Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемКлавдия Ламанская
1 ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ТЕМА: «ПОЛИТИЧЕКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» старший преподаватель ЮФ ТУСУР Суслов Андрей Александрович
2 План вебинара 1. Учение о государстве и праве Сократа 2. Протагор и школа софистов 3. Платон и его «Государство» 4. «Политика» Аристотеля
3 Вопрос 1 Учение о государстве и праве Сократа Сократ ( гг. до н.э.) Сократ ( гг. до н.э.) одна из интереснейших и популярнейших фигур в истории человечества. С его именем связано возникновение моральной философии, рационализма.
4 Взгляды Сократа сегодня условно трактуются как античная версия открытого общества. Сократ утверждал, что проблемы в управлении государством находятся не человеческих пороках, а в ошибочных взглядах на окружающее. Путь преодоления проблем – познание правды, справедливости, добра и знаний, добытых совместными усилиями людей. Сократ был первым, кто понял необходимость у верховенства интеллекта в индивидуальной и общественной жизни – по его мнению, государством должна управлять не неграмотная масса, а подготовленные, прекрасно знающие свое дело люди. Главным при выборе политических деятелей, по мнению Сократа, должна быть не жеребьевка, и не принцип большинства или наследия, избранными должны быть те, кто владеет искусством государственного управления.
5 «Даймоний» Сократа (внутренний божественный голос) «Даймоний» Сократа (внутренний божественный голос), по его словам, запрещал ему заниматься активной политической деятельностью. Однако это не означало его безразличного отношения к делам полиса и обязанностям гражданина. И хотя он не выступал публично на народных собраниях, а вел лишь частные беседы, но в этих беседах активно, обстоятельно и заинтересованно обсуждались все основные стороны государственной жизни, проблемы политики, права, справедливости, гражданских обязанностей, критически рассматривались недостатки афинской политики, предлагались пути ее совершенствования и т.д. Отвергая нравственный субъективизм софистов, их апелляции к освобожденной от этических начал силе, Сократ занят поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективной природы нравственности, моральной политики и права.
6 Политическая добро детейль Политическая добро детейль, как и добро детейль в целом, есть знание; справедливость и всякая другая добро детейль состоит в знании; все то справедливое, что совершается посредством добро детейли, есть нравственно-прекрасное; таким образом, знающие нравственно- прекрасное не предпочтут ему ничего иного, а незнающие не произведут его; если же захотят произвести, то ошибутся. Если же справедливое и все нравственно-прекрасное совершается посредством добро детейли, то, очевидно, справедливость и всякая другая добро детейль есть знание.
7 Этическая добро детей Этическая добро детейль представляет собой знание, которое и обеспечивает выбор добра и отклонение зла. Регулирующая роль знания, по Сократу, безусловна и абсолютна: «Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее» (Платон. Протагор). Поэтому зло творится, согласно Сократу, по неведению, по незнанию.
8 В соотношении с благом как результатом действия по знанию, зло есть недоразумение, следствие проступков, совершенных по неведению. Следовательно, добро и зло, по концепции Сократа, не два различных и автономных начала, как это имеет место, например, в поучениях Зороастра о борьбе света и тьмы или в христианской доктрине о борьбе бога и дьявола. У Сократа добро и зло следствие наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно знания. Только под руководящим началом и управлением разума здоровье, сила, красота, богатство, храбрость, щедрость и т.п. используются во благо; иначе они принесут не пользу, а вред.
9 Нравственная организация полисной жизни также невозможна без законов, как невозможны и законы вне полиса; законы и есть, в трактовке Сократа, сами устои полиса. Сократ, как и софисты, отличает, говоря терминами более позднего времени, естественное право (естественный закон) от позитивного законодательства (законов, постановлений и решений, установленных полисными властями). Но данное отличие естественных и человеческих установлений Сократ не превращает в их противоположность, как это делали софисты. И неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно Сократу, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но по существу тождественна с ней.
10 Вопрос 2 Протагор и школа софистов 1. Протагор заявил, что нет никакой «сущности явлений» помимо самих явлений. Но мир явлений противоречив, и относительно каждой вещи можно выставить два противоположных тезиса. «Истина» начиналось словами: «Человек - мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» Государство само решает, что считать справедливым и прекрасным, а что - наоборот. 2. Как вы понимаете вывод Протагора об относительности знаний людей о добре и зле? 3. Что означает релятивизм?
11 Постулаты Протагора Человек - мера всех вещей Не существует объективной истины : для каждого истина то, что ему кажется Не существует общеобязательного закона : для каждого справедливо то, что ему нравится Не истина, или справедливость, а выгода - универсальный закон человеческой жизни Протагор
12 Школа софистов софисты ( от греч. sophos – мудрый ). Старшие Сторонники демократии ( Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон, Продик ) Младшие Были полярных позиций как демократического, так и авторитарного режимов ( Ликофон, Тразимах, Калликл, Алкидам, Критий )
13 Вопросы : 1. Дайте комментарий суждению Калликла «Согласно же с природой сильнейшему перед слабейшим иметь преимущество. Подтверждение этому мы находим и у животных, и в людских семьях, и в государствах»; «...Природная правда состоит в том, чтобы все, чем владеют слабейшие, принадлежало сильнейшим». 2. Соотнесите
14 Вопрос 3 Платон и его «Государство» Основные идеи и главные труды 1. В обществе видит три сословия:«Законы» а) мыслители (философы) «Политик» б) воины «Государство» в) земледельцы, производители, ремесленники «Софист» «Парменид» 2. Главное утверждение: «Правильное государство можно научно обосновать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя».
15 Формы правления, выделенные Платоном 1. Аристократия 2. Монархия 3. Тимократия 4. Олигархия 5. Демократия- власть толпы, черни. Опасна тем, что влечет возникновение тирании (анархия, хаос ) 6. Тирания
16 Требования к законам по Платону Лучшей формой правления Платон считает смешанную форму правления, которая включает элементы аристократии, олигархии и демократии. Анализируя правовую сферу государства, Платон выделяет требования к законам: 1. Законы имеют божественное происхождение. 2. Законы должны быть вечными и неизменными. 3. Законы должны быть справедливыми. 4. Законы должны быть суровыми (допускалось применение смертной казни). 5. Не допускаются пробелы в законодательстве. 6. О чем закон молчит, то он запрещает. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой – свободу управляемых.
17 Вопросы 1. Сравните политические взгляды Платона и Сократа 2. Почему Платон считал лучшей правления смешанную форму правления, которая включает элементы аристократии, олигархии и демократии?
18 Вопрос 4 «Политика» Аристотеля Аристотель г. до н. э. Основные идеи Главные труды 1. называет 6 форм правления «Политика» «Афинская полития» «Этика» три правильных три неправильных - монархия - тирания - аристократия - олигархия - полития (конституция) - демократия власть закона
19 Выражал опасения по поводу раскола на чрезмерную роскошь и нищету. Считал лучшим то управление государством, где соединены лучшие стороны олигархии и демократии. «Собственность (по мнению Аристотеля) не вредит моральному совершенству личности» Собственность дает возможность самореализации личности Только при частой собственности можно проявить щедрость и милосердие Собственность глубоко укореняется в душе человека
20 « Полития» как форма государства Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний класс. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь наилучший государственный строй» (принцип эгалитаризма). Эгалитаризм – это установление среднего размера дохода. Признаки политики: 1. Правит большинство. 2. Умеренный имущественный ценз на правящие должности. 3. Избрание путем голосования. 4. Торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав. 5. Преобладание среднего класса.
21 Учение о праве Аристотеля Политическое право Условное право ( волеустановленное) - то, которое, первоначально могло быть без существования различия таким или иным, но раз оно определено, это безразлично прекращается (подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву Аристотель относит установление закона и всеобщих соглашений. Естественное право - право, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или не признания его.
22 Вопросы 1. Как вы понимаете вывод Арситотеля о том, что политическое правление – это правление законов, а не людей. 2. Соотнесите политико-правовые идеи Платона и Аристотеля.
23 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.