Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВалерий Васьковский
1 1. Научные ресурсы мира. Масштабы НИОКР 2. Образовательные ресурсы мира 3. Информационные ресурсы мира
2 И последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В XXI в. знания превращаются в главный экономический ресурс. Понятие вырабатываются прежде всего в сфере науки, точнее и сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).
3 Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики и сфере НИОКР, а масштабы инноваций прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в Таджикистане научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого таджикской экономики на результаты НИОКР.
4 Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материальной и кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: доля расходов на НИОКР в ВВП; численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике; Индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров; число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами; доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте
5 Эффективность сферы НИОКР зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от спроса промышленности на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют такие показатели, как доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, баланс торговли лицензиями и патентами, доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий и т.д.
6 Страна Доля расходов на НИОКР в ВВП, % Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике* Сальдо технологического баланса, млрд долл.,. Доля высокотехнологичных изделий в промышленном экспорте страны, %,. США2,693+28,732 Япония 3,2104+2,124 Южная Корея 2,668-2,732 Швеция 4,0106+2,017 Финляндия 3,5177-0,421 Великобритания 1,955+3,724 Франция 2,275+ 1,919 Германия 2,669-0,717 Италия 1,230-1,08 Россия 1,274-0,99
7 Основной объем научно - технических ресурсов мира сосредоточен и странах ОЭСР, Китае, России и Индии. На долю США пришлось 14% общих расходов на НИОКР стран ОЭСР, ЕС 30, Японии 10%. В 2010 г. США затратили на НИОКР 285 млрд долл., Япония -114 млрд, Германия 57 млрд, Россия 16,5 млрд, Китай 84,6 млрд долл. По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,1%), Швеция (4,3%), Финляндия (3,5%), Япония и Исландия (3,1%), а средний показатель для ЕС 1,86%. Страны Азии, прежде всего Китай, Южная Корея и Индия начиная с 90- х гг. резко наращивают свою научно - техническую базу.
8 В развитых странах частные компании стали основным инвестором в НИОКР : частный сектор обеспечивает более 70% всех расходов па НИОКР в Японии, 68% в США, 56% в среднем в ЕС. Лидерами по абсолютным расходам на НИОКР в корпоративном секторе являются компании США ;
9 Глобализация НИОКР проявляется в увеличении международного сотрудничества ученых, в растущей доле зарубежного финансирования НИОКР, создании все большего числа зарубежных исследовательских подразделений ТНК, организации научно - технических, росте объемов торговли интеллектуальной собственностью, международном аутсорсинге. В среднем в странах ОЭСР доля зарубежного финансирования НИОКР превышает 10%. Произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного лицензирования. США имеют самое крупное сальдо лицензионной торговли. Наиболее крупными покупателями американской технологии являются Япония и Южная Корея (44% всех поступлений в в начале 2010 г.). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США ) и в Японии ( около 30% платежей ).
10 Сравнительно новой формой международной кооперации является научный аутсорсинг выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами. Наибольшее распространение эта форма получила в разработке программного обеспечения ( так называемое офшорное программирование ) в таких странах, как Ирландия и Индия, развивается научный аутсорсинг в России и Украине.
11 Образовательные ресурсы накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования. Основные тенденции развития сферы образования таковы : построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация ( сочетание базовых знаний со специалистами ), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин ( информатика, биотехнология и т. д.), диверсификация ( конкуренция между школами, формами обучения ), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе. В то же время проблемы образования различаются по странам. Если для развитых стран вопрос стоит о переходе к всеобщему высшему образованию, то для развивающихся стран в долгосрочном плане. А это обеспечение полноценного среднего образования, а для многих ликвидация неграмотности и введение всеобщей системы начального образования.
12 Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются : доля расходов на образование в ВВП ; расходы на образование на душу населения ; доля молодых людей, оконучивших полную среднюю школу ; доля студентов в возрастной группе 1829 лет ; численность студентов на 10 тыс. населения ; доля лиц с высшим образованием ; доля иностранцев в общей численности студентов
13 Качество образования проявляется в его востребованности и современности. Основным параметром оценки качества становится не столько объем усвоенных знаний ( они быстро стареют, кроме фунда ментальных ), а умение учиться, навыки самостоятельного поиска ин формации и самообучения. В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием ( в 2010 г. в среднем 33% населения в группе 2564 лет имело высшее образование, в США 48%, Канаде 43%). Все больше молодых людей стремятся получить высшее образование. В начале 2010 годов в высшей школе училось в США 43% молодежи ( в группе 2029 лет ), ЕС 35, Финляндии 51, За последние 10 лет число учащихся высших учебных заведений возросло на 50% в Южной Корее, Чехии, Венгрии, Польше, Великобритании, Финляндии, Ирландии, Австралии, Швеции, Испании, Португалии, Мексике.
14 Страна Доля государственных расходов на образование в ВВП Численность студентов на 10 тыс. населения в. Удельный вес студентов в своей возрастной группе учивших первую универ ситетскую степень в группе Доля иностранцев в общем числе студентов в., %в.*, %24-летнихв., % в.** США5, ,94 Ииония 3, ,02 Южная 4, ,8 Н.Д. Швеция 7, ,7'7 Финляндия 6, ,52 Велликобритания 5, ,711 Франция 5, ,97 Германия 4, ,710 И талия 4, ,02 Россия 3, ,61
15 В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались, двигаясь к общей глобальной модели 2 / з студентов специализируются в гуманитарных областях ( гуманитарные и социальные науки, право, педагогика, искусство ), а ВУЗ изучает естественно научные и технические дисциплины ( естественные науки, техника, медицина, строительство, сельское хозяйство ). Доля выпускников вузов в области научно - технических дисциплин в ЕС составила более 30%, в США 17, Японии 12%. Наблюдается повышение расходов на образование в целом ( за г. рост в ОЭСР превысил 10% в постоянных ценах ) и ни высшее профессиональное в частности.
16 В большинстве стран Западной Европы расходы на высшее образование составляют около 3% ВВП, в то время как в США и Канаде за счет более высокой доли негосударственных источников, прежде всего частного сектора, этот показатель превышает 5,5%. В настоящее время в экономической науке превалируют две концепции участия государства в финансировании высшего образования : неолиберальная концепция « дохода от образования » ( на первое место ставит прямые и косвенные выгоды, получаемые частным лицом ) и концепция « социальной пользы » ( на первое место ставит косвенные выгоды, полученные всем обществом от образования ). Основная доля финансирования высшего образования в развитых странах приходится на государственные средства (78% в среднем по ОЭСР ), однако растет доля частного финансирования ( средств компаний и физических лиц ). Роль частных источников финансирования значительно колеблется по странам наименьшая в странах Северной Европы (4% в Дании, Финляндии, Норвегии ), 29% в Великобритании, 66% в США, 84% в Южной Корее. Дефицит государственных бюджетов, расширение системы высшего образования и контингента учащихся вынуждают правительства все больше привлекать альтернативные источники финансирования высшей школы и переходить к платному образованию.
17 Лидерами по подготовке кадров со средним и высшим образованием являются США и ЕС, а также Япония и Россия. В 2010 г. в 15 странах ЕС было подготовлено 4 млн выпускников высшей школы ( первой ступени, эквивалентной степени бакалавра ), в 10 странах - кандидатах ' еще 0,8 млн человек, в США 3,15 млн, в Японии 2,1 млн, в России в 2010 г. 0,9 млн человек. В июне 1999 г. в итальянском городе Боло нье министры образования 29 европейских стран приняли « Декларацию о европейском пространстве высшего образования », предусматривающую гармонизацию национальных систем высшего образования к 2010 г. (« Болонский процесс »). Декларацию подписали 40 стран, Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г.
18 Большой рывок в деле подготовки национальных кадров за последние двадцать лет сделали страны Азии, увеличив число полуучивших степень бакалавра в научно - технических дисциплинах более чем в три раза ( до 810% общей численности выпускников ). Наиболее серьезные достижения в этом регионе достигнуты в послевузовском образовании.
19 Недостаток специалистов в развитых странах привел к увеличению их миграции. Перемещение квалифицированных кадров между разви тыми странами связано с процессами глобализации и носит кратко срочный характер (510% переездов специалистов из Канады в США объясняется внутрифирменными перемещениями ). Однако миграция из развивающихся стран в развитые по большей части является « утечкой мозгов ». Основной поток мигрантов из развивающихся стран идет в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Лидируют в этой области США, где 40% взрослых иммигрантов имеет высшее образование и где обучается 40% всех иностранных студентов стран ОЭСР. С начала 90- х гг. в США въехало около 900 тыс. высококвалифицированных специалистов из Индии, Китая, России и ряда стран ОЭСР по программе « грин карт ».
20 Важной частью притока специалистов являются обучающиеся в развитых странах студенты из развивающихся и переходных стран. В США остается 90% защитившихся в США докторов ( в научно - технических дисциплинах ) выходцев из Китая и Индии, 63% из Южной Кореи. В 2010 г. иностранцы получили 37% докторских дипломов в технических дисциплинах в США, 39 в Великобритании, 4% в Германии и Японии. Одним из свидетельств конкурентоспособности и качества национальной системы образования становится академическая миграция ( перемещение преподавателей и студентов ). Увеличение численности иностранных студентов, с одной стороны, дает ощутимый финансовый вклад в бюджеты университетов, а с другой характеризует положение страны на мировом рынке образования. Лидерами в этой области являются США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и Австралия.
21 В то же время во второй половине 90- х гг. в странах Азии произо шел перелом в соотношении между числом специалистов, получив ших образование за рубежом и в национальных университетах, в пользу последних. Научно - техническая политика этих стран и возможность трудоустройства способствовали возвращению специали стов на родину. В 2010 г. ЕС подготовил 40,8 тыс. докторов в области естественных и инженерных наук, США 26,9 тыс., азиатские страны 25,9 тыс. ( лидером в этом регионе является Китай 8,2 тыс.).
22 В постиндустриальном обществе информация стала его важнейшим элементом, а уровень развития информационной инфраструктуры превратился в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике. В постиндустриальном обществе информация становится предметом массового потребления общества и стержнем общественного развития. Совокупность информации, предназначенной для распространения, приобретения и использования, находящейся как в государственной, так и негосударственных формах собственности, формирует национальные информационные ресурсы.
23 Развитие телекоммуникационных систем, в первую очередь Ин тернета, а также либерализация рынков связи, повлекшая за собой снижение стоимости коммуникационных услуг, привели к активному развитию информационного рынка. Интернет превратил информаци онные ресурсы мира в единое целое, где понятие географического и физического расстояния практически исчезает. В результате процес сов глобализации информационные потоки выходят за национальные рамки и интегрируются в мировое информационное пространство, создавая предпосылки для формирования глобального информацион ного общества. США и страны ЕС еще в первой половине 90- х гг. включили развитие « общества знаний » и информационного общества в число национальных приоритетов.
24 Важнейшими показателями информационных ресурсов отдельных стран является доступ к информационным источникам, как к тради ционным ( радио, телевидение, печать, стационарная телефония ), так и новым ( мобильная связь, интернет - ресурс ): число ежедневных печатных изданий, радиоприемников, телевизоров, подключений к кабельному телевидению, число телефонных номеров в расчете на 100 человек населения ; число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интер нета в расчете на 100 человек населения ; доля расходов комплекса информационно - коммуникационных отраслей ( ИКТ ) в ВВП ; число персональных компьютеров в расчете на 100 человек на селения ; индекс « цифрового доступа » ( характеризует возможности жителя страны получить доступ и использовать возможности ИКТ ) 1
25 В 2001 г. сектор ИКТ в странах ОЭСР составил 10% ВВП, в нем бы ло занято более 17 млн человек, на него пришлись '/ 4 затрат на НИОКР частного сектора, '/ 5 патентов. Мировые продажи информа ционно - технологических услуг в 2003 г. составили около 570 млрд долл. На мировом рынке информационных технологий лидируют компа нии США, на их долю приходится 59% глобальных затрат. Ведущей компанией в гг. являлась 1 ВМ, ее доля составила 7,5% ми рового рынка информационно - технологических услуг. Лидерами в 1 распространении Интернета являются страны Северной Европы. В Исландии в 2010 г. пользовалось Интернетом около 90% населения, в Швеции 77, в США, Южной Корее, Японии 85%. В 2010 г. по индексу развития информационной технологии ( составляющей части индекса мировой конкурентоспособности Международного экономии ческого форума ) первые четыре места в мире занимали Исландия, Финляндия, Швеция и Дания, США 5- е место, Россия 56- е среди 102 стран мира. Южная Корея лидирует в мире по объему доступа к интернету ) широкополосной связи, Япония по числу пользователей Интернета с мобильных телефонов в 2010 г. 92% общего числа пользователей мобильной связи имели доступ в Интернет.
26 Способность эффективно использовать и производить информа - ; ционные технологии является в настоящее время одной из основных ' линий раздела между развитыми и развивающимися странами ( фено мен « цифрового неравенства »). Развивающиеся страны значительно ^ отстают от развитых стран, как по уровню компьютерной грамотно сти, так и в целом по уровню развития телекоммуникационного ком плекса. Свыше 2 / 3 ПК и пользователей Интернета находятся в разви тых странах. В 2010 г. в развитых странах на 100 жителей приходилось 68 пользователя Интернета, а в развивающихся странах только Разрыв между развитыми, и развивающимися странами в области информационной технологии сокращается, однако остается критическим. Наименьшего отставания развивающимся странам удалось достичь по показателям обеспеченности телефонной связи. Так, за 10- летний период ( гг.) разрыв в числе мобильных телефонов на 100 жителей сократился с 30 до 5 раз, разрыв в числе ПК с 27 до 11 раз, в числе интернет - пользователей с 41 до 8 раз. В развитых странах феномен « цифрового неравенства » проявляется на микроуровне в форме разрыва в использовании « электронного бизнеса » между фирмами различного размера, а также в неравномер ности использования новейшей информационной технологии среди различных слоев населения.
27 Наука, образование и информация являются важнейшими элементами щи гиндустриального общества, а уровень развития научно - образовательной И информационной инфраструктуры служит важнейшим показателем конку рентоспособности страны в мировой экономике. Основной объем научных, образовательных и информационных ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР и частично в России. Быстро развываются ресурсы знаний Азиатский регион, прежде всего Китай, Южная Корея, Индия. США обладают крупнейшим в мире научно - техническим и образова - И ' чьным потенциалом. Лидерами в развитии информационного комплекса являются США, страны Северной Европы, Великобритания, Япония и Южная Корея. Несмотря на сокращение « цифрового разрыва » между развитыми и развивающимися странами, он остается критическим. Таджикистан в настоящее время активно расширяет информатизацию внутреннего рынка. 4. Под влиянием процессов глобализации происходит формирование гло бальной инновационной сферы, основой которой становятся мировые исследовательские сети, мировой рынок образования, мировое информационное " пространство.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.