Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕлизавета Бизеева
1 Развитие исследовательских навыков обучающихся в ходе ученического проектирования на уроках русского языка и литературы. Иванова Марина Константиновна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 7 п. Николаевка
2 Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
3 Развитие исследовательских навыков на уроках русского языка Слово «кремль» пришло к нам из глубины столетий. Оно имеет отношение не только к Московскому и Кремлю, который является символом Российского государства. В Пскове, Новгороде, Смоленске есть свой Кремль – исторический центр города. В словаре В.И.Даля слово «кремль» соответствуют и другие значения. Например, кремль – лучшая часть заповедника и крупный строевой лес; кремлевник – хвойный лес. Есть такое понятие, как кремлевское дерево – «дерево на краю, выросшее одиноко и на просторе, крепкое дерево.» Поэтому, я думаю, слово «кремль» связывают с понятием деревянной крепости, рубленого укрепления. Слово «кремль» имеет еще и производное крем(ъ)ник - в значении «крепость внутри города», а не просто укрепление. Слово «кремль» родственно слову «кроме», что означает «край, рубеж, граница». Это слово до сих пор распространено на Урале в значении «край, конец». Задание (из сочинения ученика) 1. Заинтересовала ли и вас такая работа со словом? 2. Исследуйте понравившееся вам слово, поработайте с толковым словарем и напишите свое сочинение.
4 Восстановительный диктант «Знаешь ли ты произведения А.С.Пушкина?» 1. И очутятся на бреге… тридцать три богатыря. 2. А теперь ты воротись… 3. За морем царевна есть…; Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит… 4. В чешуе, как жар горя, Идут витязи четами, И, блистая сединами, Дядька… Задания: 1. Восстановите строчки, вставив пропущенные слова. 2. Лингвистическое исследование. Как вы понимаете слово четами? Может быть, вы вспомните другие строчки из сказки, которые помогут ответить на вопрос? 3. Графически объясните орфограммы в восстановленных предложениях.
5 Элементы исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы На примере сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.
6 В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды: анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова»
7 Сравнение (сопоставление) двух или нескольких произведений. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет», сравниваются древнерусский текст и его переводы. «Слово о полку Игореве»– древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва.
8 работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно- психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно- публицистического очерка.
9 При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную групповую коллективную фронтальную
10 Основные типы творческих работ учащихся Тип творческой работы Основные характерные элементы Реферативные Сбор, представление и анализ информации по заданной теме Проектные Постановка цели, достижение и описание заранее спланированного результата Исследовательские Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний, экспериментов и анализа полученных данных
11 Результаты проектно-исследовательской деятельности Расширяется кругозор учащихся Ребята, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках и во внеурочное время Учатся грамотно задавать вопросы и отвечать на них Становятся более активными и коммуникативными
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.