Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемФёдор Шишков
1 Дроздова О.Е., зам. директора Института филологии и иностранных языков МПГУ, зав. кафедрой общего и прикладного языкознания, к.пед.н. Метапредметное обучение русскому языку как инструмент обеспечения единого речевого режима в школе
2 - «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на практике. Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение ФГОС РФ: метапредметные результаты школьного обучения
3 Обучение русскому языку и стандарты общего образования Российский стандарт: понимание определяющей роли русского языка (родного) в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне _________________________________________ Русский язык (неродной) является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания [Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011]
4 Метапредметное обучение русскому языку – лингводидактическая система, функционирующая на предметном и межпредметном языковом материале и включающая в себя приемы работы с ним, как универсальные для всех предметных областей, так и специфические для одного или нескольких предметов. Лингводидактическое сопровождение учебной дисциплины – это реализация метапредметного обучения РЯ в рамках соответствующей предметной области.
5 Два направления метапредметного обучения русскому языку 1. выход из предмета «русский язык» в другие предметные области (осуществляется учителями-словесниками), 2. выход в других предметных областях на решение проблем, связанных с использованием русского языка (осуществляется учителями математики, истории, биологии и других предметов)
6 Преобразования в преподавании школьного курса русского языка: курс, «изначально существовавший как структурно-системный, ориентированный преимущественно на формирование грамматических и правописных навыков, преобразуется в курс коммуникативно- культурологической направленности и метапредметного статуса» ( Львова С.И. Усиление метапредметного статуса курса русского (родного) языка в современной системе школьного образования/ Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка в современной школе: Материалы международной заочной научно-практической конференции (к 85-летию М.М. Разумовской). – М.: Экон-информ, 2013 )
7 Метапредметное обучение русскому языку учителями-словесниками: использование на уроках русского языка текстов из разных предметных областей, разработка и проведение факультативных курсов лингвистической направленности о языке СМИ, Интернета, семейного общения и т.д., осуществление внеклассной работы лингвистической направленности, охватывающей разные сферы жизни (проектно-исследовательская деятельность, классные часы, лицейские дни, тематические недели и т.д.)
8 Социальный заказ на метапредметное обучение русскому языку со стороны учителей-предметников. Из Примерных программ по математике: (из личностных результатов) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; (из метапредметных результатов) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; (из предметных результатов) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики. 8
9 Социальный заказ на метапредметное обучение русскому языку со стороны учителей-предметников. Из Примерных программ по химии: Одна из четырех основных содержательных линий: язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно; (из метапредметных результатов) формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; (из предметных результатов) умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный язык (русский, родной) и язык химии.
10 Социальный заказ на метапредметное обучение русскому языку со стороны учителей-предметников. Из Примерных программ по истории: (из метапредметных результатов) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; (из предметных результатов) работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках…; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
11 Социальный заказ на метапредметное обучение русскому языку со стороны учителей-предметников. Из Примерных программ по физике: (из метапредметных результатов) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; (из предметных результатов) коммуникативные навыки докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. 11
12 Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них термины) полностью понятными школьникам? Как научить находить нужную вербальную информацию и давать ей экспертную оценку? Как научить их выражать (и воспринимать) нужную мысль не только на уроке русского языка, но и на любом другом уроке? Как привлечь внимание, вызвать интерес к языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания? Как помочь запомнить то или иное правило? Как помочь в решении всех этих проблем школьникам, для которых русский язык – неродной? Вывод: для решения общих проблем необходима методика комплексной работы с языком обучения в масштабе всего образовательного процесса Общие языковые проблемы на уроках разных предметов (и вне уроков)
13 Осознаваемые и неосознаваемые учителями проблемы непонимание того или иного термина, грамматической конструкции, неправильное прочтение условий задания, мешают успешному изучению школьниками соответствующей школьной дисциплины ____________________________ преодолению названной проблемы будет способствовать только их целенаправленная регулярная работа со школьниками
14 Что делать? 1) сформировать у учителей-предметников ценностную установку на важность такой работы, 2) предложить учителям понятное и логически выстроенное ее содержание, 3) стимулировать ее системную фиксацию и рефлексию. Такие виды работы обеспечивают обновленный, соответствующий современному социальному заказу единый речевой режим в школе
15 Единый речевой режим - это комплекс мер, направленных на формирование универсальных умений, обеспечивающих речевые, языковые и социокультурные компетенции и способствующих созданию единой образовательной среды.
16 Координаторы и организаторы метапредметного обучения РЯ в образовательном пространстве школы учителя-словесники (при поддержке учителей иностранных языков)
17 Универсальные приемы системной языковой работы предметников Предварительная работа (перед уроком): анализ языковых аспектов материала, который будет изучаться на уроке (выделить термины, другие слова и конструкции из текста параграфа, которые могут вызвать затруднения у школьников при восприятии и запоминании). Подготовка заданий, стимулирующих работу с языком предмета. Подготовка этимологических справок о терминах в рамках данной темы
18 Работа с языком предмета на уроке. Некоторые направления: определение значения (значений) того или иного слова по словарю или без словаря, передача смысла той или иной фразы (фрагмента текста) другими словами, поиск слов-терминов, которые используются в другом значении в других науках или бытовой речи (биология: транскрипция - перенос генетической информации с ДНК на РНК), замена встретившихся в тексте символов, сокращений полными словами, сопоставление значений слов из текста со значениями родственных слов, если возможна путаница значений (история: дьяк, подьячий, дьячок, дьякон)
19 Пример текста по физике: «Давление газа» Мы уже знаем, что газы, в отличие от твердых тел и жидкостей, заполняют весь сосуд, в котором они находятся. Например, стальной баллон для хранения газов, камера автомобильной шины или волейбольный мяч. При этом газ оказывает давление на стенки, дно и крышку баллона, камеры или любого другого тела, в котором он находится. Давление газа обусловлено иными причинами, чем давление твердого тела на опору. Известно, что молекулы газа беспорядочно движутся. При своем движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда, в котором находится газ. Молекул в газе много, потому и число ударов очень велико. Хотя сила удара отдельной молекулы мала, но действие всех молекул на стенки сосуда значительно, оно и создает давление газа. Итак, давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызывается ударами молекул газа. Рассмотрим следующий опыт. Под колокол воздушного насоса помещают завязанный резиновый шарик. Он содержит небольшое количество воздуха и имеет неправильную форму. Затем насосом откачивают воздух из-под колокола. Оболочка шарика, вокруг которой воздух становится все более разреженным, постепенно раздувается и принимает форму шара.
20 Примеры заданий 1. Найдите в словаре слово «давление». В каком значении из перечисленных в словаре слово используется в тексте? Составьте предложения с этим словом в других значениях. 2. Как вы думаете, почему «колокол воздушного насоса» получил такое название? 3. Напишите антоним к слову «разреженный» в словосочетании «разреженный воздух». 4. Объясните разницу между значениями слов «разреженный» и «разряженный».
21 Работа на уроке: контроль со стороны учителя фиксация типичных ошибок школьников в употреблении терминов и различных словесных конструкций, используемых при ответе по тематике урока (география: «Америка» вместо «США», «места рождения нефти» вместо «месторождение нефти»), точное соответствие ответов школьников вопросу, заданному учителем, сохранение первоначального смысла при пересказе, перефразировании, коррекция грамматических, стилистических и др. ошибок, недопустимых формулировок («многозначное слово – это когда у слова больше одного значения»).
22 Работа на уроке: обсуждение и применение приемов мнемотехники Русский язык: Гнать, держать, смотреть, зависеть, видеть, слышать и обидеть, и еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть. Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Математика: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Пифагоровы штаны во все стороны равны. Биология: Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками.
23 Языковая работа, стимулирующая интерес к предмету использование лингвокультурологического материала, имеющего занимательный характер, связывающего язык предмета с историями из жизни ученых и других известных людей, традициями и обычаями народа, проведение игр, викторин, связанных с языком предмета.
24 После урока: рефлексия языковой работы на уроке Какие задания школьники выполнили более успешно, что вызвало наибольшие затруднения? Будет ли продолжена работа по затронутой на уроке лингвистической проблеме? Возможности – во внеклассной работе (например, проектно-исследовательской)
25 Примеры лингвистических исследований в неязыковых областях обучения «Лингвистические трудности восприятия терминологии на уроках физики (на примере учебника «Физика» 8 кл.)», «Словарь географических терминов к разделу курса «География материков и океанов», «Лингвистический анализ текстов математических задач», «Стилистические особенности текстов учебника биологии для 8 класса», «Отражение идеологии в наименованиях революционной эпохи ( на примере имён собственных)», «Меры веса и длины в устойчивых сочетаниях современного русского языка». _________________________________________ Приглашаем ваших учеников принять участие в XX Международной научно-практической конференции «Языкознание для всех»
26 Приемы метапредметного обучения русскому языку способствуют 1) лучшему усвоению специальной терминологии, 2) пониманию текстов заданий, определений, 3) более эффективному поиску нужной информации, 4) запоминанию правил и теорем, 5) развитию речи на уроках предмета, 6) повышению мотивации в обучении предмету, 7) развитию исследовательских умений. Единый речевой режим в школе – залог успешности учащихся в решении заданий ЕГЭ и олимпиад
27 Продолжение метапредметной языковой работы: взгляд на мир через язык Воспитательные аспекты образовательного процесса: Классные часы с выделением лингвистического компонента: о родном городе (лингвистический компонент: особенности речи москвича, петербуржца и т.д.), о выборе профессии (лингвистический компонент: анализ названий современных профессий, встречающихся в газетных объявлениях, например, офис-менеджер, мерчендайзер, логистик, менеджер по клинингу) Формирование словаря школьника: знают ли учащиеся точное значение наименований качеств личности (открытость, замкнутость, аналитические способности, принципиальность, толерантность, внушаемость, снобизм, закомплексованность и др.) Противопоставление науки и лженауки: Украинцы – потомки укров? укр Аина – место у края, окр Аина – место вокруг краев Племя УКРОВ – потомки троянцев. Троянцы - teukrai (по-русски «тевкры»), а teukrai – это ТЕ УКРЫ, которые стали украинцами
28 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.