Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНаталья Станогина
1 Вебинар «Обучение тому, как учиться – классические стратегии и новые подходы». Станогина Н.В.
2 Обучение есть процедура пробуждения внутренних сил и возможностей ученика, кооперативной совместной творческой деятельности учителя и ученика, в результате которой изменяются они оба.
3 Достижение нового качества жизни в XXI веке возможно при неотложной реформе существующих методов образования и воспитания Жизнь есть познание (Конрад Лоренц)
4 Универсализм личности состоит сегодня не в объеме удерживаемых в памяти сведений и не в массиве оперируемых знаний из разных дисциплинарных областей, а в овладении общей системой ориентации в океане информации, в создании жестких личностных фильтров четких способов отбора ценной информации, а также в формировании умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. Главное не знать, а знать как найти, как быстро добывать требуемые знания в современных энциклопедиях или в сети Интернета. Главное уметь находить путь к знанию, путь поиска решения и уметь делать по этому пути первые шаги.
5 «Я показываю ему (воспитаннику) путь к знанию, правда, легкий, но длинный, неизмеримый, медленно проходимый. Я заставляю его сделать первые шаги, чтобы он знал, как выйти на него, но я не позволю ему идти далеко». Жан-Жак Руссо (XVIII век)
6 В «хорошо устроенной голове» знания не просто собраны и накоплены, но и связаны в целостную систему. Такого рода голова имеет двоякое преимущество: 1)обладает «общей способностью ставить и решать проблемы» и 2)оперирует «принципами организации, позволяющими связывать знания и придавать им смысл» Эдгар Моран, президент Ассоциации сложного мышления.
7 Образованный человек отличается от необразованного тем, что может плодотворно вести научные исследования или конструировать, успешно и творчески жить и работать, когда, казалось бы, уже всё забыл. Скорее всего, образованность это развивающаяся в процессе образования общая способность мышления и креативность, формирующаяся способность обращать имеющиеся теоретические и практические знания в стратегии решения проблем и методы получения нового знания, в свое собственное, личностное know how.
8 «Где то знание, которое мы потеряли в океане информации, где та мудрость, которую мы потеряли в процессе познания?» (англо-американский поэт Томас С. Элиот)
9 Интеграция и контекстуализация знаний С одной стороны, возрастает специализация различных научных дисциплин С другой стороны, налицо противоположная тенденция тенденция к интеграции и целостности
10 Одна из семи неотложных задач в реформировании системы образования будущего: «Познание мира как мира целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью. Универсальная проблема, затрагивающая каждого гражданина нового тысячелетия такова: как получить доступ к информационным сведениям о мире и как сформировать умение последовательно излагать и организовывать эти сведения? Как воспринимать и понимать Контекст, Глобальное (отношение целого и частей), Многомерное и Сложное? Эта универсальная проблема встает перед образовательными системами в будущем, ибо наши разъединенные, раздробленные, распределенные по дисциплинарным областям знания глубоко и чудовищно неадекватны для постижения реальностей и проблем, которые становятся все более глобальными, транс дисциплинарными, поли дисциплинарными, многомерными и планетарными».
11 Парадигма самоорганизации, или синергетическая парадигма приводит к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Процедура обучения, способ связи обучающего и обучаемого, учителя и ученика - не передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, но создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество. Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, попадания в результате разрешения проблемных ситуаций в один и тот же, самосогласованный темпомир. Не только учитель учит ученика, но и ученик учит учителя, они становятся кооперирующими друг с другом сотрудниками. Учитель должен научиться видеть, что скрывается за учеником и научиться понимать его.
12 4 результата обучения. Формула Гиппенрейтера Первый результат обучения. Первое сокровище Знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю. Второй результат обучения. Второе сокровище Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению (Знаменитое «научиться учиться»). Третий результат обучения. Третье сокровище Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий данным видом деятельности. Четвёртый результат обучения. Четвёртое сокровище Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом.
13 Человек - это существо, способное к самообучению. Потому что он обладает сознанием, мышлением... Единственное, в чём нуждается человек извне - это в инструменте, с помощью которого он сумеет организовать хаос непознанного окружающего мира в понятную и простую - упорядоченность, гармонию. Таким «инструментом» являются: набор методов познания окружающего мира, знание общих принципов, законов бытия. Поняв метод, поняв общий принцип работы с любым, предлагаемым жизнью материалом, человек будет самостоятельно и успешно применять его в дальнейшем к различным - стереотипным, задачам.
14 Два «предмета» должны сформировать основу школьного образования и присутствовать во всех прочих курсах: обучение тому, как учиться, и обучение тому, как думать. Гордон Драйден Джаннетт Вос "Революция в обучении"
15 Навыки мышления легко освоить проверенные методы обучения этому изложены в работах. Эдварда де Боно «Горизонтальное мышление» (Edward de Bono, Lateral Thinking), Алекса Осборна «Мозговой штурм» (Alex Osborn, Brainstorming), Дональда Треффингера «Творческое решение проблем» (Donald Treffinger, Creative Problem Solving), Роберта Фрица «Технология творчества» (Robert Fritz, Technology For Creating), Стэнли Погроу «Навыки мышления более высокого порядка» (Stanley Pogrow, HOTS (Higher Order Thinking Skills), Дилипа Мукерджиа «Супермозг» (Dilip Mukerjea, Superbrain), Келвина Тейлора «Безграничные таланты» (Calvin Taylor, Talents Unlimited). Лучшие методики просты, приятны и эффективны.
16 Что мешает учиться и обучать? Мнение: «В школах обучаются малограмотные и безграмотные ученики, которые безразличны, равнодушны к знаниям, ученики, которые прогуливают занятия или нарушают дисциплину в классе. Это происходит только потому, что школы не понимают этих основ и, как следствие, не могут решить все эти проблемы. Ученики скучают на занятиях, они не могут реализовать свой потенциал, и, в конце концов, начинают учиться ради отметки, а не с намерением применить свои знания. Такие ученики потеряли всякую надежду на то, что школа может воодушевить их или помочь им определиться с целями и добиться их. Но самое ужасное, что это действительно так, ведь школы не понимают истинных основ обучения». Мнение: Если от человека мало ожидается, то он никогда не дорастет до уровня исполнения его мечты.
17 Мнение: В случае если педагоги считают, что имеют дело с людьми, т.е. с теми, у кого есть душа, они ищут различные решения проблем. Они думают, что проблемы вызваны простыми, очевидными причинами (они не думают, что проблемы в обучении связаны с психическими недостатками). Они не считают, что дети, у которых есть проблемы в обучении, обязательно неспособные, глупые или душевнобольные. Они просто стараются устранить препятствия, мешающие получению знаний, и которые могут быть устранены при правильном подходе и методах обучения.
18 Где же выход???
19 Новая Таксономия Марцано.
20 Давайте же искать решения вместе!!!
21 Спасибо за участие в вебинаре!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.