Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕкатерина Малыгина
1 Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: от теории к практике
2 Начальная школа Осуществление последовательной, качественной преемственности в воспитании, обучении и развитии обучающихся (от дошкольного, ко младшему школьному и далее) Развитие у детей младшего школьного возраста учебной и познавательной мотивации, без которой невозможно успешное обучение, раскрытие способностей учеников и пр.
3 Преемственность как один из принципов образования: предусматривает связь и согласованность в целях, содержании, организационно- методическом обеспечении этапов образования, которые граничат друг с другом. предусматривает связь и согласованность в целях, содержании, организационно- методическом обеспечении этапов образования, которые граничат друг с другом. Преемственность может рассматриваться как важное условие повышения эффективности воспитательной работы
4 ДОУ Кризис 7 лет Начальная школа Кризис подросткового возраста Основная школа Кризис самоопределения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ОРКСЭ ФГОС ? ? ? ООП Программа духовно- нравственного развития и воспитания Программа ОУ (Программа обучения и воспитания)
5 Серия «Стандарты второго поколения» Серия «Стандарты второго поколения» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС начального общего образования утвержден Приказом 373 Минобрнауки России г., зарегистрирован в Минюсте России г., рег ФГОС начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
6 Основные характеристики стандарта новый формат стандарта («рамочный» документ) новое содержание стандарта (совокупность требований: к результатам освоения ООП начального общего образования; к структуре ООП, включающей требования к соотношению (объемам) частей, ее составляющих; к условиям реализации ООП : кадровым, финансовым, материально-техническим и иным ) расширение функций и пользователей стандарта имеет новое методологическое основание
7 77 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т. п.); нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т. п.); приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками; разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
8 Введение в действие Стандарта Основная образовательная программа начального общего образования ОУ Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОУ Основа: Примерная основная образовательная программа начального общего образования Образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учетом типа и вида ОУ
9 Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения В соответствии со ст. 14 п.5 Закона Российской Федерации «Об образовании» настоящая Программа является основой для разработки основной образовательной программы образовательного учреждения
10 ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО и с учетом потребностей и запросов детей, их родителей (законных представителей) на основе примерной ООП НОО (п.5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО и с учетом потребностей и запросов детей, их родителей (законных представителей) на основе примерной ООП НОО (п.5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Перед началом разработки программы ОУ должно: определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей социального окружения ОУ, определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей социального окружения ОУ, конкретизировать конечные результаты обучения в виде предметных знаний и умений, метапредметных умений (ключевых компетентностей) и социального опыта (личностных результатов). конкретизировать конечные результаты обучения в виде предметных знаний и умений, метапредметных умений (ключевых компетентностей) и социального опыта (личностных результатов).
11 СТРУКТУРА основной образовательной программы ОУ Учебный план Программа формирования УУД Программы по предметам Программа коррекционной работы Программа духовно- нравственного развития и воспитания Система оценки достижения планируемых результатов Программа здорового образа жизни Планируемые результаты Пояснительная записка Основная образовательная программа – целостный документ (согласно пункту 16 ФГОС НОО)
12 12 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС (продолжение) o oразработана оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); o oопределен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; o oразработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ; o oосуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); o oобеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
13 Примерные программы по учебным предметам Начальная школа В сборниках: публикуется измененное содержание образования по предметам; впервые даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курсов; впервые публикуются примеры планируемых результатов освоения программ по предметам; впервые в программах даются формы внеучебной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность и т. п.
14 Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Содержание учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса Рабочие программы
15 Серия «Стандарты второго поколения»
16 Риски Проблемы финансирования нового учебного плана Недостаточная укомплектованность педагогической литературой и учебно-методическими пособиями Отсутствие системного подхода, отсутствие единства у участников процесса реализации ФГОС в понимании его целей, задач и пр. Подмена инновационных идей, технологий, УМК имитацией деятельности в идеологии ФГОС Неприятие/непонимание концепции духовно-нравственного воспитания Сопротивление учителя/руководителя от «мы это уже давно делаем» до «переживем и эти изменения» Непонимание своей роли/ответственности за результаты обучения и воспитания родителями и учредителями Отсутствие разработанной системы оценки декларируемых во ФГОС результатов
17 Серия «Стандарты второго поколения» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Серия «Стандарты второго поколения» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Национальный воспитательный идеал Цель и задачи духовно- нравственного развития и воспитания Духовно-нравственное развитие и воспитание Базовые национальные ценности Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания
18 Задачи разработки Концепции Достижение согласия в обществе в вопросе о цели (воспитательном идеале) и задачах воспитания и социализации детей и молодежи с учетом особенностей российского общества и потребностей его инновационного развития (ФГОС общего образования – общественный договор) Определение системы базовых национальных ценностей, составляющих содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации российских школьников Создание идеологической и методологической основы для разработки содержания, форм и методов воспитания и социализации, консолидации усилий различных социальных субъектов в целостном социально- педагогическом пространстве духовно-нравственного развития гражданина России
19 Социальные и моральные вызовы, на которые призвано ответить образование Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений Недостаток гражданского, патриотического самосознания Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, творчества и образования Усиление миграционных процессов Снижение ценностей семейной жизни Ослабление физического, социального и психического здоровья населения Вывод: создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов модернизации современной России
20 Характер современного воспитания Традиционное воспитание Современное воспитание воспитание формирование личности согласно нормам, принятым в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим формирование личности согласно нормам, принятым в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим взаимная поддержка людей (Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них взаимная поддержка людей (Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них Причина перехода – особенности современной цивилизации
21 Воспитание и социокультурная модернизация России Технологическая модернизация - техническое переоснащение экономики Социокультурная модернизация – создание инновационного общества, формирование инновационного уклада жизни, поддержка становления и развития человека, способного к совершенствованию социальных, экономических, культурных отношений во благо себе и обществу. Формирование способности человека к саморазвитию – важнейший фактор модернизации общества
22 Особенности современного воспитания 1. Воспитание – взаимная поддержка процессов личностного развития 2. Воспитание - переход личности к более совершенному состоянию в системе социальных отношений 3. Воспитание – передача и приобретение личностно и социально значимых качеств 4. Личностные качества-отношения - нравственные ценности (доброта, милосердие, гражданственность и т.д.) 5. Передача личностных качеств не происходит непосредственно от человека к человеку, но через создание педагогом, родителями соответствующей среды, уклада жизни в семье, на уроке, в школе и т.д. 6. Воспитание – важнейший ресурс социокультурной модернизации России
23 Современный национальный воспитательный идеал Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Статус. Национальный воспитательный идеал является высшей целью образования. Он представляет собой нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ Важнейший принцип современного воспитания. Воспитание личности в национальных культурных и духовных традициях для успешной жизни в высокотехнологичном мире. Историческая особенность. Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России
24 Воспитательные идеалы в истории России Средневековая Русь Воспитание православного русского человека, укоренного в духовных традициях христианства Воспитание православного русского человека, укоренного в духовных традициях христианства Императорский период (XVIII в. – 1917 г.) Воспитание «человека государственного, слуги царю и Отчеству», отличающегося «беззаветным служением на благо и силу Отчества» (М.В.Ломоносов) Советский период (1917 – 1991 гг.) Воспитание советского человека - строителя коммунизма Воспитание советского человека - строителя коммунизма Постсоветский период (1991 – 2000 гг.) Свободная в самоопределении и развитии личность
25 Цель и основные задачи воспитания и социализации школьников целью Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. задачи Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитание в сферах: Личностного развития Общественных отношений Государственных отношений
26 В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению Формирование морали – осознанной необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе традиционных нормах Развитие совести – нравственного самосознания личности Усвоение базовых национальных ценностей, духовных традиций Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей. Осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.
27 В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить Осознание себя гражданином России Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам Развитость патриотизма и гражданской солидарности Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого. Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок Духовную, культурную и социальную преемственность поколений
28 В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны Укрепление национальной безопасности. Укрепление национальной безопасности.
29 Духовно-нравственное развитие гражданина России Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей: семейной жизни; классного и школьного коллектива; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России; российской гражданской нации; мирового сообщества Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов Вывод: духовно-нравственное воспитание обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации
30 Базовые национальные ценности являются основным содержанием духовно- нравственного развития гражданина России Базовые национальные ценности: сохраняются в религиозных, культурных, социально- исторических, семейных традициях народов России; передаются от поколения к поколению; поддерживают эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности определяют: отбор учебного содержания по инвариантным и вариативным общеобразовательным дисциплинам; основное содержание программ воспитания и социализации; содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций и иных социальных субъектов
31 Система базовых национальных ценностей Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); Труд и творчество (созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); Труд и творчество (созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира); Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира); Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
32 Особенности разработки и реализации образовательным учреждением программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ООП НОО разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования. ООП НОО должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников (Ч.III, п. 16, 18). Программа ДНРиВ определяет уклад школьной жизни в единстве учебной, внеучебной, общественно-значимой деятельности обучающихся, поэтому должна разрабатываться и осуществляться всем педагогическим коллективом образовательного учреждения с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), что обеспечивает государственно-общественный характер управления образовательным учреждением Программа ДНРиВ разрабатывается педагогическим коллективом образовательного учреждения при активном участии обучающихся и их родителей. К разработке и реализации Программы по решению педагогического совета образовательного учреждения могут привлекаться квалифицированные представители общественных институтов
33 Уклад школьной жизни Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов; Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик; Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику; Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности; Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержки семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
34 Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания Нравственного примера педагога (учитель и родитель – ведущие субъекты воспитания; ценность Учителя – главная национальная ценность) Социально-педагогического партнерства (согласование усилий всех субъектов воспитания и социализации на основе общих воспитательных идеалов и ценностей) Непрерывного личностного развития обучающихся и педагогов (единство духовного, нравственного, интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития человека; взаимообусловленность личностного развития обучающихся и педагогов) Интегративности программ духовно-нравственного воспитания (единство учебно-воспитательного процесса) Социальной востребованности воспитания (взаимосвязь образования, духовно-нравственного развития и жизни обучающихся)
35 Данилюк А.Я., Кондаков А.М.
36 Требования к программе духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО Программа должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко- культурную, этническую и региональную специфику; формирование у обучающегося активной деятельностной позиции (Ч.III, п.19.6).
37 Требования к предметной области «Основы ДНК народов России» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает в себя комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (в рамках обязательной части ООП) и может включать другие учебные курсы, обеспечивающие реализацию его задач (в рамках части ООП, формируемой участниками образовательного процесса) Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает в себя комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (в рамках обязательной части ООП) и может включать другие учебные курсы, обеспечивающие реализацию его задач (в рамках части ООП, формируемой участниками образовательного процесса) Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна обеспечивать: Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна обеспечивать: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России Содержание ПО «ДНК народов России» – часть программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Содержание ПО «ДНК народов России» – часть программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
38 1. Планируемые результаты (по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания). 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО (воспитательный идеал, задачи в области формирования личностной, социальной и семейной культуры обучающихся). 3. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 4. Принципы и особенности организации воспитания на ступени НОО (концептуальная основа уклада школьной жизни) 5. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе) 6. Основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования (по каждому из направлений духовно- нравственного развития и воспитания) 7. Условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся 8. Оценка результатов. Структура программы
39 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО ТРЕМ УРОВНЯМ: Первый уровень Первый уровень – первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям. Третий уровень Третий уровень – получение опыта самостоятельн ого общественного действия.
40 Диагностируется: Индивидуальная работа Работа с детским коллективом Саморазвитие педагога Процессы
41 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни 4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде 5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
42 Основные направления духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества). воспитание нравственных чувств и этического сознания (Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике). воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие).
43 Основные направления духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) (Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) (Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве).
44 Принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип идентификации (персонификации) Принцип диалогического общения Принцип полисубъектности воспитания Принцип системно-деятельностной организации воспитания
45 Принципы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения (в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ); совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения (в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ); сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей); сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей); педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей); поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей); содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей; содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания опора на положительный опыт семейного воспитания
46 Проблемное поле Нет общей позиции в вопросах воспитания Процесс воспитания в воспитательной работе представлен не целостно. Воспитательный процесс отделен от учебного. Нет преемственности в вопросах воспитания на различных ступенях образования.
47 Цель и задачи Результат Основные виды деятельности, содержание, средства, формы и методы SS Уклад школьной жизни Концепция Характер современного национального воспитательного идеала Цель и задачи духовно- нравственного развития и воспитания Система базовых национальных ценностей Основные социально- педагогические условия Программа - Цель и задачи - Основные направления - Принципы и особенности организации на ступени НОО -Основное содержание - Основные виды деятельности и формы занятий - Условия совместной деятельности ОУ с семьей - Принципы и основные формы повышения педагогической культуры - Планируемые результаты Принципы
48 Серия «Работаем по новым стандартам»
49 Авторский коллектив : Белоусова Т.Л. Бостанжиева Н.И. Казаченок Н.В. Одинцова В.П. Чозгиян О.П. Шмелева Н.В. Под редакцией А.Я. Данилюка
50 Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников Методические рекомендации
51 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения примерной программы духовно- нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования. 2. Особенности духовно-нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования. 3. Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования. 4. Духовно-нравственное воспитание в 1, 2, 3, 4 классах. 5. Рекомендации по разработке рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников. 6. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.
52 Гражданское и патриотическое воспитание Нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Эстетическое воспитаниеОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ – ТЕМАТИЧЕСКИЕБЛОКИ
53 Пути осуществления: -Учебный процесс, - Правовое и политическое просвещение, - Самообразование, - Использование потенциала СМИ, - Внеучебная воспитательная работа, - Участие в общественных делах школы, - Семейное воспитание, - Участие в деятельности общественных объединений, - Выполнение общественных поручений и др.
54 Азбука Русский язык
55 Содержание учебников как средство воспитания
56 Виды и формы воспитывающей деятельности
57 Вид и цель деятельности Активная форма организации деятельности 1. Познавательная Обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию Устный журнал, обзор научно-популярных статей в периодической печати, экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, классный лекторий, учебные конференции 2. Трудовая Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека Учебный труд на уроках, учебно-производственный труд на предприятии, общественно-полезный труд по самообслуживанию; игровые формы 3. Общественная Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности Пресс-центр, встречи с политическими деятелями, журналистами; круглый стол, дискуссия
58 4. Ценностно-ориентировочная Направлена на осмысление общечеловеческих ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии Практикум по самоанализу и взаимоанализу. Диспут на нравственные темы. Уроки культуры поведения. 5. Художественная Развивает чувствительное мироощущение потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует задатки и способности Концерты художественной самодеятельности, художественные конкурсы, выставки. Посещение театра, экскурсии в музеи. Школьные балы, фестивали и праздники 6. Свободное общение Организует взаимно обогащающий досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и содержанием их деятельности является общение с другим человеком как с ценностью Классные праздники, «Огоньки», Дни именинников, прогулки, вечера отдыха. Посещение концертов, театров. Встречи друзей, поездки и т.д.
59 ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
60 ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
61 Преемственность в обучении установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения,т.е. последовательность, систематичность расположения материала, последовательность, систематичность расположения материала, опора на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, опора на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, перспективность изучения материала, перспективность изучения материала, согласованность ступеней и этапов учебно- воспитательной работы. согласованность ступеней и этапов учебно- воспитательной работы.
62 П РЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ И РАСШИРЯЮТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, ВОСПИТАННЫЕ НА ПРЕДЫДУЩЕМ ЭТАПЕ ; НА КАЖДОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ И РАСШИРЯЮТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, ВОСПИТАННЫЕ НА ПРЕДЫДУЩЕМ ЭТАПЕ ; ОДНОВРЕМЕННО ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ НОВОГО ЭТАПА И ГОТОВИТСЯ БАЗА ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО. ОДНОВРЕМЕННО ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ НОВОГО ЭТАПА И ГОТОВИТСЯ БАЗА ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО. С ОЕДИНЕНИЕ ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО
63 Уровни преемственности образовательного процесса Цели и задачи Содержание Личность (психологический) Управленческий и структурно- организационный Технологии (процессуальный) Ценности (аксиологический)
64 ДОУ Кризис 7 лет Начальная школа Кризис подросткового возраста Основная школа Кризис самоопределения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ОРКСЭ ФГОС ? ? ? ООП Программа духовно- нравственного развития и воспитания Программа ОУ (Программа обучения и воспитания)
65 Причины и некоторые проявления кризиса Переход из одной социальной ситуации в другую. - результативность у многих снижается, - интерес снижается, - отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, - повышается тревожность
66 Состояние детей С педагогической точки зрения характеризуется: низкой организованностью низкой организованностью отвлекаемостью, рассеянностью и недисциплинированностью отвлекаемостью, рассеянностью и недисциплинированностью снижением интереса (например, к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников). снижением интереса (например, к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников). С психологической: снижением самооценки снижением самооценки высоким уровнем ситуативной тревожности высоким уровнем ситуативной тревожности
67 Проблемное поле Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы; Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы; Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях; Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях; Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения; Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения; Недостаточное знание учителями особенностей работы с детьми разных возрастных групп; Недостаточное знание учителями особенностей работы с детьми разных возрастных групп; Резкий переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения; Резкий переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения; Недостаточное соответствие методики преподавания возможностям конкретных обучающихся; Недостаточное соответствие методики преподавания возможностям конкретных обучающихся;
68 Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе; Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе; Рассогласование в сложности содержания образовательных программ; Рассогласование в сложности содержания образовательных программ; Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе; Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе; Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания; Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания; Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников; Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников; Проблемное поле
69 Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся; Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся; Отсутствие навыка использования методики активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся; Отсутствие навыка использования методики активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся; Отсутствие должного объёма самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе; Отсутствие должного объёма самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе; Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы. Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
70 Проблемы школы: На фоне кризиса семьи и кризиса детства наблюдается: увеличение количества детей с хроническими заболеваниями: увеличение количества детей с хроническими заболеваниями: приход в школу массы неподготовленных к школе детей, или детей, прошедших совершенно неверный путь подготовки к школьному обучению - предметное натаскивание; приход в школу массы неподготовленных к школе детей, или детей, прошедших совершенно неверный путь подготовки к школьному обучению - предметное натаскивание; ее все дети имеют необходимые условия для полноценного развития; ее все дети имеют необходимые условия для полноценного развития; рост числа малообеспеченных семей; рост числа малообеспеченных семей; существенные изменения в отношения родителей к школе: от откровенно агрессивного до пренебрежительного и равнодушного. существенные изменения в отношения родителей к школе: от откровенно агрессивного до пренебрежительного и равнодушного.
71 Мероприятия (из опыта работы школ) Посещение уроков учителями–предметниками. Посещение уроков учителями–предметниками. Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир). Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир). Согласование учебных программ с учителями- предметниками. Согласование учебных программ с учителями- предметниками. Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний. Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний. Передача диагностических материалов учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса. Передача диагностических материалов учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса. Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков. Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков. Психологические игры (например, «Вместе, дружно в 5-ый класс») для учащихся. Психологические игры (например, «Вместе, дружно в 5-ый класс») для учащихся. Тематические родительские собрания Тематические родительские собрания ? ? ?
72 Система образования Образовательные учреждения Изменения в структуре Особое внимание к учреждениям и кадрам Научные исследования …? Уклад Среда ОУ Командная работа Классный руководитель (1-11 класс) …? Преемственность
73 ОРГАНИЗАЦИОННО- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Из опыта работы школ России
74 Родители Администр ативная Социально- психологич еская Психолого- педагогиче ская Педагогиче ская Дети Преемственность
75 Административная направленность: Определить преподавателей предметников и классных руководителей с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе Определить преподавателей предметников и классных руководителей с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе Посещение уроков. Посещение уроков. Составление плана и организация проведения методических декад по преемственности (апрель- май) и адаптации (октябрь-ноябрь) Составление плана и организация проведения методических декад по преемственности (апрель- май) и адаптации (октябрь-ноябрь) Планирование и проведение диагностических мероприятий. Планирование и проведение диагностических мероприятий.
76 Социально- психологическая Посещение уроков, наблюдение за детьми. Изучение индивидуальных особенностей учеников 3-х классов с целью подбора классного руководителя Посещение уроков, наблюдение за детьми. Изучение индивидуальных особенностей учеников 3-х классов с целью подбора классного руководителя Методическая работа: разработка программы социально-психологической адаптации пятиклассников с учётом особенностей конкретных классов Методическая работа: разработка программы социально-психологической адаптации пятиклассников с учётом особенностей конкретных классов Проведение развивающей психологической игры «Вместе, дружно в 5-ый класс» Проведение развивающей психологической игры «Вместе, дружно в 5-ый класс» Проведение тренинговых занятий по формированию социальных навыков учащихся в течении всего периода обучения в школе(«Я и Мы») Проведение тренинговых занятий по формированию социальных навыков учащихся в течении всего периода обучения в школе(«Я и Мы»)
77 Психолого-педагогическая направленность: Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов. Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов. Совместно с завучем проведение психолого- педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе. Совместно с завучем проведение психолого- педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий. Поддержка работы классного руководителя – консультативная, методическая, организационная (до конца года). Поддержка работы классного руководителя – консультативная, методическая, организационная (до конца года).
78 Педагогическая направленность Взаимопосещения уроков учителями с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов» в программах ступеней Взаимопосещения уроков учителями с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов» в программах ступеней Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников Выработка единых педагогических требований к обучению и поведению пятиклассников. Выработка единых педагогических требований к обучению и поведению пятиклассников. Неукоснительное соблюдение выработанным требованиям Неукоснительное соблюдение выработанным требованиям Активная работа классного руководителя Активная работа классного руководителя Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе
79 Родители Совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми Совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя «Впереди пятый класс» (деловая игра) Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя «Впереди пятый класс» (деловая игра) Поддержка родителями требований школы Поддержка родителями требований школы Тесная связь с учителями-предметниками и классным руководителем Тесная связь с учителями-предметниками и классным руководителем Проведение родительского собрания на тему: «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки» Проведение родительского собрания на тему: «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки»
80 Учащиеся Выполнение требований учителей Выполнение требований учителей Участие в проекте «Профессия-школьник» Участие в проекте «Профессия-школьник» Соблюдение правил для учащихся Соблюдение правил для учащихся Участие в тренинговой программе «Я и Мы» Участие в тренинговой программе «Я и Мы»
81 Основные условия реалистичности и продуктивности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Кадры Програм мы Ресурсы
82 Современный педагог Носитель личностно и социально значимых качеств, способный профессионально передавать и развивать эти качества у других Важнейшая компетенция педагога – способность к личностному саморазвитию.
83 обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования принятие идеологии ФГОС общего образования принятие идеологии ФГОС общего образования освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.