Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВадим Пятов
1 П роблемно - диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Берсеневская СОШ» Яушевой Елены Вячеславовны
2 Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. М. М. Бахтин
3 Проблемно-диалогическое обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки.
4 Проблемный диалог Постановка учебной проблемы Побуджающий диалог Подводящий диалог Поиск её решения
5 Факторы, тормозящие диалог: 1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм. 2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.) 3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно. 4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
6 Условия организации учебного диалога : а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
7 Приемы создания проблемных ситуаций «Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод. Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала. Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока. Применение полученных знаний в новой ситуации. Столкновение разных точек зрения по одному вопросу. Задачи с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку); с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к..); с заведомыми ошибками; с ограничением во времени решения.
8 Технология постановки учебной проблемы Учитель Ученик - На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки. Ученики выписывают слова. - Какие слова вы выписали?- Пёсик, овражек. - Обозначьте суффиксы в этих словах.- В слове пёсик (-ик), овражек (-ек) - С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили? - В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек. - Какой возникает вопрос?- Когда в существительных пишется суффикс –ек, а когда –ик? - Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, - ик». Приём 1. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».
9 Приём 2. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов –чик и – ящик в именах существительных». Учитель Ученик У доски два ученика записывают слова под диктовку учителя, не показывая друг другу и классу. - Разведчик, переписчик, заказчик, перебежчик, советчик, мойящик, выдумящик, стекольящик. Посмотрим, что у вас получилось. Ученики разворачивают створки доски, сравнивают свои записи, обнаруживают расхождения. - Вы обнаружили, что записали слова по- разному. Но кто же из ребят прав? Ученики высказывают свои предположения. - А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Над чем вы задумывались, когда записывали слова? - Какую букву писать: ч или щ. - Почему вы не справились с заданием, почему у вас получились разные записи? - Потому что мы не знаем правило, не знаем, когда пишется –чик, а когда – ящик. - Значит, какова тема урока?- «Правописание суффиксов – чик и – ящик в существительных»
10 Сообщение темы с мотивирующим приёмом Учитель Ученики - Послушайте стихотворение О. Высотской «Весёлые рифмы» и найдите ключевые слова: Отправляя поздравление, Помни правила склонения, Род, число и падежи Крепко в памяти держи! - Склонение, род, число, падеж. - Какое словосочетание обобщает все эти термины? - Морфологические признаки. - Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов». Приём «яркое пятно» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Морфологические признаки слов».
11 Учитель Ученики - Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и белова́ть, на́чать и нача́ть, краски́веке и краскиве́е, ку́конный и кухо́нный, укра́минский и украли́нский. Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному? - Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение. - Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, краскиве́е, джа́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема урока, как вы уже догадались: «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях. Приём «актуальность» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Ударение».
12 Пример проблемной задачи «Что здесь лишнее?» тепловоз, телевизор, партизан, афиша (все слова в ряду однозначные); острая приправа, острый язык, острое зрение, острая боль (все словосочетания в ряду характеризуют переносные значения слова острый) дверной ключ, гаечный ключ, скрипичный ключ, журчащий ключ (лишнее словосочетание журчащий ключ: оно характеризует значение слова – омонима, в то время как другие – разные значения многозначного слова ключ).
13 Пример проблемного задания по литературе В.Г.Короленко «В дурном обществе». Проблемные вопросы: «Почему Васе больше нравилось бывать в «дурном обществе», нежели находиться дома и общаться со своей семьёй?», «Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?», «Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?», «В сокращении повесть В. Г. Короленко печатается под другим названием – «Дети подземелья». Как вы думаете, какое название глубже и точнее? Почему?» Повесть Н. В. Гоголя «Портрет». Вопрос: «Деньги, найденные Чартковым, принесли ему пользу или вред? Почему?» К. Г. Паустовский «Телеграмма». Вопрос: « Почему Настя проявила заботу, чуткость и понимание по отношения к художнику Тимофееву, но оказалась чёрствой и неблагодарной по отношению к собственной матери?»
14 Результативность технологии проблемно-диалогического обучения - повышении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы; - обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения ; - развитии личности ребёнка, его творческих способностей; - создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика; - развитии речи, логического мышления; - достижении высокого уровня обученности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.