Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПавел Кутузов
1 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ по окружающему миру Тема: «Природа» 2 класс Выполнила: Учитель начальных классов Сироткина Елена Николаевна Квалификационная категория: 1 Педагогический стаж: 21 год. Стаж работы учителем начальных классов: 21 год год
2 Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. (Достоевский Ф. М.)
3 Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие.. Окружающий мир источник чувств. Актуальность темы Материал раздела «Природа» во 2 классе очень важен для учащихся в познании окружающего их мира, т.к.: систематизированы и последовательно рассматриваются самые различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и другие); изучаются особенности каждого компонента природы, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента; раскрываются экологические связи, что особо актуально в 21 веке; происходит формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как своего собственного дома и общего для всех людей, для всего живого; формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
4 Пояснительная записка Природа имеет большое значение в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о природе и места человека в ней. Это и определяет цель : формирование целостной картины мира и осознание места человека в нем; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через общение с родной природой. Основными задачами реализации содержания раздела являются: способствовать формированию знаний о живой и неживой природе, раскрыть связи неживой и живой природы, природы и человека; способствовать формированию представлений о характерных признаках осени в живой и неживой природе; способствовать формированию общих представлений о погоде, способствовать развитию умений измерять температуру воды, воздуха, тела человека; дать первоначальное представление о горных породах и минералах, познакомить с полезными ископаемыми Ковернинского района; дать представление о многообразии растительного и животного мира, в том числе и родного края, показать значение воздуха и воды для всего живого; способствовать развитию воображения и творческих способностей; развитию умения общаться друг с другом, работая в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, интерес к предмету окружающего мира.
5 Анализ существующих программ УМКАвтор Название учебника Название раздела Количество часов «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир 2 класс «Природа»20 ч. «Планета Знаний» Г.Г.Ивченкова И.В.Потапов Окружающий мир 2 класс «Природа вокруг нас» 24 ч. «Школа 2100»А.А.Вахрушев«Я и мир вокруг» 1 класс «Что нас окружает» «Живые обитатели планеты» «Времена года» 10 ч. 9 ч. 12 ч
6 Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения учащимися учебного материала. Начальная школа – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе и людям. Это возраст «почемучек». Им присуща особая чувствительность и эмоциональность интерес к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды. Исследования психологов (В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина, В.С.Мухиной, С.Д. Дерябо и др.) доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении Работу с младшими школьниками нельзя сводить к механическому повторению. Необходимо, чтобы школьники могли решать посильные для себя задачи самостоятельно. Эти задачи должны носить в том числе и проблемный характер.
7 Планируемые результаты Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявлять положительное отношение и интерес к изучению природы. Метапредметные результаты: Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: общеучебные – умение наблюдать и вести соответствующие записи, умение составлять план рассказа и рассказывать по плану.; логические - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: применять правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
8 Ожидаемые результаты освоения раздела образовательной программы В познавательной сфере: повысится познавательная мотивация к изучению окружающего мира на основе предложенного материала учителем и в учебнике; обучающиеся овладеют знаниями о живой и неживой природе, о жизни животных, разнообразии растений; повысится творческая активность и результативность участия школьников в конкурсах по предмету; обучающиеся овладеют навыками исследовательской деятельности при осуществлении взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. В социальной сфере: сформируются навыки сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
9 Применяемые технологии Проблемная Игровая Здоровьесберегающая Информационно- коммуникативная Проектная
10 Используемые методы и формы работы на уроках: Рассказ Объяснение Беседа Работа с книгой, справочником Наблюдение Практическая работа Дискуссии Уроки-экскурсии Самостоятельная работа Проектно-исследовательская деятельность
11 Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность служит прекрасным дополнением к материалам уроков раздела «Природа». Используемые формы: Праздник Устный журнал Экологический КВН Экологические акции и десанты Походы по родному краю Конкурсы рисунков, поделок. плакатов
12 Формы учета знаний: Линеечки Г.А.Цукермана Индивидуальные листы достижений Различные символы Тестирование
13 Календарно-тематическое планирование п/п Тема урока п/п Тема урока 1 Неживая и живая природа 11 Какие бывают животные 2 Явления природы. 12 Невидимые нити 3 Что такое погода 13 Дикорастущие и культурные растения 4 В гости к осени (экскурсия) 14 Дикие и домашние животные 5 В гости к осени (урок) 15Комнатные растения 6 Звездное небо 16Животные живого уголка 7 Заглянем в кладовые Земли 17Про кошек и собак 8 Про воздух… 18Красная книга 9 Про воду… 19Будь природе другом 10 Какие бывают растения 20Проверим себя и свои достижения по разделу «Природа» Итого: 20 часов
14 Новизна работы Обновление методов изучения природоведческого материала, в частности, использование метод проекта Позволил объединить Внеурочная деятельность Уроки русского языка и литературно чтения, музыки, ИЗО, технологии Уроки окружающего мира
15 Этап 1. Погружение в проект Этап 2. Планирование деятельности Этапы работы над проектом «Мои истоки» (Приложение 1)
16 Этап 3. Осуществление деятельности по решению проблемы. Первая остановка «Облака» Учащиеся работают в группах. Знакомятся с парком «Чудов- град и историей его создания Учащиеся работают в группах: измеряют температуру воды, скорость течения реки, ищут источники загрязнения воды. Остановка «Вода»
17 Остановка «Дачная» Остановка «Листопад»
18 Оформление результатов Осенний КВН Подведение итогов. Вручение грамот.
19 Уроки окружающего мира с эколого-краеведческим содержанием ( разработки уроков в приложении) п/п Тема урока Краеведческий материал 1.1. Заглянем в кладовые Земли. Тайные кладовые родной земли Про воздух. Предприятия Ковернинского района, загрязняющие воздух Вода На древних берегах Узолы Какие бывают растения. Редкие растения Ковернинского края Какие бывают животные. Редкие и исчезающие животные Ковернинского края. Ковернинский заказник Дикорастущие и культурные растения. Что выращивают в Ковернинском районе? История Ковернинского льнозавода.
20 Уткинское озеро Проект урока (разработка урока в приложении 2) Класс: 2 «а» Учебный предмет: окружающий мир Система начального образования: «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова Автор учебника: А.А. Плешаков «Окружающий мир», Москва, «Просвещение» Год издания учебника: Дата проведения урока: 12 октября 2010 г. Тема урока: «Вода» Цели и задачи урока Развивающие цели: Развитие логического мышления учащихся (операций анализа, синтеза, умения обобщать, делать выводы) при выполнении разнообразных заданий на уроке. Развитие устойчивого внимания, наблюдательности. Развитие экологических знаний. Воспитательные цели: воспитание экологической культуры, любви к родной природе, родному краю. Обучающие задачи: - познакомить учеников с богатством природы – водой, ее свойствами; - познакомить с главной рекой Ковернинского района Узолой; - показать необходимость бережного отношения к водным ресурсам своей страны и родного края.
21 Результаты изучения раздела. Предметные результаты. (приложение 4 ) Базовый уровень Повышенный уровень Различать объекты природы Знать приметы осени Знать, как животные готовятся к зиме Проводить простейшие измерения температуры Знать значение воды, воздуха Различать группы растений Различать группы животных Узнавать по описанию узнавать изученные природные объекты Фиксировать результаты наблюдений в предложенной форме Различать характерные свойства изученных объектов или явлений До изучения 55%60%75%0%35%24%65%0% 30% После изучен ия 100%95%100% 95 %90%75%80%95%
22 Уровень развития экологических знаний (анкеты в приложении 5) Высокий уровень, %Средний уровень, %Низкий уровень, % До изучения раздела После изучения раздела До изучения раздела После изучения раздела До изучения раздела После изучения раздела 13 %76 %62 % 18 % 25 %6 %
23 У ровень развития экологической культуры Высокий уровень, %Средний уровень, %Низкий уровень, % До изучения раздела После изучения раздела До изучения раздела После изучения раздела До изучения раздела После изучения раздела 0 %41 %75 %47 %25 %12 %
24 Заключение В данной методической разработке обобщена и систематизирована работа по экологическому образованию и воспитанию младших школьников, решены поставленные задачи, достигнута цель: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через общение с родной природой. Обучение, проводимое в ходе работы, позволило выявить положительную динамику в готовности учащихся к активному творческому сотрудничеству по охране и защите окружающей среды. Все материалы, представленные в презентации, опубликованы на сайте proshkolu.ru/ Дополнительный материал по экологическому воспитанию и образованию младших школьников обобщен мною в дипломной работе «Опыт экологического образования и воспитания младших школьников на примере школ Ковернинского района». Н.Новгород 2011 г.
25 Список литературы Аргунова М.В. Рекомендации по созданию учебной экологической тропы // Справочник заместителя директора школы 1, 2010 г. Брыкина.Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. М.; ВАКО, – 320 с. – (Мастерская учителя). Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала // Начальная школа 2003 г., 2 Возрастные возможности усвоения знаний./ Под ред. Эльконина Д. Б. Давыдова В. В. – М., Выготский Л. С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте. – М., Газета «Ковернинские новости» Александр Фигарев «Светлые колокола» Сборник стихов Родина хохломы: Очерки истории Ковернинского края. – Н.Новгород: изд-во «Литера», – 304 с., илл.
26 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.