Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемБогдан Евдокимов
2 Содержание I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка основной образовательной программы 1.1. Введение 1.2. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования 1.3. Принципы и подходы к реализации программы 1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. 2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования 2.1. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте 2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования II.Содержательный раздел 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 1.1. Образовательная область «Физическое развитие» 1.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1.3. Образовательная область «Речевое развитие» 1.4. Образовательная область «Познавательное развитие» 1.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 2. Содержание коррекционной работы 3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 3.1. Реализация общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом национально-культурных и региональных условий 3.2. Система физкультурно-оздоровительной работы 3.3. Система преемственности детского сада и школы 3.4. Взаимодействие детского сада с социумом 3.5. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников 3.6.Часть, формируемая участниками образовательной организации III.Организационный раздел 1. Материально-техническое обеспечение программы, организация развивающей предметно-пространственной среды 2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3. Режим дня 4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3 I.Целевой раздел Нормативно – правовая база Основная образовательная программа структурного подразделения «Детский сад 13 комбинированного вида» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года 26 «Об утверждении Са НПиН» ) Нормативно-правовыми документами Минобразования России: Приказ Министерства образования и науки РФ от г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
4 Цель Основной Общеобразовательной Программы : позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
5 Задачи: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
6 Основные принципы ООП ДО : Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. Принцип научной обоснованности и практической применимости. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
7 Основные характеристики особенностей развития детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) Физическое развитие Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки. Социально-личностное развитие У 2 летних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам». Для детей 3-х летнего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этом возрасте начинает складываться и произвольность поведения. У детей к 3 годам появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство, негативизм, нарушение общения со взрослыми и др. Познавательно-речевое развитие В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает слов. К концу 3-го года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками, дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. В сфере познавательного развития восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов. Внимание детей непроизвольно. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на каком- либо объекте. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к объекту. Направить на что-либо внимание ребенка путем словесного указания - очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем внимания ребенка очень невелик - один предмет. Память проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или за чем наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Художественно-эстетическое развитие В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - и отходящих от нее линий. В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально- ритмические и танцевальные движения. Ребенок вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.
8 Основные характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) Физическое развитие 3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями. Социально-личностное развитие К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства. Для детей 3 х летнего возраста характерна игра рядом. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Познавательно-речевое развитие Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение. Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут. Художественно-эстетическое развитие Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений.
9 Основные характеристики особенностей развития детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет). Физическое развитие В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. Социально-личностное развитие К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Познавательно-речевое развитие Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает развиваться образное мышление. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Художественно-эстетическое развитие На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Дети делают первые попытки творчества.
10 Основные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Физическое развитие Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. Познавательно-речевое развитие Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Развивается связная речь. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала. Социально-личностное развитие Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Художественно-эстетическое развитие В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.
11 Основные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). Физическое развитие К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения. У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений). Социально-личностное развитие К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения один из важнейших показателей психологической готовности к школе. В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь и т.п. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Познавательно-речевое развитие Происходит активное развитие диалогической речи. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения. Продолжает развиваться воображение.У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Усложняется конструирование из природного материала. Художественно-эстетическое развитие В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение.
12 Планируемые результаты освоения воспитанниками ООП ДО: Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
13 Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
14 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
15 II. Содержательный раздел. Образовательная деятельность учреждения по реализации ООП ДО. Содержание ООП ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
16 Физическое развитие
21 Социально – коммуникативное развитие
24 Патриотическое воспитание Цель: способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу. Задачи: Заложить основы гражданско- патриотической позиции личности; Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного города; получение и расширение доступных знаний о стране и родном городе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д. Воспитание чувства гордости за земляков; Формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
26 Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности
28 Развитие трудовой деятельности Цель: формирование положительного отношения к труду. Задачи: Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. (Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества). Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. (Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности). Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. (Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности). Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. (Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда). Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.
31 Речевое развитие
36 Развитие речи в режиме дня Утро Дидактические игры Игровые упражнения Сюжетно – ролевые игры Непосредственное общение с ребенком Утро Дидактические игры Игровые упражнения Сюжетно – ролевые игры Непосредственное общение с ребенком НОД Продуктивная деятельность Исследовательская деятельность Ознакомление с художественной литературой Музыкальное творчество Физкультурная деятельность НОД Продуктивная деятельность Исследовательская деятельность Ознакомление с художественной литературой Музыкальное творчество Физкультурная деятельность Прогулка Наблюдения за объектами природы Экскурсии Художественное слово Экспериментально- исследовательская деятельность Прогулка Наблюдения за объектами природы Экскурсии Художественное слово Экспериментально- исследовательская деятельность Вечер Сюжетно – ролевые игры Игры – инсценировки Театрально – художественная деятельность Экспериментально- исследовательская деятельность Вечер Сюжетно – ролевые игры Игры – инсценировки Театрально – художественная деятельность Экспериментально- исследовательская деятельность
37 Познавательное развитие
39 Развитие математических представлений Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. Задачи: Формировать представление о числе. Формировать геометрические представления. Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях). Развивать сенсорные возможности. Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин. Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления.
40 Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма» Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма» Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий
44 Художественно-эстетическое развитие Цель: достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Задачи художественно – эстетического развития
45 Художественно-изобразительная деятельность Принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности: Эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом. Культурное обогащение (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов. Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности. Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего). Обогащение сенсорно-чувственного опыта. Организация тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; Взаимосвязь обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа. Естественная радость (радость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). Принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности: Эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом. Культурное обогащение (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов. Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности. Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего). Обогащение сенсорно-чувственного опыта. Организация тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; Взаимосвязь обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа. Естественная радость (радость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
48 Музыкальное развитие Основные цели: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи: Развитие музыкально-художественной деятельности. Приобщение к музыкальному искусству. Развитие воображения и творческой активности. Основные цели: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи: Развитие музыкально-художественной деятельности. Приобщение к музыкальному искусству. Развитие воображения и творческой активности.
49 Пение Слушание Музыкально- ритмические движения Игра на детских музыкальных инструментах Развитие детского творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального). Направления образовательной работы:
50 Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг). Задачи: Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте Развитие литературной речи
51 Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско- родительских праздников и др. Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову
52 Содержание коррекционной работы Основными целями коррекционной работы являются: обеспечение специалистов образовательного учреждения программой коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии; внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов и условий коррекции детей с нарушением речи; развитие единой комплексной системы медико-педагогической помощи и коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста. З адачи коррекционной работы : овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития; интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия; включение педагогов в исследовательскую деятельность с использованием традиционных и новейших методик и методов изучения личности ребенка; использование новейших методик для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах деятельности.
53 принцип индивидуализации учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка принцип признания каждого ребенка полноценным участником образовательного процесса принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка принципы интеграции усилий специалистов принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала принцип постепенности подачи учебного материала принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях Коррекционная работа в детском саду строится на основе следующих принципов:
54 Комплексное обследование детей Взаимодействие с воспитателями группы. Формы взаимодействия: -составление планов работы; -консультации и др. Взаимодействие с воспитателями группы. Формы взаимодействия: -составление планов работы; -консультации и др. Педагогический процесс Деление детей на подгруппы Распределение детей для индивиду- альной работы Проведение занятий /подгрупповых, индивидуальных/ Отслеживание динамики развития речи и коммуникатив- ной деятельности /середина года/ Содержание коррекционной работы Коррекционно-образовательный процесс С детьми С педагогами С родителями Работа по составленному плану
55 Реализация общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом национально - культурных и региональных условий Основной целью работы является развитие духовно- нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры мордовского края. Задачи: - формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине; - воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии; - формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии; - формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, сорта; - воспитание гражданско-патриотических чувств. Основной целью работы является развитие духовно- нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры мордовского края. Задачи: - формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине; - воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии; - формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии; - формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, сорта; - воспитание гражданско-патриотических чувств.
56 В основе регионального аспекта содержания дошкольного образования лежит принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей Образовательная область Направления работы «Физическое развитие»Предусматривает включение в образовательный процесс мордовских народных подвижных игр с целью развития двигательной активности, физических качеств «Социально-коммуникативное развитие» Включает ознакомление с народами, населяющими Мордовию, их национальными праздниками, традициями и обычаями; ознакомление с мордовскими пословицами о труде, с производством в Мордовии; ознакомление с природными факторами Мордовии, опасными для человека и способами поведения в них. «Познавательное развитие»Знакомство с улицами родного города, с городом Саранском – столицей Мордовии; с гербом, гимном, флагом Мордовии; природой родного края. «Речевое развитие»Предполагает знакомство с языками, на которых говорят жители Мордовии; с названиями частей одежды и предметов обихода мордвы. «Художественно-эстетическое развитие» Ознакомление с мордовским народным творчеством; ознакомление с мордовским музыкальным фольклором и произведениями композиторов Мордовии.
57 Система физкультурно- оздоровительной работы Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи: - охрана жизни и здоровья детей; - формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; - воспитание потребности в здоровом образе жизни; - формирование правильного отношения к занятию физкультурой. Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи: - охрана жизни и здоровья детей; - формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; - воспитание потребности в здоровом образе жизни; - формирование правильного отношения к занятию физкультурой.
58 Основные принципы физкультурно- оздоровительной работы: принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видов деятельности принцип результативности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.
62 Система преемственности детского сада и школы Совместное проведение мероприятий, праздников Детский сад Детский сад Начальная школа Изучение программы Взаимопомощь Обмен опытом Изучение работы учителя Совместные методические объединения Изучение работы воспитателя Посещение уроков в первом классе воспитателями Совместные педагогические советы Посещение занятий в подготовительной группе учителями Цели: сохранение и укрепление здоровья, всестороннее физическое и психическое развитие, становление ребёнка как личности Результат преемственности: Продолжение всестороннего общего развития детей с освоением компонентно – учебной деятельности и внутренней позиции школьника Результат преемственности: Продолжение всестороннего общего развития детей с освоением компонентно – учебной деятельности и внутренней позиции школьника Цель: формирование практических умений и навыков чтения, письма, счёта и навыков учения Результат преемственности: всестороннее общее развитие ребёнка, способствующее расширению его потенциальных возможностей Помощь воспитателя и учителя в адаптации детей в 1 классе
63 Взаимодействие детского сада с социумом Структурное подразделение «Детский сад 13 комбинированног о вида» МОУ «Гимназия 1» Республиканский театр кукол Рузаевский краеведческий музей Городская ПМПк Выставочный зал Центр эстетического воспитания детей «Тяштеня» Центральная детская библиотека Другие дошкольные учреждения Детская поликлиника
64 Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников Формы сотрудничества с семьёй Наглядные Индивидуальная работа Коллективные Тематические выставки Папки-передвижки Папки-рекомендации, информационные листки Видеофильмы Библиотека для родителей Выставки Педагогическое общение Посещения на дому Индивидуальные консультации Анкетирование Индивидуальные просьбы, поручения Родительские собрания, заседания родительского комитета Семинар-практикум Коллективные консультации Дни открытых дверей Заседания круглого стола
65 Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга Группа Педагоги (Ф.И.О.) Результаты программы Физическая культура Речевое развитие Развитие математических представлений Развитие экологических представлений Предметный мир Рисование Лепка Аппликация Музыка Социально- нравственное развитие Конструирование % % % % % % % % % % % 1-ая младшая группа 2-ая младшая группа Средняя Группа Старшая группа Старшая группа с ФФН Подгот. группа С ОНР Итог Сводная таблица результатов проведения педагогической диагностики
66 Часть, формируемая участниками образовательной организации Цель: реализация планов работы кружков способствует всестороннему развитию ребенка- дошкольника, раскрытию его творческих возможностей и способностей. Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность. Вариативная часть Программы, предполагает реализацию игровых занятий по дополнительному образованию в кружках.
67 III. Организационный раздел Предметно – развивающая среда структурного подразделения «Детский сад 13 комбинированного вида» Кабинет заведующей Методический кабинет Музыкально - спортивный зал Кабинет логопеда Групповые помещения Коридоры структурного подразделения «Детский сад 13 комбинированного вида » Медицинский кабинет «Зелёная зона» участка
68 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» Перечень программ, пособий, технологий
69 Режимные моменты Группы 1-я младшая 2-я младшая Средняя Старшая Старшая с ФФН Подгот. с ОНР Приём, осмотр, игры Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак Игры и свободное общение детей Организованная образовательная деятельность Второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры Подготовка к обеду, обед Закаливающие мероприятия, релакс. гимнастика Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры Подготовка к полднику, полдник Занятия воспитателя по заданию логопеда, игры, самостоятельная деятельность детей Игры, досуги, кружки Подготовка к прогулке, прогулка Подготовка к ужину, ужин Самостоятельная деятельность, общение по интересам Игры, уход домой Режим организации жизни детей на холодный период года
70 Режим организации жизни детей на теплый период года Режимные моменты Группы 1-я младшая 2-я младшая Средняя Старшая Старшая с ФФН Подгот. с ОНР Прием детей на улице, игры, утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак Игры, подготовка к прогулке, занятию Развивающие образовательные ситуации на игровой основе на прогулке Подготовка к второму завтраку, второй завтрак Прогулка (наблюдения, подвижные и сюжетно - ролевые игры, игры с водой и песком, закаливающие процедуры: солнечные и воздушные ванны, соблюдение питьевого режима, свободная деятельность) Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, сон Постепенный подъем, игры, водные и закаливающие процедуры Подготовка к полднику, полдник Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки Подготовка к ужину, ужин Игры. Уход детей домой
71 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Участие детей в муниципальных мероприятиях, акциях и фестивалях План спортивных праздников и развлечений План музыкальных развлечений и праздников
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.