Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГеннадий Чекунов
2 монотеизм предполагает единственность Бога, перед которым все люди предстают как равные (архаические же сообщества построены иерархически: старшие – младшие, мужчины – женщины); бог мировых религий духовный бог ( в отличие от архаических антропоморфных божеств или божеств, сливавшихся с природными стихиями), что способствует выдвижению моральных духовных ценностей на передний план системы регуляции; бог в монотеизме предстает как личность, соответственно и верующий должен быть личностью, обладателем души с развитым внутренним миром; человек в мировых религиях трактуется как «венец творения», нравственные нормы диктуют гуманное отношение к другому человеку, который понимается как «ближний». В традиционной культуре, как уже отмечалось, главные ценности были сакральными, а в социальной практике ценностью обладал коллектив, а не индивид. Гуманизм не входил в число принципов традиционной нравственности; появилось Священное Писание с четкой фиксацией норм, что позволяет предъявлять их индивиду, требовать их осознания и самостоятельного выполнения в разнообразных ситуациях.
4 Отношения между сословиями строились по патриархальному принципу «отцы» и «дети»: низшие должны прочитать высших, а высшие – заботиться о низших. Такие взаимные обязанности способствовали моральной сплоченности средневекового общества. Типичным примером сословного нравственного образца является нравственный кодекс рыцаря, в котором сочетались традиционные, христианские и сословные черты. Рыцарь должен быть: хорошего рода («благородным»); верным своему господину; верным данному слову (обету); храбрым; благородным в бою (этому способствовали правила проведения поединков); щедрым.
6 принцип индивидуализма ; принцип трудолюбия ; принцип патриотизма. Буржуазный нравственный образец представляет достижение в нравственном развитии человечества ( автономная саморегуляция личности, развитое моральное сознание, общечеловеческие ценности ). В то же Время, буржуазная система нравственности, как и всякая другая, несовершенна ( индивидуализм все - таки вырождается в эгоизм, деньги из нравственной ценности становятся заменителем нравственных ценностей ).
7 Советская система нравственности может быть представлена как разновидность нравственности modernity при сохранении многих элементов традиционной нравственности. Поэтому в нравах советского общества можно выделить следующие составляющие : 1. Образцы традиционной нравственности, что не удивительно для страны, экономика которой сохраняла аграрный характер почти до начала XX века, а проводимые модернизации оказались незаконченными или неудачными ; 2. По способу регуляции советская мораль соответствовала критериям modernity, хотя по линии ценностей буржуазная и советская системы находились в открытой конфронтации. 3. Пролетарский нравственный образец : коллективизм ; солидарность ; интернационализм ; патриотизм. 4. Марксистско - ленинская идеология, по функциям напоминающая религиозную.
8 высокое чувство долга, которое позволяло преодолевать личные склонности и внешние препятствия во имя целей ; наличие нравственного идеала ( коммунизм ), предполагающего реализацию в земной жизни ; неэгоистическую и бескорыстную мотивацию поступков ; общечеловеческую ориентацию.
9 смешивание собственного морального идеала с социально - политическим мешало проверять, морален ли сам политический идеал ; попытка осуществлять моральную регуляцию с помощью политических механизмов и социальных институтов ( партийных организаций, собраний трудового коллектива, товарищеских судов, профсоюзных комитетов ), разрушал моральную саморегуляцию личности ; некорректное решение проблемы моральных целей ( коммунизм ) и средств ( репрессии ), приводило к тому, что жертвовать собой оборачивалось принесением в жертву других людей ; коллективизм вырождался в « подчинение личных интересов общественным ».
10 В данном курсе историческое развитие нравственности рассмотрено как смена и взаимодействие исторических систем нравственности : архаической системы регуляции ; традиционной нравственности ; традиционной религиозной морали ; нравственности modernity в буржуазном и советском вариантах
11 Современное развитие человечества характеризуется взаимодействием нравственности modernity с традиционной нравственностью. При этом иногда традиционная нравственность модернизируется, а иногда ценности нравственности modernity усваиваются в рамках традиционного способа моральной регуляции. Становление постиндустриального, информационного общества породило тенденцию постмодернизации нравов, утверждение полного плюрализма нравственных ценностей при крайне неустойчивом механизме моральной регуляции. Реакцией на этот процесс стала фундаментализация морали, т. е. усиление консервативных сторон традиционной нравственности в тех странах и социальных слоях, которые не приемлют ценностей modernity.
12 1. Каким аргументом обосновывается поведение по обычаю ? 2. Какие виды табу вы знаете ? 3. К кому следует проявлять уважение, согласно традиционной нравственности ? 4. В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип трудолюбия ? 5. В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип патриотизма ? 6. В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип патриархальности ? 7. В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип коллективизма ? 8. Какая историческая система нравственности называется традиционной ? 9. Что предполагает принцип индивидуализма в этике ? 10. Что предполагает принцип коллективизма в этике ?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.