Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕкатерина Жабина
1 1. Доходные источники и финансовые затраты Российского государства в X-XVII веках. 2. Финансовое хозяйство Российской империи в период с начала XVIII века до 1861 года. 3. Законодательное регулирование государственных доходов и расходов на рубеже XIX-XX веков. 4. Система государственных доходов и расходов в период годов. 5. Особенности формирования современной финансовой системы Российской Федерации.
2 1. Доходные источники и финансовые затраты Российского государства в X-XVII веках
3 Основными источниками государственных доходов в IV веке, равно как и на протяжении следующих столетий, являлись налоги. Дань взималась и в период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов, но несколько других видов: с ремесленников и купцов - тамга, с землевладельцев - кадлан. Дань взималась и в период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов, но несколько других видов: с ремесленников и купцов - тамга, с землевладельцев - кадлан. Дань взималась двумя способами: по возом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами издили за нею. С XI века князья вместо себя посылают для сбора дани специальных денщиков. Единицами обложения были дым (двор) и рало (плуг), но обе эти единицы означают в сущности одно и то же: участок земли, обрабатываемый силами одного домохозяина. Предметы, которыми взималась дань в Древнерусском государстве, были сырые продукты: мед, шкуры пушных зверей, зерновой хлеб, лен, домашние животные и т. д. Дань взималась двумя способами: по возом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами издили за нею. С XI века князья вместо себя посылают для сбора дани специальных денщиков. Единицами обложения были дым (двор) и рало (плуг), но обе эти единицы означают в сущности одно и то же: участок земли, обрабатываемый силами одного домохозяина. Предметы, которыми взималась дань в Древнерусском государстве, были сырые продукты: мед, шкуры пушных зверей, зерновой хлеб, лен, домашние животные и т. д.
4 Пошлины - косвенные налоги, устанавливались первоначально в целях благоустройства. Так, вес и мера взимались для покрытия расходов при взвешивании и измерении товаров в интересах торговли, мыт и перевоз - за предоставление средств или помощи со стороны государства при перевозке товаров чериз реку и волоки, корм чита - пошлина с содержателей корчем, гостиная дань и торговое -пошлина за предоставление купцам мест для склада товаров и за устройство рынков. Штрафы (виры) взимались за совершение уголовных преступлений. Например, Русская Правда содержит нормы, на основании которых при рассмотрении уголовных дел по всем видам преступлений в казну поступало 12 гривен, а при вынесении судом оправдательного приговора истец и ответчик уплачивали по 1 гривне. Повинности устанавливались преимущественно для целей военного управления, а именно: по воз - обеспечение средств передвижения для военных дружин, для княжеских денщиков и гонцов; градоделание - постройка и поправка укреплений всей волостью, постройка и починка мостов и т. д.
5 В XIII веке в ризультате укрепления власти Московского князя дань принимает форму подати. Единицей налогообложения становится соха, которая означала не поземельную меру, а условную единицу измерения всякого имущества. В этот период в России начинает складываться система посошного обложения. В посошную подать входил поземельный, по дворовой и промысловый налоги. Так, в отношении к земле соха включала в себя: хорошей земли 800 четвертей, средней 1000, худой В городах соха включала в себя определенное число дворов: «лучших» 40, «средних» 80, «молодчик» 160, «бобыльских» 960. Относительно промыслов, например, «из» (рыболовная перегородка в реке) приравнивался к сохе и т. д.
6 В 1480 году Иван III фактически заново начал создавать финансовую систему России. Все население делилось на тяглое и не тяглое. К нетяглому населению, то есть обладавшему налоговым иммунитетом, относились первоначально духовенство, служилые люди всех чинов и купцы, как русские, так и иностранцы. В случае купли или получения в дар черных земель в данную категорию попадали мо настыри и церкви. Черными землями и людьми назывались те, которые были занесены в податные книги - очерненные.
7 Развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей. Государственное управление на местах осуществляли наместники и волостели из числа потомственных бояр, права которых регулировались жалованными грамотами. При вступлении их в должность местное население должно было заплатить «въизжие» и регулярно, трижды в год - «корм». За наместником сохранялось право вместо натурального «корма» требовать денежное содержание. Наместник также получал с населения судебные пошлины за производство суда.
8 С конца XIV века произвол в установлении размеров поборов с населения начинает ограничиваться уставными грамотами - «кормленщик получает доходный список с книг, как ему корм и всякие пошлины собирать, а населению предоставлено право челобиться на злоупотребления наместников». В целом платежи с населения по системе кормлений производились в дополнение к централизованным податям. Основными расходными статьями царской казны X-XVII веков, равно как и следующих столетий, следует назвать затраты на содержание армии, государственного аппарата, царского двора.
9 Первоначально военные расходы, а также расходы центральных органов власти осуществлялись в натуральной форме, поскольку основные доходы поступали в государственную казну также в виде мехов, продовольствия, скота и т. д. После освобождения от татарского ига, образования централизованного государства, а также создания относительно устойчивой денежной системы военные и другие расходы государства постепенно стали приобретать денежную форму. Стройная система управления финансами в государстве Российском отсутствовала довольно долго, а существовавшая была весьма сложна и запутанна. Сбором налогов и пошлин занимались Печатный, Стрелецкий, Ямской и Посольский приказы. Несколько упростить эту систему попытался царь Алексей Михайлович. В 1655 году был создан Счетный приказ, ведающий сбором податей. Он занялся проверкой финансовой деятельности других приказов, анализом приходных и расходных книг, что позволило довольно точно определить структуру бюджета Российского государства того периода.
11 Государственный бюджет (оклад) XVII века формировался из прямых и косвенных сборов, другими словами из «окладных и неокладных доходов». К прямым сборам, составляющим до 40 % всех доходов государственной казны, относились стрелецкая подать (на содержание стрельцов), оклады, оброчные деньги и т. д. «Неокладные доходы» составляли около 60 % средств, поступавших в государственную казну, и в основном складывались из различных государственных и судебных пошлин. Доходы государственного бюджета 1680 года составляли руб., за счет прямых налогов получено ,5 руб. (44 %), за счет косвенных ,6 руб. (53,3 %). Оставшиеся 2,7 % давали чризвычайные сборы и прочие доходы. Расходы бюджета составляли рубля.
12 С целью упрощения сложной системы налогообложения в годах была проведена налоговая реформа. В ризультате осуществленных преобразований изменяется система прямых налогов - по земельное обложение заменяется подворным, сборы определяются не «с сохи», как было принято прежде, а «с дворового числа».
14 гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный налог, знаменитый налог на усы и бороды, а также на церковные верования - раскольники- староверы были обязаны уплачивать двойную подать.
15 Первостепенное значение в расширении числа доходных источников имела реформа монетного дела, проведенная Петром I в 1700 году. В ризультате проведенных преобразований чеканка монет снова становится государственной монополией и одним из основных источников дохода казны.
16 Такое финансовое положение России заставляет правительство обратиться к уже известному источнику государственных доходов - регальным правам, то есть монополии государства на наиболее выгодные предметы торговли на внутреннем и внешнем рынках.
17 Из всего вышесказанного видно, что система налогов - основной вид источников дохода - в начале XVIII века была сложной и требовала упорядочения. С этой целью, а также для контроля за всей финансовой системой Петром I были созданы центральные органы государственного управления - коллегии.
18 «Вместо «двора» единицей обложения становится «ревизская душа» - лицо мужского пола, записанное по очередной «ревизии» (переписи)».
19 В то время подушная подать стала одним из основных источников доходов государственной казны и к 1796 году составляла 34 % доходов государственного бюджета.
20 Таким образом, сформировавшаяся к XVIII веку громоздкая и дорогостоящая налоговая система была заменена относительно простой системой подушного обложения. Как и предшествующие посошная и подворная системы, новая система прямого обложения не учитывала имущественного состояния (что является общим свойством всех личных налогов).
21 Характерной чертой финансов России того периода следует назвать полную бесконтрольность расходования государственных средств, неупорядоченность, дефицитность бюджета, прогрессирующий рост государственного долга.
22 «По некоторым подсчетам, за 34 года царствования Екатерины II расходы на внутреннее управление увеличились в 5,8 раза, на ар мию - в 2,6 раза, содержание двора -5,3 раза». Общая сумма расходов государственного бюджета увеличилась более чем в 4,5 раза и составила более 78 млн руб.
23 «88 %...на армию и государственный аппарат, 11 % на содержание двора и лишь 1 % направлялся на просвещение, здравоохранение и благотворительность». В ризультате в 1796 году государственный бюджет содержал следующие расходные статьи: В течение первого десятилетия XIX века состояние финансовой системы царской России стало еще более плачевным. Бюджет исполнялся с дефицитом. С 1801 по 1809 год было израсходовано сверх сметы 390 млн.руб.
24 Начало XIX века тесно связано с государственными преобразованиями эпохи царствования Александра I ( ) и с именем выдающегося ученого, подлинного реформатора Российского госу дарственного устройства Михаила Михайловича Сперанского.
25 Тяжелое финансовое положение России в начале XIX века побудило императора Александра I привлечь к решению мало знакомых ему финансовых проблем М.М. Сперанского, который был прекрасно осведомлен о состоянии финансов в России. Предусматривая коренным образом изменить всю налоговую систему России, М.М.Сперанский предлагал заменить оброчную подать на поземельную, все городские подати, кроме подушных, «учреждать согласно оценке недвижимого имущества».
26 В 1810 году Сперанским была подготовлена записка Александру I под названием «План финансов», в которой первостепенное значение он уделял изменению законодательной базы. В «Плане финансов» им были четко сформулированы финансово- правовые проблемы, а также пути их решения. Он предлагал: - обеспечить гласность в утверждении и исполнении бюджета; - предоставить бюджету силу закона; - установить принцип рационального расходования государ ственных средств и учреждать расходы по «приходам»; - увеличить доходы путем упорядочения существовавших и ус тановления новых налогов; -провести реформу денежной системы государства, изъяв ассигнации из обращения с одновременной ликвидацией ассигнационных банков, взамен воздав банки, выпускавшие бы только кредитный деньги». В «Плане финансов» им были четко сформулированы финансово- правовые проблемы, а также пути их решения. Он предлагал: - обеспечить гласность в утверждении и исполнении бюджета; - предоставить бюджету силу закона; - установить принцип рационального расходования государ ственных средств и учреждать расходы по «приходам»; - увеличить доходы путем упорядочения существовавших и ус тановления новых налогов; -провести реформу денежной системы государства, изъяв ассигнации из обращения с одновременной ликвидацией ассигнационных банков, взамен воздав банки, выпускавшие бы только кредитный деньги».
27 В «Плане финансов» М. М. Сперанский предлагал классифицировать государственные доходы по двум основаниям. По источникам их получения предлагалось разделить государственные доходы на три вида: 1. Подвиги и налоги. 2. Доходы от казенных капиталов, которые в свою очередь вклю чали: - доходы от капиталов, которые использовались на обработку руды, солей, на рыбную ловлю и охоту; - доходы от капиталов, которые употреблялись на содержание общественных заведений; - доходы от капиталов, которые использовались в промышлен ности и торговле. 3. Доходы от использования государственной собственности. По источникам их получения предлагалось разделить государственные доходы на три вида: 1. Подвиги и налоги. 2. Доходы от казенных капиталов, которые в свою очередь вклю чали: - доходы от капиталов, которые использовались на обработку руды, солей, на рыбную ловлю и охоту; - доходы от капиталов, которые употреблялись на содержание общественных заведений; - доходы от капиталов, которые использовались в промышлен ности и торговле. 3. Доходы от использования государственной собственности.
28 Второе основание «пространство их употребления». В соответствии с этим они делились на: 1. общие доходы - установленные для общих государственных расходов (например, подушная подать); 2. частные доходы - отнесенные к определенным источникам расходов (например, сбор с судоходства на содержание каналов); 3. обыкновенные доходы - к их числу М. М. Сперанский относил доходы, «коих действие не прерывается случайными какими-либо происшествиями и коих употребление относится к нуждам постоянным»; 4. чризвычайные доходы - доходные источники, поступающие в государственную казну непродолжительное время и в случае крайней необходимости. Примером чризвычайных доходов М. М. Сперанский называл ассигнации. Второе основание «пространство их употребления». В соответствии с этим они делились на: 1. общие доходы - установленные для общих государственных расходов (например, подушная подать); 2. частные доходы - отнесенные к определенным источникам расходов (например, сбор с судоходства на содержание каналов); 3. обыкновенные доходы - к их числу М. М. Сперанский относил доходы, «коих действие не прерывается случайными какими-либо происшествиями и коих употребление относится к нуждам постоянным»; 4. чризвычайные доходы - доходные источники, поступающие в государственную казну непродолжительное время и в случае крайней необходимости. Примером чризвычайных доходов М. М. Сперанский называл ассигнации. М. М. Сперанский был одним из первых, кто сформулировал оставшиеся неизменными и в настоящее время принципы введения доходных статей в государственный бюджет.
30 В истории XIX века важнейшим событием является отмена крепостного права. Развитие товарно-денежных отношений диктовало необходимость замены натуральных налогов и повинностей денежными налогами. Отмена крепостного права привела не только к появлению «неналоговых» выкупных платежей, но и к изменениям в налоговой системе. В общем ряду реформ 6080 годов XIX века, проведенных при Александре II, существенную роль сыграла финансовая реформа. В общем ряду реформ 6080 годов XIX века, проведенных при Александре II, существенную роль сыграла финансовая реформа.
31 Одним из предполагаемых ризультатов реформирования являлось упорядочение государственных финансов. Существовавший порядок учета расходов и доходов, а именно отсутствие единого общегосударственного бюджета, не обеспечивал аккумуляцию средств в руках правительства, вследствие чего контроль за расходованием средств практически отсутствовал.
32 В 1862 году была проведена бюджетная реформа, которая служила основанием ужесточения контроля за расходованием средств государственного бюджета. С этого времени роспись государственных доходов и расходов стала публиковаться в печати, то есть бюджет становится гласным, а все доходы государства концентрируются на счетах Государственного казначейства.
33 В конце XIX века основным источником доходной части царского бюджета оставались налоги, поступления от которых составляли 75 % доходов бюджета. В конце XIX века в царской России «кроме «обыкновенного» существовал еще и «чризвычайный» бюджет, предусматривавший чризвычайные военные расходы, расходы по строительству и переустройству желизных дорог». Однако доходных источников обоих бюджетов не хватало на финансирование военных расходов государства, поэтому дефицит покрывался за счет внутренних и внешних займов. В ризультате к расходным статьям государственного бюджета добавлялась оплата процентов по государственным долгам, которые неуклонно возрастали.
34 Налоговая система России конца XIX - начала XX века характеризуется превалированием роли косвенного обложения в формировании доходной части бюджета. Государственный бюджет России строился на общих с европейскими странами принципах, то есть не включал в себя местные бюджеты, а делился на обыкновенный и чриз вычайный. Доходы обыкновенного бюджета подразделялись на следующие группы: - прямые налоги; - косвенные налоги; - пошлины; - правительственные регалии; - казенные имущества и капиталы; - выкупные платежи (отмененные в 1905 году); - возмещение расходов государственного казначейства (сюда включались поступления в счет ранее выданных ссуд) и прочие доходы.
35 Наиболее многочисленную группу составляли прямые налоги, которые делились на пять групп: 1. Налоги и сборы с недвижимых имуществ: государственный поземельный налог; налог с недвижимых имуществ в городах и посадских местах; сбор с недвижимых имуществ в пригородных местностях Санкт-Петербурга на содержание полиции; поземельная подать с колонистов; государственная оброчная подать в губерниях Сибири; денежный сбор с ясачных вогулов Пермской губернии, и т. д. 2. Налоги с торговли и промышленности: государственный промысловый налог; особые сборы с торговли и промышленности. 3. Налоги с денежных капиталов: сбор с доходов от денежных капиталов; сбор со специальных текущих счетов. 4. Подати и личные налоги: подушные и душевая оброчные подати в некоторых местностях Сибири; подушные подати с евреев-землевладельцев; подать со скота у киргизов Внутренней орды; кибиточная подать; ясак с кочевых и бродячих инородцев; ярмарочный сбор в Нижнем Новгороде, и т.д. 5. Государственный квартирный налог. Рассмотрев список прямых налогов, можно сделать вывод о том, что отсутствовал какой-либо единый принцип, на котором была бы построена система прямых налогов. В ней одновременно присутствовали не только реальные и личные налоги; но и такие архаичные их формы, как оброк, ясак.
36 В 1875 году был введен поземельный налог, ставки по которому были дифференицированы по губерниям и колебались от 0,25 коп. (Архангельская губерния) до 17 коп. (Подольская губерния) с деся тины удобной земли и леса. Губернские земские собрания распределяли налог между уиздами, а последние - между плательщиками. Налог с недвижимых имуществ был установлен в 1863 году взамен подушной подати с мещан. Он исчислялся в размере 6 % со сред него чистого дохода. Средний доход определялся на основании кадастров. Городские поселения делились на 6 групп, для каждой из которых применялись по 4-5 видов ставок. Объектом обложения выступали доходы от сдачи внаем помещений под жилье и торгово-промышленные заведения.
37 Промысловое обложение было введено в России в 1824 году, а в 1885 году были введены дополнительные процентный и раскладочный сборы в зависимости от уровня доходности. Основной промысловый налог на личные занятия взимался либо в твердых суммах, либо в процентах с каждых 100 рублей дохода. Применение той или иной системы взимания зависело от рода занятий и должности. Система взимания оговаривалась законом. Государственный промысловый налог Дополнительный промысловый налог взимался при выдаче промысловых свидетельств акционерным обществам и частным предприятиям. Оба типа предприятий платили процентный сбор с прибыли при условии, что отношение чистой прибыли к основному капиталу превышает 3 %.
38 Плательщиками подушной и личной податей выступали крестьяне ряда местностей Сибири, проживающие на государственных землях. К этой группе причисляли крестьян из ссыльных и всех инородцев. Сумма налога на душу населения превышала 3-5 руб., причем она могла значительно возрастать в связи с раскладочным принципом взимания. Объектами обложения коренного населения Средней Азии, Се верного Кавказа выступали скот либо их жилища. Коренное населе ние Сибири платило ясак шкурами зверей либо деньгами. Таким образом, система прямого обложения отличалась разнообразием, где, как правило, не учитывался уровень доходности объектов обложения. В лучшем случае за основу обложения принималась нормативная доходность.
39 Косвенные налоги - питейный доход; - табачный доход; - сахарный доход; - нефтяной доход; - спичечный доход; - таможенные пошлины. Одним из основных налоговых источников, поступления от которого составляли 40 % доходной части государственного бюджета, являлся «питейный сбор», или винный откуп. В 1863 году винные откупы были упразднены и введена свободная торговля водкой с уплатой акцизного сбора в казну. Также был упразднен соляной налог; подушная подать заменена на поземельный налог.
40 В период русско-японской войны ( ) на вооружение армии, строительство флота были полностью израсходованы неприкосновенные запасы военного и морского ведомств, которые составляли более чем 2,6 млрд руб. Непомерные военные расходы, а также затраты на «подавление революции» послужили причиной возникновения угрозы прекращения обмена кредитных билетов на золото, что в свою очередь озна чало финансовое банкротство России. Для выхода из создавшегося положения, в 1906 году Россия была вынуждена обратиться к правительству Франции с просьбой предоставить большой внешний заем почти в 800 млн руб.
41 Крупные бюджетные ассигнования направлялись на содержание императорского двора. Императору и его семье ежегодно выделялось 11 млн руб., несмотря на то, что «только земельные владения царской семьи оценивались в 100 млн рублей, в 160 млн рублей - драгоценности семьи Романовых, собранные ими за 300 лет царствования. Царь получал также проценты с капиталов, находившихся в ряде английских и немецких банков». Ежегодный доход, императора превышал 20 млн рублей. Каждый новорожденный член императорской семьи, а также каждая княжна при вступлении в брак получали сумму в 1 млн рублей, каждый совершеннолетний великий князь ежегодно получал по 200 тыс. руб.
42 Особого внимания заслуживает тот факт, что Государственная дума не имела никаких прав обсуждать данную статью расходов го сударственного бюджета, равно как и ассигнования на платежи по государственному долгу страны и по другим принятым на себя госу дарством обязательствам. Не менее значительной расходной статьей государственного бюд жета следует назвать перечисление средств церкви в форме дотаций, так как она финансировалась государством. Некоторые средства из государственного бюджета были затрачены на так называемое «землеустройство».
43 После революции 1905 года во избежание увеличения количества малоземельных крестьян правительство старалось переселить их из густонаселенных центральных районов России на ее окраины. Расходы на оказание финансовой помощи переселенцам по сметам Главного управления землеустройства и земледелия возрастали, а реально оказанная помощь крестьянам была ничтожной. Еще худшие условия существования ждали переселенцев в новых районах. Отсутствие больниц, школ, какой-либо правительственной помощи заставило большинство крестьян вернуться на родину. В 1911 году их число составило 61 % от всех переселенцев. В ризультате «в сметах Переселенческого управления появилась новая графа - «Расходы на обратный переизд переселенцев на старые места».
44 Таким образом, рост административных и военных расходов в начале XX века послужил основанием для значительного увеличения государственного долга России, который к 1914 году уже составлял 10,5 млрд. рублей. Мировая война, в которую Россия вступила 1 сентября 1914 года, самым губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Ризко возросла бумажно-денежная эмиссия, соответственно усилились темпы инфляции, покупательная способность рубля падала, уменьшался и золотой запас России, которым она обеспечивала внешние займы.
45 Одновременно с этим доходы государственного бюджета неумолимо сокращались. «Запрещение продажи казенного вина с началом войны, а затем полное запрещение виноторговли привело к ликвидации самой большой статьи доходов бюджета, составляющей 25 %, или до 1/4, всего бюджета страны». В итоге, доходная часть государственного бюджета в 1916 году выглядела следующим образом: «Налоги и сборы -49,9 %; Желизные дороги - 29,5 %; Прочие государственные имущества и предприятия - 11,2 %; Казенная винная монополия -1,6%; Прочие доходы - 7,8 %».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.