Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАртём Нелюбин
1 Научно - теоретические основы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Шеманов Алексей Юрьевич, ведущий научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования МГППУ
2 Говоря о научно - теоретических основах не только дополнительного образования, но и образования в целом, невозможно обойти вниманием концепцию развивающего обучения В. В. Давыдова – Д. Б. Эльконина : Это тем более насущно в связи с дополнительным образованием, ведь оно подчеркивает свою ориентацию прежде всего на развитие личности ребенка.
3 Цель образования – развитие субъектности « Проектируя образование, т. е. предопределяя, выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности – самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми ». Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. // Вопросы психологии
4 Знаковое опосредствование как основа развития субъектности « Способом построения предметного действия, а следовательно, и всеобщим способом « выращивания » его субъекта является передача человеку средств построения действия опосредствование, которое в культуре осуществляется посредством систем символов или путем знакового опосредствования ». Эльконинова Л. И., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия. // Вестник Московского государственного университета. Серия 14. Психология
5 Знак – это символ действия, значение – субъективный акт преобразования вещей « Часто встречающееся заблуждение состоит в натуральной трактовке знака как некоего вещного указателя, направленного на значение, под которым в свою очередь понимается определенный круг вещей и связей между ними ». « Значение в момент своего возникновения ( а значит, и по сути ) является не вещью, а актом « поворотом » вещей, их преобразованием, определенным способом видения мира. Его определенность в том, что нечто акцентируется и подчеркивается, а нечто, наоборот, « затушевывается » и снимается »
6 Структура эстетического восприятия ( по : Ю. М. Лотман. Лекции по структуральной поэтике. Гл.1, парагр.2. С.36) Эстетическое восприятие … статуэтки [ палеолит. « венеры »] подразумевает … три … акта : 1) акт метафоры – узнавание – « это изображение есть женщина »; 2) акт « метонимии » – выделение существенно - специфического и элиминирование несущественного – « эта часть женщины есть женщина » ; 3) акт противопоставления, контраста – то, что объединяет понятия « мужчина » и « женщина » в родовом понятии « человек », … снимается.... Общее не изображается, воспроизводится только отличное. Но различие есть отношение, а не предмет. Отношение нельзя изобразить – оно осознается при сопоставлении изображенного и не изображенного. Изображение в искусстве – это отнюдь не только то, что непосредственно изображено. Художественный эффект – всегда отношение. … То, что воссоздано ( изображение ), воспринимается в отношении к тому, что воссоздается ( изображаемому ), к тому, что не воссоздано, в бесчисленности других связей.
7 " Виллендорфская Венера " "Виллендорфская Венера" - женская статуэтка из тонкозернистого плотного известняка, 11 см, ориньяк. Найдена в Австрии, в местечке Виллендорф на левом берегу Дуная в 1908 году. Музей естественной истории, Вена.
8 Искусство как моделирующая система ( по Ю. М. Лотману ) Материалом искусства … может быть любая материальная среда, поддающаяся структурированию, т. е. та, которая может быть использована для придачи ей структуры, воссоздающей структуру изображаемых явлений... Неотъемлемой частью творческого процесса является превращение непохожего в похожее. Искусство – моделирующая система. Воссоздание раскрыло структуру изображаемого, не данную в обычном наблюдении … Движения в танце имеют цель, но иную, чем в практической жизни, - цель воспроизведения движений практической жизни. Но не простое воспроизведение. Сначала материал выводится из состояния тождества с воспроизводимым. [ Затем :] расподобление начинает уподобляться [ жизни ].
9 Искусство как самоустремленная деятельность Искусство как творчество – это самоустремленная деятельность. Искусство направлено на преобразование, на развитие субъекта как творца произведения искусства. Но эта направленность представлена объективно – в предмете искусства, являющем собой субъекта в целом через культивирование его конкретной способности. Картина – это способ видения мира художником, представленный как увиденное. Танец – это танцор, представленный как способ движения в мире.
10 Самоустремленность человеческого бытия Самоустремленность – это собственно человеческое качество любых способностей человека. Благодаря приобщению художественному ( в широком смысле слова ) творчеству человек развивает свою субъективность в своих деятельностных способностях. В научной, теоретической деятельности самоустремленность, т. е. направленность деятельности субъекта на себя, служит познанию природных связей объективного мира, мира как природы. В искусстве самоустремленность служит развитию творческих сил человека как субъекта, как свободного существа.
11 Для формирования инклюзивной культуры существенное значение имеет нормативная антропология отношения к другому (Meininger H.P,, 2001). Нормативная антропология отношения к другому определяет : каков нормативный образ человека, каким ему следует быть и, следовательно, как ему следует помогать в развитии, каковы его образовательные нужды.
12 Две парадигмы нормативной антропологии : Автономия Аутентичность Аутентичность включает два основных компонента (Taylor, Ch., 1991): Креативность Ориентация на диалог в горизонте всеобщих значимостей
13 Проведенное нами совместно с Д. Э. Макаевой исследование показало, что среди опрошенных участников социальных сетей ( связанных с поддержкой и обсуждением искусства и творческих результатов людей с ОВЗ и инвалидностью ) наблюдается достоверное различие между : группой тех, кто декларирует явный интерес к творческим результатам людей с инвалидностью, и группой тех, кто не декларирует явного интереса к таким результатам.
14 Сравнение ответов на вопрос « Вы бы хотели и дальше узнавать мир людей с ограничениями здоровья, в какой роли и каким образом ?» ( по парадигмам )
15 Самоустремленность – основа инклюзии Эти данные свидетельствуют, что интерес к деятельности другого ( человека с инвалидностью ), будучи показателем ее самоустремленного характера, необходим как условие принятия другого как такого же творческого субъекта, который являет свою самоустремленность в своем творчестве и тем творчески интересен.
16 Дополнительное образование Это показывает также, что культивирование самоустремленности человеческой творческой деятельности является инклюзивным по своей направленности. Поэтому дополнительное образование детей с ОВЗ должно строиться как сфера культивирования самоустремленности творческой деятельности, что требует развития концепции развивающего обучения за пределы задачи формирования теоретического мышления детей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.