Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнна Щуленникова
1 Современные родители – какие они? Тактика и стратегия взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО (Детский сад и семья в контексте изменений дошкольного образования) © Захарова Т.Н., доцент кафедры дошкольного образования ГОАУ ЯО ИРО
2 Результаты исследования «Семья и родительство в современной России» (Институт социологии РАН, руководитель исследования – доктор социологических наук, заведующий сектором прикладных и оперативных исследований М. Ф. Черныш)
3 Портрет современного родительства (негативные тенденции): характеризуются снижением числа зарегистрированных браков, повышением уровня разводов, растущими настроениями осознанной бездетности, бегством от брака, родительства вообще и ответственного, в особенности, повышением возраста матери при рождении первого ребенка, женщины чаще рассматривают детей, как необходимость, как часть биологической программы, без реализации которой жизнь нельзя считать сложившейся, более высокая рождаемость в наименее благополучных слоях населения вполне возможно является результатом стимула, создаваемого проектом «Материнский капитал». поиск оптимальных стратегий совмещения своих профессиональных и родительских ролей плюрализация супружеских отношений и родительства, трансформации затрагивают не только отношения между супругами/партнерами, но и родительско-детские отношения
4 Условно разделяют традиционное и современное родительство
5 В отличие от традиционного современное родительство непосредственно не связано с браком и кровно- родственными отношениями между родителями и детьми. Его наполняют новые ценности, такие как стремление к самореализации, взаимопониманию и доверительным отношениям между детьми и родителями. Содержание родительских ролей перестает быть гендерной-маркированным, приобретает договорной характер, включает многообразие поведенческих и ценностных образцов, связанных с личными предпочтениями, а также с классовыми, этническими и культурными различиями.
6 Родительство становится объединяющей идеей, вокруг которой возникает сложное информационное поле, где за потребителя ответственного родителя конкурируют эксперты, психологи, педагоги, врачи, реклама, глянцевые журналы, товаропроизводители, специализированные издания
7 Все эти информационные источники предписывают как стать правильным родителем, как заботиться о ребенке, как развивать и воспитывать его, учитывая его потребности
8 Нормативное родительство «сознательное родительство» «осознанное родительство» «ответственное родительство» «компетентное родительство» «просвещенное родительство» «естественное родительство»
9 Для современного ответственного родительства характерны: рефлексия, сознательный выбор не только потребительских товаров и услуг, но и моделей воспитания, ценностей, вокруг которых формируются детско-родительские отношения. личная ответственность родителей, как желание обеспечить ребенку максимально комфортную среду для физического, интеллектуального и психологического развития
10 Современное ответственное родительство можно рассматривать как новый тип солидарности, возникающий на основе не только осознания, но и готовности принять ответственность за благополучие как своего, так и чужого ребенка. Этот новый тип солидарности основан на осознании общих проблем, идей и идеологий родительства. Он носит проблемный характер, когда общность возникает для решения какой-то конкретной задачи, связанной, например, с обустройством детской площадки и др.
11 Неэффективность социальной и семейной политики становится фактором формирования гражданской позиции родителей, связанной с осознанием общих проблем и возможностей их совместного решения. Родители ищут кооперации друг с другом, готовы к благотворительности и оказанию взаимопомощи
12 Ассоциации родителей могут иметь разную степень институционализации: от зарегистрированных НКО до неформальных групп по интересам; разную тематическую направленность: группы, объединяющие приверженцев разных методик воспитания и ухода за детьми; разную степень виртуализации: от групп, построенных на преимущественно реальном общении, до Интернет-сообществ и форумов.
13 Можно выделить два основных типа поддержки в таких сообществах: эмоциональную и информационную. 1. Эмоциональная поддержка связана с потребностью разделения собственного опыта и одобрения своих действий от других участников, имеющих опыт переживания подобных проблем. 2. Обмен информацией и практическим знанием применительно к каждой конкретной проблемной ситуации, в которой оказываются родители, представляет второй тип поддержки.
14 «Папа-школа» (г. Санкт- Петербург) является уникальной площадкой, где мужчины могут не только социализироваться в новой родительской роли, но и обсуждать самые разные вопросы, связанные с водительством и семейными отношениями. «Папа-группы» это некий мужской клуб, отличающийся тем, что в нем мужчины имеют возможность, не боясь близкого окружения, поделиться своими мыслями, страхами и сомнениями по поводу своего отцовства.
15 «Мама-клуб» объединение молодых мам и место общения, реализация потребности общаться с единомышленниками молодыми мамами на темы, связанные с водительством, уходом и заботой о ребенке, проблемами совмещения материнства и карьеры
16 Создание среды, дружественной семье рассматривается как благоустройство дворовых территорий, увеличение зон семейного отдыха с учетом потребностей детей разного возраста и развитие доступной инфраструктуры для занятий спортом, возможность получить квалифицированную поддержку в вопросах брака и семьи
17 Современные родители высказывают желание участвовать в работе родительских сообществ и общественных движений
18 «Культура родительства» выстраивание отношений между самими родителями, между старшим и младшим поколениями семьи, понимание особенностей проявлений любви и заботы, организации домашнего быта, творческого преобразования домашней среды и уклада жизни дома, создания и консервации семейных традиций, обогащения культурного кругозора и форм совместного досуга, формирование потребности попечения о собственном здоровье и здоровье ребенка, начиная с периода подготовки к беременности и деторождению, выбора модели репродуктивного поведения, специфики взаимодействия с социальными институтами и их представителями и др.
19 Стратегия и тактика взаимодействия с семьей в современных условиях
20 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в п о создании благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; в п об обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В п о создании условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
21 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» Она определяет основные направления и задачи госполитики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. Последние базируются на общепризнанных принципах и нормах международного права. Нацстратегию планируется реализовывать по следующим основным направлениям: семейная политика детство сбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность несовершеннолетних; здравоохранение и правосудие, дружественные к ребенку; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства, и пр.
22 Методологическая основа ФГОС дошкольного образования Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: «…в процессе культурного развития складываются новые высшие исторически возникающие формы и способы деятельности – высшие психические функции (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и др.)…» «…высшие психические функции имеют своим источником сотрудничество и обучение….» «…общение ребенка со взрослым выступает в качестве важнейшего условия психического развития…»
23 Новые формы взаимодействия с семьей ….. …….обсудим?
24 Приглашаем к сотрудничеству!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.