Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТатьяна Кондратович
1 Психологический портрет современного воспитанника ДОУ Психологический портрет современного воспитанника ДОУ МБДОУ д/с «Радость» г. Цимлянска Педагог-психолог И.В.Родионова 2015 г.
2 Современные дети инициативные информированные раскованные любознательные талантливые самостоятельные эрудированные обладают чувством собственного достоинства обладают развитым воображением* в речи используют взрослые понятия и термины раньше овладевают школьными навыками управляют сложными бытовыми приборами и механизмами
3 Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии имеют задержку психического и речевого развития имеют нарушения эмоционально- поведенческого развития (импульсивные, капризные, плаксивые, агрессивные) обладают «клиповым» сознанием (воспитываемые телевидением,рекламой, музыкальными роликами) педагогически запущенные (из-за недостатка знаний и времени у родителей) не проявляют самостоятельно интереса к познавательным видам деятельности имеют низкий уровень психологической готовности к школьному обучению наблюдается аустенизация телосложения и снижение мышечной силы стали хуже играть и воображать*
4 Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина Возрастные периоды Ведущая деятельность Система отношений Младенческий Общение со взрослым человек-человек Раннее детство Предметная деятельность человек-вещь Дошкольный возраст Играчеловек-человек Младший школьный возраст Учебная деятельность человек-вещь Подростковый возраст Общение со сверстниками человек-человек Юношеский возраст Учебно-профессиональная деятельность человек-вещь
5 Гендерное воспитание дошкольников Отличительные особенности поведения мальчиков и девочек (по Т.П.Хризман) Девочки 1. Чаще проявляют эмпатию, ярче выражают сочувствие другому человеку. 2. Большая гибкость при адаптации к новым условиям. 3. Выше сопротивляемость стрессовым ситуациям. 4. Быстрее реагируют на мимику, жесты, позу и т.д. Мальчики 1. Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы. 2. Быстро снимают эмоциональную напряженность. 3. Вместо переживаний легко переключаются на продуктивную деятельность. 4. Быстрее реагируют на речевые замечания взрослого. Эмоциональное развитие, поведение
6 Различия, интересы и предпочтения в играх, музыке, ИЗО-деятельности Девочки Мальчики 1. Бытовая тематика игр («семья», «больница», «магазин», «детский сад»). 2. Игры подвижные с малой и средней степенью двигательной активности. 3. Изображает людей, природу. 4. Рисунки с элементами декоративности. 5. Тщательно прорисовывают детали костюма, прически. 6. Любят лирические, спокойные мелодии. 1. Игры военной тематики. 2. Игры на приключенческую тематику. 3. Игры подвижные с высокой степенью двигательной активности. 4. Рисуют технику, машины. 5. Рисунки наполнены действиями, движениями. 6. Рисунки схематичны. 7. Любят маршевую, бодрую музыку.
7 Познавательно – поисковая деятельность Девочки Мальчики 1. Лучше выполняют задачи типовые, шаблонно. 2.Тщательно, качественно, аккуратно выполняют задания. 1. Любят решать нестандартные задания, выдвигают новые идеи. 2. Неинтересно делать одно и то же. 3. Исполнительская часть оформления задания невелика.
8 Психолого-педагогический портрет дошкольника в работах известных учёных Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, М.И.Лисиной, Л.А.Парамоновой, О Т.А.Куликовой, С.А.Куловой, Р.С.Буре, Т.А.Репиной и др. Общая характеристика возрастных особенностей 1. Ребенок дошкольник, как личность, находится в стадии становления, складывания, созревания и развития. Ни одна сторона психики не носит завершенного характера. 2. Самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка. 3. Это период начальной специализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.
9 4. Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л.С.Выготский), т.е. отвечать его интересам и потребностям. 5. Неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляется в своеобразии способов форм познания и деятельности дошкольника. 6. Высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственности, оптимизм создает условия для эмоционально практического познания мира и самого себя. 7. Зависимость от взрослого, потребности в общении с ним, сопричастность к миру взрослых. 8. Важнейшими психическими новообразованиями дошкольника является произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка, формируется готовность к систематическому обучению в школе.
10 Круг значимых изменений у современных детей (Д.И. Фельдштейн) резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста; рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий; уход из жизни ребёнка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы; снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий; недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе, отвечающих за произвольность; значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений; рост «экранной» зависимости; ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами; аустенизация телосложения и снижение мышечной силы; рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний; рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья; увеличение численности одарённых детей.
11 Факторы, оказывающие влияние на развитие ребёнка ПЕДАГОГИ накопление практического опыта взаимодействия с социальной средой овладевают новыми видами деятельности, умениями, навыками принятие норм и стандартов, которые управляют поведением детей формируют ценностные ориентации у детей формируют познавательную активность у детей
12 Личностные параметры педагога способность к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичность, чувство эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; знание особенностей психического развития детей; способность к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
13 СЕМЬЯ влияние методов, стилей воспитания уделять процессу воспитания достаточно времени материально стабильное положение родителей характер взаимоотношений в семье различия видов занятий с детьми матери и отца самореализация родителей в своей профессиональной деятельности
14 кто или что влияет каким образом влияет ближайшее окружение взрослых: домашние, друзья семьи, педагоги Их влияние на развитие ребёнка сложно недооценить. С одной стороны, в дошкольном возрасте ребёнок перенимает их поведение, обогащает словарный запас, расширяет кругозор. С другой стороны, взрослые проводят с ребёнком целенаправленные обучающие занятия, играют в разнообразные развивающие игры. ближайшее окружение детей: ребята во дворе, в детском саду, в секциях и кружках Сверстники оказывают друг на друга сильное влияние. Развитие ребёнка связано, в том числе и с его взаимодействием с другими детьми: это один из важных элементов первичной социализации ребёнка. медиа окружение: телевидение, Интернет, реклама Полагать, что они не оказывают влияние на развитие ребёнка, в XXI веке было бы наивным. Медиа – большое «окно в мир» для маленького ребёнка, и важно научить ребёнка правильно смотреть в это «окно». Для этого важно развивать критическое мышление и аналитические способности.
15 Извлечение из Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
16 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
17 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
18 РЕБЁНОК сформировать чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта создать и сохранить благоприятные условия для развития обеспечить внимание и заботу о психическом и физическом здоровье радостно и полноценно прожить ДЕТСТВО ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО
19 Используемая литература, электронные ресурсы: По материалам методических рекомендаций к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л.Г.// Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А.- М.: Цветной мир, Сарич С. Разные стили воспитания и их влияние на детей. //«Новые Грани», 2 январь-март Грейс К. Психология развития// Издательство «Питер» Спб,-2000 г. Моисеева А.А. Влияние особенностей семейного воспитания на формирование альтруистической тенденции поведения// Известия РГПУим.А.И.Герцена Еремкина И.А. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка // I РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "Проблемы теории и практики психологии развития". URL: (дата обращения: ). С.А.Кулова, Т.А.Куликова статья в учебном пособии «Дошкольная педагогика», М. «Академия», 2000, с
20 Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник, каков он? Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника»; с. Источник: Кравцова Е.Е. Периодизация Л.С. Выготского как основа для построения образовательных программ. // Проблемы психологии развития/ Материалы международной психологической конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации», М.,1999. /Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова. М.: Вера Медика, 2000/. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр.псих.труды. М Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. // Избр.псих.труды: Под ред. Фельдштейна Д.И. М.: Изд-во «Иститут практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 г.
21 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.