Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТимофей Вронский
1 Деятельностный подход в обучении Великая цель образования - это не знания, а действия Герберт Спенсер
2 Деятельностная парадигма образования определяет в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного и социального опыта.
3 Асмолов А.Г. Важнейшей задачей современной системы образования является: - формирование способности субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - формирование способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
4 А. Дистервег «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». П.Ф. Каптерев «Саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать» «Дать труд человеку, труд свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности». К.Д. Ушинский
5 Закон «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...» Закон РФ «Об образовании», ст. 14 А.А. Фурсенко. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации» «Формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.
6 Исторический контекст Современный уровень развития производства выдвигает новые требования к сфере образования, отраженные в существующей нормативной базе как основной приоритет: формирование умения учиться, а не только освоение учащимися конкретных ЗУН в рамках отдельных дисциплин. содержательно- практический уровень содержательно- теоретический уровень содержательно- деятельностный уровень Историческое развитие представлений о качестве образования Как обучать?
7 В.В. Давыдов Теория учебной деятельности В.В. Давыдова Теория деятельности А.Н. Леонтьева (психологическая версия) Теория деятельности Г.П. Щедровицкого (социотехническая версия) Теория учебной деятельности ФГОС Общая теория деятельности Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова (методологическая версия) «... о развивающем обучении и воспитании можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности (то есть опираясь на конкретную и разветвленную ее теорию)». В.В. Давыдов ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Москва, 1995
8 Лазарев В.С. Лазарев. «Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении» // В сб. «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования».– М., с.50–51. «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания». «…дети не рефлектируют сам способ решения учебной задачи, они не задаются вопросами: «Почему нужно выполнять те или иные действия, всегда ли нужно их выполнять при постановке и решении учебных задач?» …Если данная структура учебных действий не будет расширена, то учебная деятельность, как обобщенная способность ставить и решать учебные задачи, формироваться не будет. Сколько бы разных понятий не построили в учебном процессе учащиеся, самостоятельно они не поставят задачу на построение понятия самого «понятия» и не построят его… Это означает, что должны ставиться учебные задачи, результатом которых будет освоение обобщенных способов планирования и реализации познавательных действий».
9 Асмолов А.Г. Деятельность представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности.
10 Личностно-деятельностный подход к обучению - такая системная организация и самоорганизация образовательного процесса, при которой личности обучающего и обучающегося рассматриваются как субъекты деятельности, которые, формируясь в деятельности и в общении, сами определяют характер этой деятельности и общения. Основы личностно- деятельностного подхода к обучению были заложены в психологии работами Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.
11 Аспекты деятельности включают в себя: - готовность к целеполаганию, - готовность к прогнозированию, - готовность к действию, - готовность к оценке и рефлексии,
12 Система П. Я. Гальперина Система Л.В. Занкова Система В.В. Давыдова Обновленная традиционная школа 1)Организационный момент 2)Актуализация знаний и проблемная ситуация 3)Проблемное объяснение знаний 4) Первичное закрепление во внешней речи 5) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 6) Включение в систему знаний и повторение 7) Итог урока { ИКП ИКП ИКП ИКП *
13 Структура учебной деятельности ?
14 Структура учебной деятельности (начало) Цель
15 Структура учебной деятельности (начало ) Затруднение Цель
16 Структура учебной деятельности (начало) Пробное действие Затруднение Цель
17 Структура учебной деятельности (начало) Мотивация Пробное действие Затруднение Цель
18 Структура учебной деятельности «от здравого смысла» Структура учебной деятельности Пробное действие Затруд- нение Само- определение КИ П цель проект Рефлексия Реали- зация проекта
19 Структура учебной деятельности «от здравого смысла» Структура учебной деятельности «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век Пробное действие Затруд- нение Само- контроль Само- оценка Само- определение КИ П цель проект Рефлексия Реали- зация проекта
20 Этапы формирования умений Этапы формирования нового умения (исходя из общей схемы формирования любого нового элемента системы) 1. Приобретение первичного опыта, понимание смысла и мотивация. 2. Формирование нового способа (алгоритма ) действия, установление первичных связей с имеющимися способами (проектирование и реализация проекта). 3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль.
21 Этапы формирования общеучебных умений 1. Формирование первичного опыта пребывания в учебной деятельности при изучении различных учебных предметов, мотивация. 2. Формирование понимания нормы обобщенного способа действия (или ее структуры УД в целом), установление первичных связей. 3) Включение посредством ТДМ нового метапредметного знания в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организация самоконтроля и коррекции. 4) Уточнение существенных особенностей нового обобщенного способа действия, его роли и места в системе изученных учебных действий. 5) Организация контроля уровня сформированности данного обще учебного умения. Механизм формирования общеучебных умений на основе ТДМ
22 Базовый уровень Базовый уровень освоения технологии деятельностного метода 1)Организационный момент (использование мотивационных приемов) 2) Актуализация знаний 3) Проблемное объяснение знания 4) Первичное закрепление во внешней речи 5) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 6) Включение в систему знаний и повторение 7) Итог урока 1 2 ИКП Организационный момент (мотивационные приемы) Первичное закрепление Актуализация знаний Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем Включение в систему знаний и повторение Самостоятельная работа с самопроверкой Итог урока
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.