесполезно, потому что человеческая природа нуждается в героях. Миф – это система координат, система ориентации человека во времени, в пространстве, в истории, в жизни… Мифы часто создают ложную реальность, хотя сами являются частью этой реальности.
11 Мифологизация истории Демифологизация истории Ремифологизация истории История и политика в ХХI веке
12 Судьба мифов в образовании «Полезные мифы» «Вредные мифы» Учебники истории
13 «полезный» для человека, общества, власти создатели мифов – в тени: «так было…» Зачем разоблачать мифы? Как без них? Что останется от Истории? «вредный миф»… фальсификаторы – «враги» авторы Ф. - персонифицированы (В.Суворов, З.Бжезинский и т.д.) Нужно разоблачать и противодействовать Миф и фальсификация
14 Миф - фальсификация ?.. Кто будет оценивать и «сортировать» мифы на позитивные образы и фальсификации в содержании школьного исторического образования? Противодействие фальсификациям будет ограничено школьным курсом новейшей истории России? Сюжетами из истории Великой Отечественной войны?.. Разоблачению будут подвержены только «внешние» мифы?
15 Миф - фальсификация ?.. Как «классное оружие» может конкурировать или взаимодействовать с другими поборниками «исторической правды»? (х\ф, д\ф, мемуары, альтернативные источники и т.п.) Каковы цели и прогнозируемые результаты «противодействия фальсификациям истории» в школьных курсах?
16 «Лобовая атака» или критическое мышление?.. С целью оправдать переход к диктатуре и преследование политических противников Временным правительством был запущен миф «о германских миллионах» и «немецких агентах- большевиках»… Историкам не ясно, существовал ли в действительности Евпатий Коловрат. Можно ли судить об этом на основании летописи? Имеются ли в документе сведения, которые можно отнести к легендарным, и сведения, которые можно считать достоверными?
17 Вопросы для размышления: Чем «фальсификация истории» отличается от «исторического мифа»? Число последних в содержании общего исторического образования не маленькое, но многие мифы «прописаны» в нем как инструменты формирования «позитивного образа страны», героизации ее прошлого, воспитания патриотизма и т.д.
18 Вопросы для размышления: Каковы педагогические цели «противодействия фальсификации И.»? Они могут привести к агрессивному и фанатическому отрицанию любой иной точки зрения, боязни формулировать и высказывать собственное мнение, или к овладению умениями критически мыслить, аргументировано формулировать собственную точку зрения, сознательно занимать ответственную и здравую гражданскую позицию, в том числе в дискуссиях о «ключевых вопросах» мировой и национальной истории.
19 Вопросы для размышления: Чем современная педагогическая наука может обогатить школьную практику в реализации гуманистически ориентированных задач на «противодействие фальсификациям истории»?..
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.