Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛариса Нелюбина
1 Лекция 1 Общее представление о специальной психологии. Объект, предмет, задачи и цели специальной психологии Лектор: Скоробач Т.В.
2 План лекции: 1. Предмет, объект и задачи специальной психологии; 2. Межпредметные связи специальной психологии; 3. Основные принципы специальной психологии; 4. Методы специальной психологии; 5. Категории специальной психологии
3 Специальная психология отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками
4 Специальная психология сурдопсихология тифлопсихология олигофренопсихология логопсихология а также психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата
5 Предмет – закономерности развития и проявления психики различных групп детей, имеющих отклонение в психосоциальном развитии; Объект – дети с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического развития
6 Задачи специальной психологии: изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения; создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
7 разработка средств психологической коррекции недостатков развития; психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;
8 психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; психологическая коррекция дезадаптации; В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик, поскольку эта область остается слабо освещенной
9 Межпредметные связи специальной психологии Теснее всего специальная психология связана с: Возрастной психологией; Педагогической психологией Общей психологией
10 Тесные связи также существуют между специальной и клинической психологией: - на первоначальных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Некоторые авторы и сегодня отождествляют их.
11 Специальная психология Клиническая психология 1. Основная проблема Связана с разными вариантами отклоняющегося психического развития, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц Вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний 2. Рассматривание человека В социальном контексте, то есть обучение, воспитание, профессиональное самоопределение В клиническом контексте, в процессе лечения 3. Работа в сферах Сфера коррекционного образования Обслуживание сферы здравоохранения
12 Специальная психология также контактирует с рядом клинико- биологических наук: нейрофизиологией, невропатологией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларингологией, медицинской генетикой и др.
14 Основные принципы специальной психологии Общеметодологические (определяющие понимание психических явлений в норме и патологии); Конкретно-методологические (задающих направление изучения отклонений в психическом развитии)
15 Методы специальной психологии В специальной психологии чаще всего используются общенаучные методы
16 Эксперимент Основы экспериментального метода в специальной психологии остаются те же, однако реализация имеет свою специфику;
17 Требования к эксперименту: 1. Экспериментальная процедура, должна быть адекватна реальным возможностям обследуемого; 2. Исследователю необходимо удостовериться в том, что испытуемый понял сущность предлагаемого ему задания
18 3. Исследователю необходимо учитывать наличие тех или иных нарушений зрения, слуха, двигательной сферы. В противном случае методика становится попросту не валидной; 4. При серьезных нарушениях речи и слуха следует использовать задания, не требующие речевого отчета. Инструкция может подаваться в форме демонстрации образца действий, которые должен повторить испытуемый
19 Метод анкетирования При применении метода на первый план выступает техническая сторона его воплощения, зависящая от психофизиологических особенностей испытуемых
20 Метод тестирования В повседневной работе специальные психологи часто используют не весь тест, а лишь его отдельные фрагменты, наиболее адекватные возможностям ребенка, или несколько изменяют стандартные условия. При этом в обоих случаях приходится ориентироваться не на тестовые нормативные данные, а собирать «внутренний» норматив, с которым соотносятся новые индивидуальные результаты
21 Подавляющее большинство стандартизированных технологий отражают лишь наличный уровень психического развития испытуемого, зону его актуального развития. Но для практики специальной психологии и особенно коррекционной педагогики этого мало: необходимо иметь прогноз, сведения о потенциальных возможностях ребенка, о зоне его ближайшего развития. От этого зависит не только эффективность дифференциальной диагностики, но и направление коррекционной работы и оценка ее продуктивности
22 Проективный метод В современной специальной психологии, особенно в области ее научно-исследовательской практики, применение методик Роршаха, С. Розенцвейга, Сонди, ТАТ, Люшера и др. давно уже перестало быть редкостью
23 Наблюдение: Наблюдению в специальной психологии придается особое значение, так как в ряде случаев не всегда удается организовать и провести традиционную экспериментальную процедуру. Кроме того, ориентация на качественный анализ полученных экспериментальных фактов предполагает дополнение последних результатами наблюдений
24 Требования к наблюдению: 1. Оно должно быть целенаправленным, то есть исследователь наблюдает не вообще за всем многообразием поведения индивида, а выбирает лишь определенные, необходимые для изучения фрагменты; 2.Объективность. В отношении психологической реальности это требование выполнить весьма трудно. Сознание самого наблюдателя не только фиксирует факт поведения, но и мгновенно его интерпретирует.
25 Метод беседы: Ее проведение требует высокого профессионализма
26 Прежде всего, психолог должен установить хороший контакт с ребенком, создать атмосферу доверия и безопасности; Собеседник должен чувствовать заинтересованное отношение к себе; Следует просто и доходчиво объяснить причину, по которой с ним проводят данный разговор; Задаваемые вопросы должны быть понятны.
27 Метод самонаблюдения Возможности использования данных самонаблюдения в специальной психологии весьма ограничены. Его эффективность напрямую зависит от уровня развития самосознания, являющегося достаточно поздним новообразованием в психическом развитии. Тогда как есть все основания полагать, что любая форма дизонтогенеза в той или иной степени затрагивает разные стороны развития самосознания. Поэтому данные самонаблюдения чаще всего фиксируют лишь уровень развития последнего и не могут рассматриваться в качестве объективного достоверного факта
28 Категории специальной психологии В специальной психологии базовыми терминами являются: абилитация, реабилитация, коррекция, компенсация, первичный и вторичный дефект, сегрегация, интеграция
29 Список электронных ресурсов 1. Ридецкая О.Г. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии / Хрестоматия. – М. – Директ-Медиа, 2013., с. Ссылка: d= d= Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, – 462 с. Ссылка: d= d=56712
30 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.