Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемДенис Коган
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 Рассмотреть основные понятия, использующиеся при изучении и описании межличностных отношений, рассмотреть механизмы межличностных отношений.
3 1. Коммуникационные каналы. 2. Виды коммуникации. 3. Прикладные языково-речевые функции. 4. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца.
5 Коммуникационный канал это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту.
6 Наличие связи необходимое условие всякой коммуникационноййй деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась (подражание, управление, диалог). Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.
7 Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощения сообщений, которое выражает смысловое содержание. Причем, движение происходит в физическом (геометрическом) пространстве и в астрономическом времени. Коммуникационная деятельность, по сути, деятельность духовная, но для ее реализации нужны материально-технические средства, в качестве которых выступают коммуникационные каналы. Таким образом: коммуникационные каналы материальная сторона социальной коммуникации.
8 Развитие человечества сопровождалось постоянным увеличением количества коммуникационных каналов, благодаря дополнению естественных каналов (образовавшихся в ходе антропогенеза) каналами искусственными, сознательно созданными людьми.
9 это каналы, использующие врожденные, естественно присущие человеку разумному средства для передачи смысловых сообщений в физическом пространстве. Таких каналов два: невербальный (несловесный) и вербальный (словесный).
10 древнейший из коммуникационных каналов, возникший в ходе биологической эволюции задолго до появления человека. Он представляет собой наследие зао коммуникации, свойственной высшим животным. Это демонстрация переживаемых эмоциональных состояний гнев, боль, страх и т. д. Животными используются звуковые сигналы, позы. Например, щенок виляет хвостом, когда он доволен, прижимает уши и оскаливает клыки, когда притворяется сердитым. Невербальный канал активно используется в процессе коммуникации между людьми, и мы специально рассмотрим его особенности.
11 доступен только человечку, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком. Подчеркнем, что речевая способность отличительный признак человека, для реализации этой способности потребовались нейрофизиологические и анатомические преобразования в телесности: образование асимметрии головного мозга, выделение центров управления говорением и пониманием речи, развитие артикуляционного аппарата и т. п. Домашние животные не могут говорить именно потому, что они не имеют природных предпосылок для этого. Поэтому вербальный канал, подобно невербальному каналу, можно считать естественным.
12 Формирование речевой способности (соответственно, и вербального коммуникационноййго канала) происходило в процессе антропогенеза. Палеолингвисты полагают, что австралопитекам была присуща нечленораздельная речь в составе зао коммуникаций; питекантропы владели примитивной диалоговой речью, состоящей из слов- предложений; неандертальцы строили простейшие грамматические конструкции, подобно малограмотным и начинающим говорить детям; Кроманьонцы освоили мо налоговую речь со сложной грамматической структурой.
13 Потребность в искусственных коммуникационных каналах возникает тогда, когда коммуникант и реципиент лишены непосредственного контакта, не могут ни видеть, ни слышать друг друга, и в то же время существуют смыслы, которые нужно передать в социальном времени и пространстве. Эти смыслы связаны, во-первых, с передачей полезного практического опыта, во-вторых, с магическими верованиями первобытных людей
14 Для удовлетворения этих первичных коммуникационных потребностей использовались два искусственных канала, которые появились сравнительно скоро после формирования кроманьонцев: канал иконических документов графические (на кости, на камне, на дереве) и живописные (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображения; канал символьных документов амулеты, украшения, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный магический смысл, а также языческие идолы и вообще изображения богов.
15 Коммуникационные каналы палеолитического искусства выполняли социальные функции, которые можно разделить на: 1) Явные функции, осознаваемые самими древнейшими людьми - магическая (культовая) функция и функция передачи полезного опыта подрастающему поколению; 2) Неявные функции, интеллектуальная (развитие абстрактного мышления) и эстетическая (развитие чувства гармонии, красоты, благодаря созерцанию художественно насыщенных произведений).
16 Невербальный и вербальный каналы в их неразрывном единстве послужили исходной базой для формирования устной коммуникации; Иконический и символьный каналы положили начало документной коммуникации. Устная коммуникация и документная коммуникация два рода социальной коммуникации, сыгравшие определяющую роль в становлении словесной и книжной культуры. Исходные каналы дали толчок для появления новых искусственных каналов, которые по своему источнику делятся на две группы: художественные (возникшие в сфере искусства) и технические (возникшие в сфере техники).
17 Важнейшим событием для развития цивилизации было изобретение письменности, т. е. открытие еще одного документного канала. Письменность результат эволюции иконического канала. Известны следующие вехи этой эволюции. Палеолитическая живопись в эпоху мезолита (1410 тыс. лет назад) утрачивает живость и реалистичность, схематизируется и упрощается. Затем следует неолитическое искусство, которое еще больше лишается образной выразительности, приобретает однотипность, когда изображения почти не отличаются друг от друга и превращаются в ритуальные символы. Однотипность и однообразие рисунков есть признак пиктографии рисуночного письма. Пиктография эволюционирует в иероглифы Древнего Египта и Месопотамии.
19 В зависимости от применяемых каналов, различаются рода социальной коммуникации. Род коммуникации совокупность родственных коммуникационных каналов. Их три: Устная коммуникация; Документная коммуникация; Электронная коммуникация;
20 Использует одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; Эмоционально-эстетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов, как музыка, танец, поэзия. К устной коммуникации относятся путешествия с познавательными целями экспедиции, туризм.
21 применяет искусственно созданные документы, первоначально иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов во времени и пространстве
22 основана на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи.
23 Язык и речь в совокупности выполняют две неотделимо присущие им функции: 1. коммуникативную: коммуникационнойй-временную (социально- мнемическую) которую выполняет язык, являющийся разделом социальной памяти коммуникационнойй-пространственную функцию распространения смыслов в социальном пространстве, которая свойственна речи. 2. Мыслительную (обеспечивает индивидуальное мышление). Все мыслящие субъекты коммуникации, как индивидуальные, так и социальные, имеют дело с языком и с речью.
25 Под прикладной функцией понимаются те свойства языка и речи, которые позволяют людям использовать их в своей внеязыковой деятельности. Прикладные языково-речевые функции: Социально-языковые; Индивидуально-языковые; Социально-речевые; Индивидуально-речевые.
26 1 а. Национально-культурная функция вытекает из сущностной функции социальной памяти. Подчеркнем, что национальный язык это духовный генофонд народа, подобный генетическому фонду этноса. На этом фонде строится национальная культура. 1 б. Этнообразующая функция обусловлена тем, что национальный язык входит в число признаков этноса (народа, нации). Потеря родного языка равноценна утрате этнического самосознания. 1 в. Функция основания словесного искусства, поэтического творчества. Практически неизвестны человеческие коллективы, говорящие на каком-либо языке, в которых отсутствовали бы поэтические произведения на этом языке. 1 г. Функция основания искусственных языков проявляется в том, что все искусственные языки от химических и математических номенклатур до языков компьютерного программирования вводятся в оборот посредством естественных языков и переводимы на них.
27 2 а. Функция социализации: овладев родным языком, человек начинает общаться с социальным окружением, получает доступы к культурному наследию и формируется как типичный член данного общества. 2 б. Мировоззренческая функция, заключающаяся в зависимости мировоззрения социализированной личности от ее родного языка. С 30-х годов XX века и науке дискутируется так называемая гипотеза лингвистической относительности, связанная с именами Э. Сепира и Б. Уорфа. Согласно этой гипотезе, структура языка опреде¬ляет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Зависимость этнического сознания от языка достаточно очевидна, но продолжаются споры о границах этой зависимости. 2 в. Инструментальная функция владение языком может использоваться в утилитарных целях, например для чтения иноязычной литературы, для переводческой дея¬тельности, для туристического общения и т. д. 2 г. Функция самоопределения и самовыражения. Внутренняя речь осуществляется на родном языке, поэтому размышления человека о своем Я, о личной «самости» производится средствами родного языка.
28 За. Регулятивная функция управляющая сила слова. Общеизвестны факты влияния слова на физиологические и психологические процессы: внушение, заражение, гипноз. Говоря терминами И. П. Павлова, вторая сигнальная система влияет на жизнедеятельность человеческого организма не меньше, чем первая сигнальная система, присущая животным. 3 б. Магическая функция. Речевая способность издавна казалась людям великим даром богов, требующим осторожного и бережного обращения. Неуместное употребление имени человека или названия предмета верят до сих пор некоторые люди может иметь трагические последствия. Магическое слово, по мнению некоторых, заклинает, околдовывает, заговаривает, исцеляет и напускает порчу. Зв. Контактная функция обеспечивает установление и поддержание этикетного контакта между людьми.
29 4 а. Функция развития интеллекта. Использование внутренней речи для осмысления внешних впечатлений и самоопределения способствует развитию рационального мышления, т. е. интеллекта личности. 4 б. Эмотивная функция. Функция эмоциональной оценки происходящего, эмоциональной разрядки и выражения чувств и воли говорящего. 4 в. Культурно-нормативная функция. Исторически сложившийся национальный (общенародный) язык существует в следующих формах: литературный язык, народно-раз-говорная речь, территориальные диалекты, социолекты (терминологические системы, жаргоны, кастовые языки). Культурно-нормативная функция присуща только литературному языку. Степень владения литературным языком показатель культурного уровня (образованности) человека.. 4 г. Функция идентификации индивида с группой. Владение вербальными (жаргон, слова-пароли, территориальный или социальный диалект) и невербальными специальными значениями есть знак принадлежности к той или иной социальной группе, например: медик, матрос, уголовник, педагог, поэт и т. д. Перечисленные 15 прикладных функций языка и речи возможно реализовать только благодаря сущностным коммуникационноййй и мыслительной функциям.
31 Эта теория представлена в работе В.Шутца, относящейся к 1958 г., под аналогичным названием. Она еще известна под сокращенным названием ФИРО, что означает «Фундаментальная ориентация межличностных отношений»..
32 Принципиальной основой теории Шутца является положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства.
33 Сущность теории раскрывается в четырех постулатах. А. В. Шутц постулирует наличие трех межличностных потребностей, характерных для каждого индивида. Это потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Межличностные потребности во многих отношениях аналогичны биологическим потребностям. Если биологические потребности регулируют отношения организма с физическим окружением, то межличностные устанавливают связь личности с ее человеческим окружением.
34 Б. Индивид во взаимоотношениях с другими следующим образом реализует опыт межличностных отношений своего детства. Когда он воспринимает свою взрослую позицию в межличностной ситуации, аналогичной своей же позиции в отношениях с родителями в период детства, его взрослое поведение ориентируется на его поведение в детстве по отношению к родителям или значимым другим. Если же он воспринимает свою взрослую позицию в межличностной ситуации подобной позиции своих родителей в отношениях с ним в детстве, его взрослое поведение ориентировано на поведение его родителей или значимых других по отношению к нему, ребенку.
35 В. Совместимость. Совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей, чем группы несовместимые. В.Шутц предположил три возможных типа совместимости и разработал пути их измерения (в основу выделения типов положено соотнесение выражаемого личностью поведения и поведения, желаемого ею от других, в каждой из трех сфер межличностных потребностей): Первый тип совместимости В. Шутц называет совместимостью, основанной на взаимном обмене. Максимум такой совместимости имеет место, когда сумма выражаемого и желаемого поведения у одной личности равна аналогичной сумме у другой личности. А несовместимы две личности оказываются в той мере, в которой они различаются в отношении этой суммы соответственно в области каждой из трех межличностных потребностей.
36 Второй тип - инициирующая совместимость - обнаруживается, когда проявления контроля, включенности и любви со стороны одного совпадают с потребностями другого. Так, например, этот тип совместимости имеет место в области контроля, если одна сторона, вступающая во взаимодействие, желает доминировать, а другая -- находиться под контролем.
37 Третий тип, реципрокная совместимость характеризует степень, в которой выражения включения, контроля или любви одной взаимодействующей личности согласуются с желаниями другой в отношении тех же потребностей. В. Шутц специально разработал шкалы и формулы подсчета совместимости, позволяющие вычислять шестнадцать индексов совместимости.
38 Г. Последний постулат касается группового развития. В. Шутц полагает, что каждая группа в своем становлении проходит соответственно этапы включения, контроля, любви. Формирование группы начинается именно с принятия каждым решения, остаться в данной группе или выйти из нее. Лишь после разрешения проблемы включения происходит переход к фазе контроля, т.е. фазе распределения ответственности и власти. В третьей фазе решается проблема эмоциональной интеграции. В случае же распада группы ее движение идет в обратном порядке: сначала нарушаются эмоциональные привязанности, затем разрушаются отношения власти, после чего следует фаза выхода из группы.
39 При рассмотрении четырех постулатов, в которых представлено сущность теории В. Шутца, становится очевидным, что психоаналитическая ориентация данной теории не подлежит сомнению. Показательны и прямые ссылки автора на работы 3. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.