Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПолина Еранцева
1 МБОУ «Сидоровская школа» Теоретические и технологические аспекты деятельности образовательных организаций с разновозрастным обучением учебный год
2 Актуальность данной темы обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования и педагогической науки: возрастанием требований государства и общества к деятельности сельских малокомплектных школ по вопросам качества, эффективности, доступности образовательных услуг, необходимостью формирования модели вариативной разновозрастной сельской малокомплектной школы, реализующей современные образовательные программы и инновационные педагогические технологии.
4 Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (Л.В.Байбородова).
5 Разновозрастной класс-комплект - это объединение обучающихся разных классов для организации образовательного процесса на учебный год по всем предметам. Разновозрастная группа - это объединение обучающихся разных классов для организации образовательного процесса на учебный год по отдельным предметам или для организации внеучебной деятельности. Возможно созданий временных разновозрастных групп.
6 Основные идеи, на которые мы опираемся: расширение и обогащение связей обучающихся сельской школы с окружающим миром через организацию взаимодействия детей разного возраста в учебной и внеучебной деятельности, педагогизацию социальной среды села; формирование субъектной позиции ребенка в процессе обучения в разновозрастных группах.
7 Разновозрастное обучение Л.В. Байбородова М.И. Зайкин А.А. Остапенко Л.Ф. Колесникова Е.В. Киселева и др. Образовательные организации Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Ярославской области, Красноярского края и др.
8 В основе разновозрастного обучения лежат 3 принципа: Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения обучающихся разного возраста. Принцип педагогизации учебной деятельности детей. Принцип взаимообучения.
9 Классификация санятий в РВГ По регулярности проведения санятий: -все санятия по всем предметам; -по отдельным предметам; -систематически при совпадении содержания учебного материала; -периодически (2-3 раза в четверть); -редко.
10 Классификация санятий в РВГ По степени совпадения содержания учебного материала в разных классах: -полное совпадение (однотомное санятие –однопредметное или интегрированное); -частичное совпадение (единый вид учебно-познавательной деятельности); -разное содержание (возможна организация помощи старших младшим).
11 Классификация санятий в РВГ По уровню организации взаимодействия старших и младших на учебном санятии: -взаимодействие на протяжении всего санятия; -взаимодействие на отдельных этапах; -взаимодействие ситуативно; -обучающиеся работают независимо друг от друга.
12 Классификация санятий в РВГ По составу участников санятий в РВГ: -с постоянным составом; -с временным составом; -с динамичным составом.
13 Нормативное обеспечение и рекомендации Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «Об утверждении Сан ПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.» Постановление Правительства Вологодской области от «О сельских малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории области». Департаментом Образования Вологодской области в мае 2005 года разработано инструктивное письмо «О формировании классов- комплектов и оплате труда учителей начальных классов общеобразовательных школ». ( /1039). Методические рекомендации по организации разновозрастного обучения в классах - комплектах. Лаборатории развития начального общего образования ГОУ СПО «Вологодский педагогический колледж», 2011 (Научный редактор Кокарева З.А.). Положение об организации разновозрастных классов- комплектов, утвержденное приказом директора от
14 Разновозрастные классы- комплекты (группы) могут создаваться на ступенях начального и основного общего образования. Разновозрастные классы-комплекты в общеобразовательных учреждениях открываются по приказу руководителя г.
15 При объединении классов в комплекты учитывается: численность учеников в каждом классе; сложность программы; степень подготовленности учеников каждого класса к самостоятельной работе на уроке; опыт и квалификацию педагога; соблюдение педагогической преемственности в работе учителя; размер классной комнаты. Необходимо заметить, что в любых комбинациях классов есть свои плюсы и минусы.
16 Каждый класс, входящих в разновозрастный класс-комплект, обучается по своему учебному плану. Оформление классных журналов осуществляется обычным порядком в соответствии с учебным планом (для каждого класса, входящего в разновозрастный класс- комплект, отдельный журнал). Количество уроков в расписании учебных санятий должно соответствовать количеству часов учебного плана каждого класса.
17 Выбор УМК Основная идея современных УМК - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Специально организованная в рамках всех учебных предметов система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, а также продуманная система заданий разного уровня трудности при освоении каждой темы позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
18 Классы-комплекты Классы, объединенные в комплект Количество обучающихся МБОУ «Сидоровская школа» 1 и 34+7=11 2 и 46+5=11 5 и 65+4=9 СП «Лежская школа» 1 и 33+1=4 2 и 49+6 =14 5 и 65+5=10 7 и СП «Баклановская школа» 1,2, 3, =15
19 Подготовка санятия в разновозрастном классе-комплекте ЭТАП - обоснование совместной деятельности учащихся разного возраста на санятии и определение его темы. (Возможна корректировка последовательности изучения тем). ЭТАП - определение задач разновозрастного санятия. Реализация ФГОС в малочисленных школах возможна только в условиях разновозрастного обучения.
20 Подготовка санятия в разновозрастном классе-комплекте ЭТАП – отбор содержания учебного материала. Содержание учебного материала Возможные варианты совместной работы детей в РВГ 5 класс 6 класс Групповой проект «Генеалогическое древо рода Пушкиных» «Вся жизнь – один чудесный миг». Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. Заочная экскурсия по пушкинским местам.
21 Подготовка санятия в разновозрастном классе-комплекте V ЭТАП ПОДГОТОВКИ - планирование разновозрастного санятия. Этапы санятия Продолжи тельность (мин) Деятельность педагога Деятельность обучающихся Младшего возраста Старшего возраста
22 Подготовка санятия в разновозрастном классе-комплекте V ЭТАП – подготовка консультантов, учащихся к санятию, собеседование с родителями, приглашенными.
23 Изучение эффективности учебного санятия В какой мере удовлетворен санятием?3 - полностью удовлетворен 2 - в основном 1 - частично 0- не удовлетворен В какой мере проявил себя?3- в полной мере 2- в значительной 1- частично (мало) проявил 0 – не проявил В какой мере усвоил материал?3- в полной мере 2- в значительной 1- частично (мало) проявил 0 – не усвоил Оцени полезность санятия 3- полезно 2- многое полезно 1- не очень полезно 0 – бесполезно В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами на санятии? 3 - полностью удовлетворен 2 - в основном 1 - частично 0- не удовлетворен Оцени новизну изучаемого материала 3 - все было новое 2 – многое было новым 1 – мало было нового, многое известно 0- ничего нового
24 Схема обработки материалов анкетирования Вопросы Традиционные уроки Разновозрастные санятия Средний балл 1 сан.2 сан.3 сан.1 сан.2 сан.3 сан. 1-62,42,6
26 Список литературы Байбородова Л. В. Подготовка педагогов - дело самой школы // Малокомплектная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославль, с. Диагностика изменений в образовании // Сб. ст. Института «Открытое общество» / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, с. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис.... д-ра пед. наук: / Гурьянова Марина Петровна. М., с. Байгулова Н. В. Историко-педагогическая типология сельских малокомплектных образовательных учреждений как основание моделирования разновозрастной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) Вып. 12. С Егорова Е.Н., Гугова Л.С, Никитина Л.П., Кокарева З.А. Методические рекомендации по организации разновозрастного обучения в классах - комплектах. Лаборатории развития начального общего образования ГОУ СПО « Вологодский педагогический колледж», Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославский пед. вестник /Под ред. Л.В. Байбородовой, А.П.Чернявской, И.Г.Харисовой. Ярославль: ЯГПУ, с. Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославский пед. вестник /Под ред. Л.В. Байбородовой, О.В.Соловьев, А.П.Чернявской, Ярославль: ЯГПУ, с. Подготовка и работа учителя сельской школы: Материалы Всероссийской научно- практической конференции (Под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. Ярославль: ЯГПУ, с).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.