Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРостислав Филиппов
1 Общие закономерности и национальные особенности развития мировой литературы ХХ – начала XXI века С.В.Букреева, к.ф.н., доц. каф. фил. образования ЛОИРО
2 План I.Литература первой половины ХХ века - Литературный процесс в ХХ веке: традиции и новаторство - Основные течения модернизма - «Три кита модернизма» (творчество М.Пруста, Д.Джойса, Ф.Кафки) - Интеллектуальный роман - Литература «потерянного поколения» и творчество Э.Хемингуэя. - Поэзия Т.С.Элиота II. Литература второй половины ХХ века - II мировая война и литература - Японская литература - Теория и художественная практика постмодернизма - Латиноамериканская литература - Постколониальный феномен III. Зарубежная литература последних десятилетий
3 Течения в модернизме Дадаизм (от французского dada – конек, детская деревянная лошадка) Литература: Швейцария: Тристан Тцара ( ) Живопись: Франция: Марсель Дюшан ( ) Франсис Пикабия ( ) «нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения» (Т.Тцара) иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность бессознательное, инфантильно-бессвязное творчество призывали разрушить все механизмы человеческой речи и вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык)
4 Марсель Дюшан. Новобрачная, разоблаченная своими холостяками, или Большой стакан
5 Фовизм (от французского fauve - хищник) живопись: Франция: Анри Марисс ( ), Андре Дерен ( ), Морис де Вламинк ( ) течение возникло под влиянием полотен Винсента Ван Гога сделать видимым для глаза вещи, которые нельзя увидеть (чувства, настроения) цвет – главное средство выражения чистые цвета, сильные, размашистые мазки, порывисто брошенные на холст пятна краски
6 Анри Матисс. Музыка Государственный Эрмитаж.
7 Экспрессионизм (от французского expression - выражение) Живопись: Германия: Эрнст Людвиг Кирхнер ( ), Эмиль Нольде ( ),), Отто Дикс ( ), Австрия: Оскар Кокошка ( Норвегия: Эдвард Мунк ( ) Литература: Германия: Альфред Деблин ( ), Леонгард Франк ( ) Австрия: Франц Верфель ( ), Франц Кафка ( ), Швейцария: Фридрих Дюрренматт ( ) искусство, которое ставит своей целью подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его чувств и настроений поразить зрителя, учить, направлять кричащие яркие краски, мрачные грязные тона, беспокойные небрежные движения кисти; резкие упрощенные формы, сознательно искаженные формы
8 Эдвард Мунк. Крик Национальная галерея, Осло.
9 Кубизм Представители Испания: Пабло Пикассо ( ), Хуан Грис ( ) Франция: Жорж Брак ( ), Робер Делоне ( ) упрощение предметов до простых геометрических форма («искусство кубиков») беспокойно-угловатый мир расчленяли реальные предметы и существа на части в соответствии с их внутренним строением, а затем складывали части в другом порядке изображение предмета с разных сторон одновременно бледные тона (коричневый, серый, тускло-голубые, зеленоватые)
10 Хуан Грис. Портрет Пабло Пикассо Институт искусств. Чикаго.
11 Пабло Пикассо. Герника Музей королевы Софии. Мадрид.
12 Футуризм (от итальянского futuro - будущее) Живопись: Италия: Джакомо Балла ( ) Джино Северини ( ) Литература: Италия: Филиппо Томмазо Маринетти ( ) «новое искусство», «искусство будущего» отвергнуть достижения прошлого, возвеличить технику и промышленный дух нового времени
13 Джино Северини. Санитарный поезд, мчащийся через город Нью-Йорк. Музей Гуггенхайма
14 Сюрреализм (от французского surrealite – «сверхеальное», «сверхъестественное») Живопись: Испания: Сальвадор Дали ( ), Россия-Франция: Марк Шагал ( ) Швейцария: Пауль Клее ( ) Испания: Хоан Миро ( ) Литература: Франция: Андре Бретон ( ), Луи Арагон ( ), Гийом Апполинер ( ), Поль Элюар ( ) Испания: Ф.Г.Лорка ( ) Киноискусство: Испания: Луис Боньюэль ( ) реальные существа и предметы выступают в необычных сочетаниях нет порядка и разумного смысла – все подчиняется случайности сновидения выпустить из подсознания первобытные темные силы и позволить им управлять рукой художника
15 Сальвадор Дали. Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг
16 Сальвадор Дали. Постоянство памяти Музей современного искусства. Нью-Йорк
17 Абстракционизм Живопись: Россия: Василий Кандинский ( ) Казимир Милевич ( ) Голландия: Пит Мондриан ( ) «беспредметное искусство» последователи кубистов, футуристов, дадаистов не пытаются изобразить что-либо реально существующее, хотя используют привычные средства живописи (точки, линии, плоскости, цвет) придают сочетаниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие настроениям и чувствам художника (открытие художников эпохи Возрождения)
18 Василий Кандинский. Москва Третьяковская галерея.
19 Василий Кандинский. Вокруг круга Музей Гуггенхайма. Нью-Йорк.
20 Пит Мондриан Композиция с красным, синим и желтым Художественный музей. Цюрих. Швейцария
21 Казимир Малевич. Звуковая волна
22 Казимир Малевич. Красная конница Русский музей.
23 Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia существование) Германия: Карл Ясперс ( ), Мартин Хайдеггер ( ) Франция: Альбер Камю ( ), Ж.-П.Сарт ( ), Симона де Бовуар ( ), Габриэль Марсель ( ) Великобритания: Айрис Мердок ( ), Уильям Голдинг ( ) Япония: Кобо Абэ ( ), Кондзабуро Оэ (1935) Швейцария: Макс Фриш ( ) Киноискусство: Микеланджело Антаниони ( ), Федерико Феллини ( ) философия существования уникальность иррационального бытия человека Основная категория – экзистенция конструкцию произведения создает философская идея проблема духовной выдержки человека, заброшенного в абсурдный мир
24 Литература второй половины ХХ века
25 Японская литература Начало ХХ в.- натурализм (Такуотоми Рока, Симэй Фтабатэй) 1920-е гг. – «движение за пролетарскую литературу» (Такидзи Кабаяси) Послевоенная литература: Традиционное течение (Ясунари Кавабата) Демократическое течение (Юрико Миямото) «Послевоенное» (Риндзо Сиина) «литература атомной бомбы» (Макомо Ода, Юкио Мисима) 1950-е гг. – «новая послевоенная группа» (Кобо Абэ) е гг. «третьи новые» (Ясуока Сётаро) 1980-е гг. «новая легкая литература»(Харуки Мураками)
26 Нобелевские лауреаты Ясунари Кавабата ( ) лауреат Нобелевской премии по литературе 1968 года Кэндзабуро Оэ (1935) лауреат Нобелевской премии по литературе 1994 года.
27 Карло Мария Мариани (р. 1931). Ткач совершенства
28 Исторический подход в исследовании феномена постмодернизма Определённая историческая база : -зарождается в пост революционную эпоху идеологического и эстетического плюрализма на почве неприятия стандартизации, усредненности, подражательности, маловыразительности, ставших главными приметами культурного ландшафта к к х. -осознание угрозы самоуничижения человечества, разочарования в моноцентрических идеях, претендующих на универсализм и мировое господство. - отрицание универсальных норм, установка на относительность стали результатом характерного для ХХ века кризиса прогрессивного мышления.
29 Исторический подход в исследовании феномена постмодернизма Особый тип сознания -В отличие от прежних мировоззренческих систем это мышление принципиально антииерархично, противостоит идее мировой цельности. -Отказывает искусству в самой способности и принципиальной возможности выразить абсолютную истину. -Эпистемологическая неуверенность, т.е. представление о мире как хаосе, бессмысленном и непознаваемом, порожденное кризисом ранее существовавших ценностей. - специфическая форма мироощущения, т.н. постмодернистская чувствительность, отрицающая все системы ценностей и приоритетов. Единственное средство существования в таком мире – ироничность трактовок, релятивизм, пародирование и десакрализация самых высоких материй.
30 Исторический подход в исследовании феномена постмодернизма Специфическая художественная практика: - отсутствие структурированной модели мира и четких морально-этических принципов и оценок; - интерес сосредоточен на хаотичном, разорванном сознании личности, которое наиболее адекватно отражает процесс ассоциативно-рефлекторного восприятия мира; - поиски универсального художественного языка, сближение и сращивание разных литературных направлений, и которая может быть сведена к использованию ряда приемов и средств, составляющих основу постмодернизма как культурного феномена.
31 Трансисторический подход в исследовании феномена постмодернизма Постмодернизм - доминирующий культурный менталитет, присущий любой кризисной эпохе смены вех и ценностей, как эстетика переходного периода, готовящая замену отработанных художественных форм на новые, как типологическое явление свойственное различным этапам развития культуры. У. Эко: «Постмодернизм – не фиксированное хронологическое явление, а некое духовное состояние». «У любой эпохи есть свой постмодернизм» Д.В.Затонский: пример постмодернистского мироощущения в Ветхом Завете: «И оглянулся я на все дела мои… и вот, все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Эккл., 2, 11).
32 Особенности постмодернистской парадигмы: деканонизация всех канонов; ироническая переоценка ценностей; размытость жёстких бинарных оппозиций; цитатное совмещение несовместимого; отказ от традиционного «Я», стирание личности, подчеркивание множественности «я»; гибридизация, мутантное изменение жанров, порождающее новые формы карнавализация как признак имманентности смеха, «веселой относительности» предметов, как участие в диком беспорядке жизни; метаязыковая игра, игра в текст, игра с текстом, игра с читателем, игра со сверх текстом, театрализация текста; игровое освоение хаоса; интертекстуальность, опора на всю историю человеческой культуры и ее переосмысление; плюрализм культурных языковых моделей, стилей, использованных как равноправные;
33 Особенности постмодернистской парадигмы: выявление плюралистического типа мышления с его раскрепощающим характером, ориентирующего на приятие жизненного разнообразия и богатства; дву- или многоуровневая организация текста, рассчитанная на элитарного и массового читателя одновременно, использование жанровых кодов как массовой, так и элитарной литературы, научного исследования и т.п.; сочетание развлекательности и сверэрудированности; открытость, многозначность знакового кода, его поливариантность, дающая ощущение «мерцающих» значений; ориентация на множественность интерпретаций текста; явление авторской маски, «смерти автора»; принцип читательского сотворчества, создание нового типа читателя; универсализирующий принцип изображения; множественность смыслов и точек зрения; использование приема «двойного кодирования»; принципиальная асистематичность, незавершённость, открытость конструкции; использование принципа ризомы.
34 Латиноамериканская литература
35 Особенности латиноамериканской культуры XVI-XVII вв. колонизация исп., португ., фр., англ.; преобладание романской культуры. Коренные народы – майа, ацтеки, инки – высокий уровень цивилизации. Этнический синтез определил культурный синтез Разнообразие культурных слоев (индейский, креольский, африканский, итальянский) Причудливый мир природы (тропический девственный лес, бездревесная равнина, Анды)
36 Особенности латиноамериканской литературы Первые значительные произведения – е годы Бурное развитие – годы. Расцвет культуры совпадает с борьбой за национальную независимость. Причудливое переплетение современного и архаического, реального и фантастического, архаического и модернистского. Тесная связь литературы и фольклора (индийского, креольского, африканского) Особый мифологизм как синтез эпического и мифологического сознания «культура пятой расы» - общечеловеческая культура. Культура=культ «магический реализм» Латиноамериканский роман
37 Латиноамериканская проза аргентинцы: Хорхе Луис Борхес ( ), Эдуардо Мальеа ( ), Эрнесто Сабато (р ), Хулио Кортасар ( ), Мануэль Пуиг ( ) уругваец Хуан Карлос Онетти ( ) мексиканцы: Хуан Рульфо ( ) и Карлос Фуэнтес (р ) кубинцы: Хосе Лесам Лим ( ) и Алехо Карпентьер ( ) бразилец Жоржи Амаду ( ) колумбиец Габриэль Гарсия Маркес (р ) Перуанец Марио Варгас Льоса (р. 1936)
38 Латиноамериканская поэзия перуанец Сесар Вальехо ( ) мексиканцы: Родольфо Усигли ( ), Мариано Асуэла ( ) и Октавио Пас ( ) уругваец Орасио Кирога ( ) колумбиец Хосе Эустасио Ривера ( ) венесуэлец Ромуло Гальегос ( ) чилийцы: Габриэлла Мистраль ( ), Винсенте Уидобро ( ) и Пабло Неруда ( )
39 Библиография Михальская Н.П. Программа по зарубежной литературе для образовательных учреждений гуманитарного профиля. М., Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11). Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефедова Н.А., Булгаков Д.Г. / Под ред. М.Б. Ладыгина. М., Программа по литературе для средней общеобразовательной школы. /Под ред. В.Г.Маранцмана. Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина. М.: Просвещение. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура/ В.Г.Маранцман, Г.И.Данилова, С.Г.Денисов, М.Г.Дорофеева, М.А.Мирзоян, Т.В.Рыжкова, С.В.Румянцев, Н.М.Свирина, С.В.Федоров, И.Л.Шолпо, Н.А.Волкова, С.Ф.Щукина. М., 1998.
40 Михальская Н.П. Зарубежная литература кл. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Н.П.Михальской. В 2 ч. М., Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература классы. Элективный курс. Методические советы. М.: Просвещение, Манн Ю., Олесина Е., Зайцев В., Стукалова О. Мировая художественная культура. XX век. Литература. СПб, Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. М., 1992.
41 Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ века – начало ХХI века). СПб, Затонский Д. В.Модернизм и постмодернизм : Мысли об извеч. коловращении изящ. и неизящ. искусств: (От соч. Умберто Эко до пророка Екклесиаста). Харьков, М., Ильин И.П. Постмодернизм : словарь терминов. М., Киреева Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе : Учеб. комплекс для студентов-филологов. М., 2004 Пестерев В. А. Постмодернизм и поэтика романа : Ист.-лит. теорет. аспекты: Учеб.-метод. пособие. Волгоград, 2001.
42 Дюкина О. К. Современные писатели Испании и Латинской Америки. – М., История литератур Латинской Америки. Конец XIX – начало XX века ( е гг.). – М., История литератур Латинской Америки. XX век: е годы. – М., Григорьева Т. П. Красотой Японии рожденный : [в 2 т.]. М., Григорьева, Т. П. Японская литература XX века : Размышления о традиции и современности. М., Мицуёси Нумато. Граница японской литературы и ее сдвиги в мировом контексте// Иностранная литература
43 Иностранная литература: литературно- художественный журнал Новый мир: литературно-художественный журнал Журнальный зал bibliogid.ru «Библиогид» knigoboz.ru газета «Книжное обозрение»
44 Корейская литература// Нева (тематический номер) ДРЕЙЗИС. Ю. Разработка культурной парадигмы постмодерна в произведениях китайских авангардистов// Вопросы литературы Разработка культурной парадигмы постмодерна в произведениях китайских авангардистов Немецкая литература на страницах «ИЛ»// Иностранная литература (проза, поэзия, статьи, эссе ) Круглый стол Французская литература выходит из чистилища// Иностранная литература
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.