Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАндрей Головченко
1 Синтаксические нормы литературного языка, которые необходимо соблюдать в речи Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей 15 г. Химки Иванова Елена Александровна
2 Структура работы: 1. Введение. 2. Синтаксические нормы литературного языка. А) Природа норм литературного языка. Б) Синтаксические нормы: 1. порядок слов в предложении; 2. согласование сказуемого с подлежащим; 3. согласование определений; 4. согласование приложений; 5. однородные члены предложения; 6. употребление причастных и деепричастных оборотов; 7. смешение прямой и косвенной речи. В) Материал для запоминания. Г) Практикум. 3.Заключение. 4. Список литературы.
3 «Вернейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит», - утверждал выдающийся ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев.
4 Синтаксические и стилистические нормы русского литературного языка являются одними из важнейших, ибо относятся вместе с морфологическими нормами к грамматике русского языка. Нарушения синтаксических норм являются грубейшими ошибками. Кроме того, положение осложняется большим количеством вариантных форм, наблюдающихся на ярусе синтаксиса в области управления и согласования. В связи с этим необходимо очень внимательно относиться к синтаксическим и стилистическим нормам русского литературного языка и в случае затруднения всегда обращаться к словарю.
5 Природа норм литературного языка Норма языковая - принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления. Литературная норма складывается как результат социально-исторического отбора языковых элементов из числа сосуществующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого и возводимых в ранг правильных, пригодных и общеупотребительных. Для письменной речи существуют также орфографические нормы - система правил, устанавливающих единообразную передачу звукового языка на письме.
6 Синтаксические нормы. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Синтаксические нормы связаны с правилами построения словосочетаний и предложений: 1. Порядок слов в предложении. 2. Согласование сказуемого с подлежащим. 3. Согласование определений. 4. Согласование приложений. 5. Однородные члены предложения. 6. Употребление причастных и деепричастных оборотов. 7. Смешение прямой и косвенной речи.
7 Порядок слов в предложении В русском языке порядок слов считается свободным, следовательно, в предложении нет строго закреплённого места за тем или иным членом. Порядок слов в предложении может быть прямым и обратным, это определяется положением подлежащего и сказуемого в предложении. Предложение, в котором подлежащее стоит перед сказуемым, имеет прямой порядок слов: Я вернулся поздно.
8 Предложение, в котором сказуемое стоит перед подлежащим, имеет обратный порядок слов: Опустела без тебя земля. Обратный порядок слов в предложении является отступлением от обычного порядка и выполняет функцию инверсии, т. е. стилистического приёма выделения отдельных членов предложения путём их перестановки. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. М.Ю.Лермонтов
9 Согласование сказуемого с подлежащим 1. Подлежащее, имеющее в своём составе количественное числительное, которое оканчивается на один, требует постановки сказуемого в единственном числе: Тридцать один сотрудник прошёл переподготовку. 2. Подлежащее, имеющее в своём составе числительные два, три, четыре, требует постановки сказуемого в форме множественного числа: Тридцать четыре сотрудника прошли переподготовку.
10 3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (пять килограммов, сто двадцать семь тонн), сказуемое может стоять в форме единственного или множественного числа. Постановка сказуемого в форме единственного или множественного числа определяется значением сказуемого. Например: Двадцать пять студентов приняли участие в викторине. Прошло двадцать лет, но ничего не изменилось.
11 4. Подлежащее, имеющее в своём составе слова большинство, меньшинство, множество, ряд, часть, много, немало, несколько, не меньше чем, требует постановки сказуемого в форме единственного числа: Большинство учащихся отсутствовало на уроке; Много молодых людей пришло на концерт. 5. Если подлежащее выражено местоимениями кто, что, никто, ничто, кое- кто, некто, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто не поедет на экскурсию, должен сообщить об этом завтра; Никто не знает, что может произойти на собрании. Но при подлежащем, выраженном относительным местоимением кто, сказуемое может стоять и в форме множественного числа (в функции союзного слова в придаточном предложении): Те, кто поехали на экскурсию, были очень довольны.
12 6. При подлежащем, представляющем собой сочетание существительных с предлогом с, одно из которых стоит в форме творительного падежа (отец с сыном), возможно употребление сказуемого как в форме единственного, так и в форме множественного числа. Сказуемое употребляется в форме единственного числа при наличии слов вместе, совместно: Отец вместе с матерью поехал на дачу. 7. Если при подлежащем находится приложение (определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: музей-квартира, озеро Байкал), то, прежде всего, необходимо выяснить, какое из слов является подлежащим, а какое – приложением, а после этого ставить сказуемое в том или ином числе. Например: Озеро Байкал долгое время считалось самым чистым.
13 8. Если подлежащее выражено условным наименованием, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: «Воскресение» было написано Л.Н. Толстым (но: Роман «Воскресение» был написан Л.Н. Толстым). Если грамматический принцип применить нельзя, то сказуемое согласуется с родовым для данного слова понятием: «Юманите» (газета) увеличила свой тираж.
14 Согласование определений 1) Определение + счётный оборот (=числительное + существительное). Определение впереди счётного оборота: в форме Именительного падежа (последние два года, новые пять писем, молодые три девушки). Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже (два последних года, пять новых писем, три молодые девушки). 2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты): существительное в единственном числе, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер: (в правой и левой половине дома, промышленный и аграрный кризис), существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений (биологический и химический факультеты, любительский и профессиональный турниры). 3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию (русская литература и искусство, способные ученик и ученица). 4). Определение + существительное с приложением: определение согласуется с главным словом (то есть с существительным): новый вагон-лаборатория.
15 Согласование приложений Приложение имеет добавочное значение по отношению к существительному (профессия, статус, род занятий, возраст, национальность). По этой причине оно воспринимается как единое целое с существительным: - приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом (на новом диване-кровати), - приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с определяемым словом (в газете «Рабочий край»). Изменяется норма, связанная с согласованием географических названий. Сегодня можно согласовывать с определяемым словом русские географические названия и названия на –ия (в городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии). Однако нет такого согласования в случае с иноязычными географическими названиями и астрономическими названиями (в штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера).
16 Согласование однородных членов предложения 1. Несочетаемость однородных членов предложения. В качестве однородных членов предложения не должны употребляться родовые и видовые понятия: «Мы купили новую мебель и стулья». Ошибкой является лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении: «Спортсмен достиг победы и успеха» (достичь успеха, но одержать победу). В исправленном виде предложение выглядит следующим образом: Спортсмен одержал победу и достиг успеха. При попарном сочетании однородных членов должен соблюдать принцип упорядоченного подбора: Магазину требуются продавцы фруктов и овощей, хлеба и кондитерских изделий (сочетание «фруктов и кондитерских изделий, овощей и хлеба» не может считаться правильным по признаку сходства).
17 2. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные члены должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом: Все наши сотрудники получили образование в различных учебных заведениях: лицеях, техникумах, университетах. Обобщающее слово используется в функции родового понятия по отношению к однородным членам, которые должны выступать в функции видовых понятий. Значение обобщающего слова должно включать в себя значения всех слов, являющихся однородными членами предложениями: В нашем магазине все косметические средства: духи, лосьоны, кремы – имеют сертификат качества.
18 Употребление причастных и деепричастных оборотов 1)Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово. Не правильно: Выполненный план заводом (только: план, выполненный заводом или выполненный заводом план). 2) Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым – в форме времени. Не правильно: Он пошёл по пути, проложенным его отцом (только: проложенному). Не правильно: Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на вопросы (только: выступивший). 3) Причастия не могут иметь формы будущего времени и не сочетаются с частицей бы. Не правильно: Студент, сумеющий скоро получить диплом. Не правильно: Планы, нашедшие бы поддержку руководства. В случае затруднения в коррекции предложения с причастным оборотом, предложение можно перестроить в СПП с придаточным определительным (с союзным словом который).
19 1) Действия сказуемого и деепричастного оборота выполняются одним субъектом. Не правильно: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа (только: когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа). 2) Деепричастный оборот не должен присоединяться к безличным и страдательным конструкциям. Не правильно: Открыв окно, мне стало холодно (только: открыв окно, я замерз). В случае затруднения в коррекции предложения с деепричастным оборотом, предложение можно перестроить в СПП с придаточным обстоятельственного значения (с союзами когда, если, потому что).
20 Смешение прямой и косвенной речи Самой распространённой стилистической ошибкой при передаче чужого высказывания является смешение прямой и косвенной речи в одном высказывании. Прямая речь: Начальник спросил: «Кто поедет со мной на совещание? Косвенная речь: Начальник спросил, кто поедет со мной на совещание. Поэтому не могут считаться правильным предложения: «Начальник спросил, кто поедет со мной на совещание; Начальник сказал, что вы должны сдать отчёт к указанному сроку».
21 Материал для запоминания Благодаря чему? Говорить что? о чём? На благо кому? кого? Наблюдать что? за чем? Напомнить что? о чём? Обеспечить кого? чем? Обязан кому? чем? Опираться на что? Отзыв о чём? на что? Отличить что? от чего? Памятник кому? чего? Скучать о ком? по чему? Соскучиться по чему? Тенденция чего? к чему? Требовать что? чего? Уделять внимание чему? Уверенность в чём? Удивляться чему? Удостоить чего? Указать что? на что? Упрекать в чём? за что? Цена чего? чему?
22 Обратите внимание на управление при словах, близких по значению: Беспокоиться о чём? – тревожиться за что? Доволен чем? – рад чему? Дорожить чем? – ценить что? Предостеречь от чего? – предупредить о чём? Коснуться чего? – говорить о чём? Писать о чём? – описывать что? Платить за что? – оплачивать что? Отчитываться в чём? – делать отчёт о чём? Упрекать в чём? - попрекать чем? –порицать за что? Различать что и что? – отличать что от чего? Отзыв о чём? – рецензия на что? Обращать внимание на что? – уделять внимание чему?
23 Практическое задание Исправьте ошибки. Зачем ему превосходство перед отцом? Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина урагана. Он не оплатил за проезд в автобусе. Делаются выводы по получению различных химических соединений. Лизавета возвращалась. Придя домой, труп Алены Ивановны лежал в луже крови. По ком будем решать вопрос? Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. Художник изобразил, как Петр 1 вдет в бой войска, придерживаясь манеры Сурикова. В слесарной мастерской мы учим делать наших детей, делать, а не ломать. Тургенев любил и рассказывал нам о неиссякаемой мощи природы, её неумирающей красоте. Они-то впоследствии и представят наибольший интерес потомкам. Иванов сказал, что не засну, но выучу до утра все билеты.
24 Сегодня мы работали не только в кабинете, а также в лаборатории. Учебник по сестринскому делу, прочитанный мною, который мне очень понравился. Он любил музыку и танцевать. Ночь была дождливая и темна. Брат был врач. Все, зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты. Согласно распоряжения директора срок предоставления отчета истекает первого мая. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа. В сочинении было хорошо описано про окрестность школы.
25 В своей речи оратор указал об этих недостатках. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали интересную статью. Два инфаркта подорвало его здоровье. Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки. Промотав все состояние, ему нечего было оставить детям. Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему. Владельцы участков вносят в казну города земельных налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. Питание на борту самолета было вкусным, калорийным и своеобразно оформлено. Лес тянется вдоль реки и очень живописный. Командир позвал мальчика и сказал, что мы берем тебя в отряд. Последнюю контрольную работу я написал плохо. Потому что пропустил последние два урока.
26 Заключение Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы. Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения). Литературный язык соединяет поколения людей, и поэтому его нормы, обеспечивающие преемственность культурно-речевых традиций, должны быть как можно более устойчивыми, стабильными.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.