Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛюдмила Лашкевич
1 Рассказы старожилов Прибайкалья об Ильином дне ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии»
2 Узнать, как говорили в старину жители наших мест, познакомиться со старинными обычаями, поверьями, приметами, можно, если обратиться к «Словарю говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Галины Витальевны Афанасьевой-Медведевой. Сегодня мы узнаем, что старожилы говорят об Ильином дне.
3 Вот гроза-то как грянула, дождь-то пошёл, Ильин день, десять столбах расшшапало в лучинку! Утром встали. Ой, как гремело! Дожж такой был! Гроза! Столбы-то все лежат, на лучинки прямо исшшепаны. Я с роду родов так не видывала(…) Ой, страшно гремело! А вот старики говорят, огненные стрелы летели в землю. Громничны стрелы (…). Потом эти стрелы искали, копали. [309. Рудовка Жигаловск. Ирк. (по всем.)]. (1 том). Рассказ о «громничных стрелах»
4 Рассказы о наказании за работу в Ильин день Ильин день, он сердитый праздник, сенокос же самый. Анадысь на покосе были (…), метали зарод туча пришла. Ветер как начал, как начал! У нас со дна так перевернуло зарод! И мы с тех пор вот сколь сенокос им, ни разу в Ильин день, хоть того ясный день. Самый сенокос, большой праздник Ильин день. [382. Чадобец Кежемск. Красноярск. (по всем.)]. (1 том).
5 Зароды метали в Ильин день. (…) Откуда ни возьмись с того ручья туча выходит, с этого ручья туча выходит! Как две тучи вышли, на них страшно смотреть! Чёрны-пречёрны! Как началась гроза, гром, молнии, такой дожж! (…)Пятнадцать минут прошло ни одной тучки, ни одного облака и всё, всё куда-то ушло, и опять стало ведренно. Но дак он сено-то испортил, намочил. (…)Не дал работать. А потом в лодке-то сидят и говорят: Не надо было ворочить, такой праздник. Лучше надо было отдохнуть. Ну, которы пожилы-то люди в такой праздник не работали [592 (5). Коношаново Жигаловск. Ирк.].
6 ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КАК ГОВОРЯТ В ПРИБАЙКАЛЬЕ? Объясните, что значит диалектное слово
7 Вот мой дедушка покойный, тетин отец, взял да под вечер-то смолой брёвна-то все измазал. Ага! Вот такой ашаульник был. А на полянку-то пришли, кто ни сядет, тот не может оторваться-то. Ой, дак всю одёжу-то! Дак его потом хотели захлестнуть, Господи, прости! Вот какой был дед. Вот чё творил. Ашаульник - проказник
8 Три змеи возьмёт в руки братка, и нас гонял по ограде. Мы базланим, прячемся на печку на русскую. И гонят, бегать везде, по улице со змеями этими. А мы боялись до смерти, я счас-то боюся их, этих змей. Базланить – громко кричать, плакать.
9 Все на работу уходят, а я одна оставался. А мне кого было-то?! Шесть было. А я сижу зыбку качаю. И я же, как мама, братьям пою, сижу байкал: Ой, качи, качи, качи, Пекла баба калачи. Подбежал мальчишка, Схватил кулачишко. Байкать – петь колыбельную, укладывать ребенка спать
10 Раньше же на каждую ягоду был срок. Вот бруснику брали только после Иванова дня. Когда картошку копать начинали, тогда и бруснику брали. Это счас её белобокую вытаскивают и багреть не дают. Багреть – краснеть.
11 Бабка Матрёна рассказала. Баба одна пошла в баню мыться после третьего пара. Токо разделся, воды в таз налила выходит из-за печки, из-за каменки старик, сам маленький, борода лохмата, длинна, весь в листьях, с веником. Счас я тебя попарю! Да и давай! Всю кожу ей, спину содрал. Она едва вырвался, домой прибежала. Чуть не задавил. Говорят, что после третьего-то пару в баню нельзя ходить. Банник чё-нибудь да сделать. Банник - демонологический персонаж, дух-хозяин бани.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.