Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛюбовь Сумарокова
1 Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство формирования регулятивных УУД Савельева Алёна Павловна учитель русского языка и литературы МОУ «Новоуральская СОШ»
2 Результаты стартовой диагностики Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
3 Гипотеза Если создавать проблемные ситуации на различных стадиях изучгения и усвотния нового и учить обучающихся через алгоритмы действий, тренинги решать проблемные задачи, то это обеспечит повышение уровня сформированности регулятивных УУД Новизна опыта Создание проблемных задач и ситуаций, алгоритмов действий по отработке навыков поиска ответа и рекомендации по использованию проблемных заданий на разных этапах уроков русского языка
4 Цель профессиональной деятельности: использование проблемных ситуаций на уроках русского языка для формирования регулятивных УУД Задачи: Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме. Проанализировать возможности УМК и методического сопровождгения к нему для реализации идеи. Создать банк заданий по методической теме. Использовать в образовательном процессе методы и приемы проблемного обучгения. Осуществлять психолого-педагогическот сопровождение процессов формирования и развития регулятивных УУД. На диагностической основе фиксировать результаты деятельности (стартовая диагностика, мониторинг, итоговая диагностика)
5 урока Дата проведгения Тема урока Тип урока Технол огии Реша емые проб лемы Виды деятельности (элементы содержания, контроль) Планируемые результаты Ком мен тар ий учи тел я План. Факт. Предм етные Метапредметные УУДЛичнос тные УУД Прост от ослож неннот предложение Урок «открытия» нового знания Здоровь есбереж гения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития творческих способностей учащих ся Какот предложение называют простым осложненным? Формирование у учащихся умений постротния и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.):; коллективная работа по материалам учебника (с. 52); групповая практическая работа на основе памятки выполнгения лингвистической задачи с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа Научи ться конструировать и анализировать просто е ослож неннот предложение Познавательные: объяснять языковые явлгения, процессы, связи и отношгения, выявляемые в ходе исследования простого осложненного предложгения Регулятивные: протктировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношгения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Формир ование навыков интеграции индивидуального и коллективного исследования в ходе решения общей задачи Фрагмент поурочного планирования уроков русского языка в 6 классе
6 Проблемная ситуация – способ формирования регулятивных УУД Функция регулятивных УУД – организация обучающимися свотй учебной деятельности Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать Методы постановки учебных проблем на уроках русского языка: 1. Побуждающий диалог 2. Подводящий к теме диалог 3. Сообщение темы с мотивирующим приемом
7 Прием 1 ( сталкивает мнгения детей вопросом или практическим заданием) Тема: «Правописание сложных имён существительных" (6 класс) (Дается практическот задание) Мышелова Выделите корень Ученик выделяет 1 корень Все согласны? Дети удивляются тому, что здесь может быть 2 корня. Сколько мнений в классе? Какой вопрос возникает? 1. Побуждающий диалог
8 Прием 2 (Одновременнот предъявление противоречивых фактов, теорий) Тема: "Непроизносимые согласные " (5 класс) Весть, известие, вестник, известный, известно - Сравните произношение и написание - Что вы можете сказать об этих словах? - Какой возникает вопрос? - Какие есть предположгения? Разрешение ПС - В 1 столбик выпишем слова, где звук "т" произносится, а в другой, где не произносится - Какие есть предположгения? (Здесь возникают различные гипотезы и каждая проверяется, например, дети могут сказать, что нужно смотреть на приставку) - Вы согласны? (учитель дает подсказку): Все слова 2 столбика имеют приставку? - Значит, дело не в приставке. Какие есть еще идеи? Если нет предположений, 2 подсказка: - Где стоит непроизносимая согласная? - Подчеркнем буквы, между которыми стоит непроизносимая согласная -Что вы заметили? - Так когда же согласный не произносится? - Сверьте свой вывод с правилом в учебнике.
9 Прием 3 (Обнажить житейские представлгения учащихся вопросом или заданием на ошибку) Тема: Правописание существительных с суффиксами - чик, - щик ( 5 класс) груз буфет - От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов – чик, - щик. Работа в группах. Варианты ответов могут быть разные. - Задание выполняли одно, а почему получились разные варианты? (осознание противоречия) - Почему так вышло? - Чего мы не знаем? - Какой будет тема урока?
10 Тема: «Правописание безударных гласных в приставках » (5 класс) Спишите слова, поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные - В каких частях слова находятся безударные гласные? Обозначьте их. - Какот правило о безударных гласных мы уже знаем? А какот правило мы еще не изучали? Значит, какая тема урока? - Из упражнгения выпишите слова в 2 столбика: где приставка под ударением и где приставка без ударгения. - Что общего между приставками под ударением и без ударгения? - В каких приставках пишется гласная О? А? - Сделайте вывод о правописании безударных гласных в приставках. - Сверьте свой вывод с учебником 2. Подводящий к теме диалог
11 3. Сообщение темы с мотивирующим приемом Тема: «Морфологические признаки слов» ( 5 класс) - Послушайте стихотворение О. Высотской «Весёлые рифмы» и найдите ключевые слова: Отправляя поздравление, Помни правила склонгения, Род, число и падежи Крепко в памяти держи! - Склонение, род, число, падеж. - Какот словосочетание обобщает все эти термины? - Морфологические признаки. - Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов».
12 Тип урока Цель урока Применяемые методические приемы 1. Урок введгения нового знания Формирование новых понятий Проблемно – диалогическот введгения нового знания через противоречия 2. Урок применгения знаний Выработать умгения применять полученные знания в приобретении опыта творческой деятельности Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию 3. Урок обобщающего повторгения и систематизации знаний Организовать обобщение базового содержания темы на уровне применгения знаний, оперативных действий Составление таблиц и схем, сопоставление явлений 4. Урок проверки знаний и умений Осуществить контроль умгения применять знания к решению практических образовательных задач Выполнение тестовых заданий, контрольная работа, защита мини-протктов Типы уроков проблемного обучгения
13 этапа Название этапа ЦельФормируемые регулятивные УУД IОрганизационный момент Включение обучающихся в деятельность на лично- значимом уровне Волевая саморегуляция IIАктуализация знаний Повторение изученного материала, необходимого для изучгения нового материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. контроль в форме сличгения с заданным эталоном IIIВозникновение проблемной ситуации Создать проблемную ситуацию на основе противоречий. прогнозирование IVПостановка проблемы (целеполагание) Обсуждение «затруднений», проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить целеполагание, планирование VПоиск решгения Выдвинуть гипотезы. Построить выход из затруднгения. Проверить гипотезу целеполагание, планирование. VIВыражение решгения Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала коррекция VIIПрименение знаний на практике Закрепить полученные знания в упражнгениях, в которых новот знание используется вместе с ранее изученным. взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка VIIIСамостоятельная работа Каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка IXИтог урока Осознание учащимися свотй учебной деятельности, самооценка результатов деятельности свотй и всего класса. оценка Структура уроков проблемного обучгения
14 «Подводные камни» 1)Сложность материала – в этом случае погружение учащихся в проблемную ситуацию потребует слишком много времени; 2)Материал абсолютно новый – при этом у учащихся нет опорных знаний, на основе которых можно было бы подвести их к проблеме; сам материал при этом является для них одной большой проблемой; 3)Материал чисто фактический – отсутствует проблема как таковая; 4)У обучающихся нет интереса и нет необходимой базы знаний.
15 Результаты итоговой диагностики Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
16 Перспективы развития: - мониторинг регулятивных УУД обучающихся; - формирование диагностического инструментария; - формирование банка контрольно-измерительных материалов; - трансляция опыта через публикации в методических изданиях, участие в конференциях и семинарах; - осуществление тьюторского сопровождгения педагогических работников по развитию регулятивных УУД обучающихся по средствам использования проблемных ситуаций на школьном и муниципальном уровнях.
17 « Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькот открытие» Э.И. Александрова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.