Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРостислав Бирюков
1 В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФГОС: СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ, РЕСУРСЫ Нестеренко Алла Александровна, доцент кафедры развития образования АПК и ППРО
2 П ЛАН КУРСА Внеурочная деятельность, ее отличительные черты, место в образовательной программе Содержание внеурочной деятельности. Проблема интеграции с учебной деятельностью Педагогические технологии во внеурочной деятельности Создание среды. Идея программы - конструктора Поддержка внеурочной деятельности. Интернет-ресурсы. Практикумы
3 В АШ ОПЫТ И ОЖИДАНИЯ Есть ли у вас опыт организации внеурочной деятельности? Какой? В чем, по вашему мнению, плюсы и минусы внеурочной деятельности? В первоначальных материалах проекта новых стандартов было понятие ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Как вы думаете, почему название изменилось и какой вариант кажется вам более корректным?
4 В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ОРГАНИЗАЦИЯ Внеурочная деятельность в контексте ФГОС. Нестеренко А.А.
5 Д ЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО ? Образование надо менять, в соответствии с потребностями общества Менять «уровчную» деятельность очень сложно Нужен большой спектр образовательных возможностей У школы, как правило, нет ресурсов Нужны условия для развития самостоятельности школьников Эти условия уничтожены заорганизованностью учебного процесса и высокой учебной нагрузкой на детей
6 О СОБЕННОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики и других».
7 М ОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модель дополнительного образования Модель школы полного дня Оптимизационная модель Договор между школой и учреждением ДО На основе групп продленного дня В организацию внеурочной деятельности включены все работники школы Инновационно- образовательная модель Организация внеурочной деятельности на базе Федеральной экспериментальной площадки с учетом региональных особенностей
8 Р ЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творческая реализация Социальное становление Профессиональное самоопределение Акцент на результаты воспитания
9 У РОВНИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ
10 С ОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модель содержания по В.В. Гузееву ИНФОР- МАЦИЯ ФАКТЫСПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТИ ЦЕННОСТИ УСВО- ЕНИЕ Пред- став- ления Умения Нормы ПРИСВО- ЕНИЕ знания навыки Убеждения, смыслы ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ СОДЕРЖАНИЕМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
11 С ОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12 В каких программах, вероятнее всего, сформируются коммуникативные УУД? регулятивные УУД? Юный турист Заниматель- ная математика Мир добрых дел Друзья леса Учись учиться Мир живой природы Роботландия Веселый карандаш Основы проектной деятельности
13 С ОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Определите, для формирования каких УУД вам нужна именно внеурочная деятельность 2. Представьте, что у вас есть часы на организацию внеурочной деятельности. Придумайте темы программ и кратко опишите их содержание.
14 С ООТНОШЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внеурочная деятельность в контексте ФГОС
15 В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕЕМНИЦА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Есть Общее образование Дополнительное образование Общее образование = 1 вариант 2 вариант Дополнитель- ное образование =
16 В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕЕМНИЦА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Что есть Учебная деятельность Внеурочная деятельность Учебная деятельность = 1 вариант 2 вариант Внеурочная деятельность =
17 О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ ШКОЛЬНИКА Что хотим Учебная деятельность Внеурочная деятельность ? КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ? В учебной деятельности дается основа, внеурочная деятельность позволяет углубить и творчески применить знания и умения
18 О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ ШКОЛЬНИКА Хотим Учебная деятельность Внеурочная деятельность ? КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ? Внеурочная деятельность позволяет получить компетентности, которые используются в учебной деятельности
19 П РИМЕРЫ ИНТЕГРАЦИИ - ОБСУЖДЕНИЕ Приведите примеры интеграции программ учебной и внеурочной деятельности из вашего опыта или известной вам практики Объясните, почему Вы считаете это интеграцией?
20 И НТЕГРАЦИЯ (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый), 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию...2) Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации. Интеграция в образовательном процессе Интеграция содержания Интеграция воспитательных воздействий Интеграция в организации обучения
21 М ОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ модель взаимной поддержки; модель многосторонних представлений; модель интегрированных умений; модель комплексных проблемных задач (И.Н. Мурашковска. htm )
22 МОДЕЛЬ ВЗАИМНОЙ ПОДДЕРЖКИ Стандартный – плохой – вариант: репетиторство, дополнительные занятия. Хороший вариант – программы используют материал друг друга.
23 П РИМЕР ИНТЕГРАЦИИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМНУЮ ПОДДЕРЖКУ Дистанционные курсы «Сам себе сочинитель»Сам себе сочинитель Мир вокруг нас: живая природа
24 М ОДЕЛЬ МНОГОСТОРОННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ( ИНТЕГРАЦИЯ НА ОБЪЕКТЕ ИЛИ ПОНЯТИИ ) Один объект или одно понятие рассматривается с разных сторон, с позиций разных областей знания: «Яйцо в биологии, культуре, математике» Симметрия в природе и искусстве
25 П РИМЕР ИНТЕГРАЦИИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛЬ МНОГОСТОРОННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Курс «Моя Карелия». Национальности нашей школы.Моя Карелия Курс «Царица Симметрия»Царица Симметрия Идея проекта на Глобаллаб: «Кто же вы, госпожа единица?» 73da-11e5-85ff-08606e697fd7.html#.Vi- iPtLtmko 73da-11e5-85ff-08606e697fd7.html#.Vi- iPtLtmko
26 И НТЕГРАЦИЯ ПО ОБОБЩЕННЫМ УМЕНИЯМ (УУД) Общие способы формирования регулятивных, коммуникативных УУД Формирование регулятивных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности, использование этих умений на уроках Отдельный курс, посвященный формированию УУД определенного вида («Мир деятельности» М. Курышевой и т.п.)
27 П РИМЕР ИНТЕГРАЦИИ ПО ОБОБЩЕННЫМ УМЕНИЯМ Дистанционный курс «Учись учиться»Учись учиться Курс направлен на формирование регулятивных и познавательных УУД. Есть фрагменты, посвященные познавательному общению (коммуникативные УУД)
28 И НТЕГРАЦИЯ НА ПРОБЛЕМЕ Проблема возникает, формулируется в инвариантной части учебного курса, решается – в рамках внеурочной деятельности. Или – наоборот. Самый естественный метод - проектный Учебная деятельность Внеурочная деятельность
29 И НТЕГРАЦИЯ НА ПРОБЛЕМЕ - ПРИМЕРЫ Изучали басни – стало интересно, как они пишутся – проект «Сочиняем басни» Решали задачу о том, как пройти по воде как по слуху (во внеурочной деятельности) – вышли на необходимость использовать лед – условия возникновения льда урок вне урока урок
30 З АДАЧА О ЗИМНЕЙ ГОРКЕ (Е.Д РАГАН ) Россия готовится к Олимпиаде 2014 года. Все россияне хотят почувствовать себя спортсменами. И дети, и взрослые любят кататься зимой с высоких горок. Но это опасно – так как можно удариться при падении. Давайте придумаем безопасную зимнюю горку. ФИЗИКА (учебная деятельность) ТРИЗ (внеурочная деятельность) Выявляем параметры, от которых зависит опасность Решаем практическую задачу
31 О ПЫТ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА «Г ОРОД И ДОМ БУДУЩЕГО » В 11- Ц КЛАССЕ Выделили ключевую проблему - транспортная Предложили идеи решения, выбрали одну Рассматрели город как систему; распределили основные подсистемы между группами ТРИЗ Выполнили расчеты ФИЗИКА Аналогично работали с другими идеями, согласуя результаты между собой
32 И ЗУЧЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ В СРЕДЕ MOODLE Садимся за компьютеры группами, пользуемся экскурсией по сайту Познакомьтесь с курсами, задайте вопросы
33 М ОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ модель взаимной поддержки; модель многосторонних представлений; модель интегрированных умений; модель комплексных проблемных задач (И.Н. Мурашковска)
34 П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внеурочная деятельность в контексте ФГОС
35 О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ( ПО В.В. Г УЗЕЕВУ ) Образовательной технологией будем называть систему, состоящую из: некоторого диагностичного и операционального представления планируемых результатов обучения; набора моделей обучения (методы, орг. формы, средства, пед.техника); критериев выбора или построения оптимальной (адекватной) модели обучения для данных конкретных условий.
36 П РЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ( ДИАГНОСТИЧНЫХ, ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ) Творческая реализация Социальное становление Профессиональное самоопределение Тип результатов Что можно планировать Творческие продукты Умение выполнять социальные роли Факт выбора профиля и оценка вклада ученика в его освоение
37 М ОДЕЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРА МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА методы формы режимы приемы средства
38 М ЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Эвристический (заданы условие, вопрос, промежуточные задачи) Направляемый проект Модельный (задан только вопрос) Проблемный (заданы условия и вопрос, дети ищут решение) ИГРА ОТСМ-ТРИЗ технологии, Метод ИК Решение ТОГИС- задач Социокуль- турные практики НАПРАВЛЯЕМАЯ ДИСКУССИЯ
39 Т ИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ ПО ЦЕННОСТНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ СОЦИАЛЬНЫЙ (ПОЛЬЗА ЛЮДЯМ / ПРИРОДЕ …) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (проект, в котором мы чему-то научились, получили новую информацию) КОММУНИКАТИВНЫЙ (СОЗДАЛИ СРЕДУ, УСТАНОВИЛИ КОНТАКТЫ) «АРТИСТИЧЕСКИЙ» - проект, в котором создали творческий продукт. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ – проект, в котором самостоятельно нашли новую информацию РЕШАТЕЛЬНЫЙ – проект, который посвящен поиску и внедрению решения проблемы ФАНТАСТИЧЕСКИЙ, ПРОГНОЗНЫЙ – проект, который посвящен моделированию мира будущего или фантастического мира
40 К АК ПРЕВРАТИТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ? Использование специальных инструментов Оценочный паспорт Интеллект- карта Изучение объектов, требующих помощи Решение проблем Видео Левицкой
41 К РАТКИЙ ОБЗОР ИНСТРУМЕНТОВ : КОПИЛКИ, КАРТОЧКИ ПРИЗНАКОВ И ПАСПОРТА, МОДЕЛИ СОБЫТИЙ И ЭФФЕКТОВ Объект 1 Признак 1 Объект 2 Признак 2 Объект 3 Признак 3 еслито если
42 К РАТКИЙ ОБЗОР ИНСТРУМЕНТОВ : СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР надсистема Система подсистема система подсистема прошло е настоящеебудущее
43 К РАТКИЙ ОБЗОР ИНСТРУМЕНТОВ : ПРОТИВОРЕЧИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ ЕСЛИ (я сделаю это...) ТО (+) НО (-) САМО!!! БЕЗ ЗАТРАТ! + -
44 К РАТКИЙ ОБЗОР ИНСТРУМЕНТОВ : ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ Закон полноты частей системы Закон согласования Закон стремления к идеальности Закон перехода в надсистему Закон перехода на микроуровень... ПОЗВОЛЯЮТ ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПОМОГАЮТ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ Фантастические, прогнозные проекты Решательные проблем
45 Ф ОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ интенсивная модульная образовательная программа, компетентностная олимпиада, предметно-практические лаборатории и «полигоны», элективные предметные и метапредметные курсы, учебные командные проекты, развивающие и формирующие среды (интерактивные музеи, реальные и виртуальные тренажёры и др.), проблемные клубы и волонтёрские организации Из концепции развития ДО
46 Ф ОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТ - СОЗДАНИЕ» «ПРОЕКТ- АКЦИЯ» «СОБЫТИЕ» КТО ПРОВОДИТ? УЧИТЕЛЬ РОДИТЕЛИ СТАРШЕКЛАССНИКИ ДЕТИ «СОРЕВНОВАНИЕ» «ПРОЕКТ - ИССЛЕДОВАНИЕ» ВОЛОНТЕРЫ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ
47 Т ЕХНОЛОГИИ. Т ИПЫ ПРОЕКТОВ НА БАЗЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОТСМ-ТРИЗ Исследование копилки – вывод закономеррностей и правил Исследование копилки – синтез объектов Морфологический анализ и синтез «Подбор и оценка ресурсов» «Применение» «Прогноз» «Наша сенсорная комната» «И это все о нем» (разностороннее исследование, посвященное одному объекту) Правило Бергмана Доп. материал по изучению языка «Листья» Синтез произведений малых жанров «Эмоции» «Поздравление шефам» Город будущего «Вторая жизнь вещей» «Решение проблем» «Дорожные опасности»
48 О Т ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – К СРЕДЕ Опыт программы «Тризобретатель» Тренажерный зал Парк развлечений Музей с выставочными залами Лаборатория Заседания клуба Спасателей на центральной площади
49 О Т ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – К СРЕДЕ Опыт программы «Тризобретатель» Копилки Карточки признаков Преобразователь Карточки работы Изобретометр
50 О Т ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – К СРЕДЕ Опыт программы «Тризобретатель» ИГРЫ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ (Клуб Спасателей) ИССЛЕДОВАНИЯ
51 С ЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ ПОДДЕРЖКИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внеурочная деятельность в контексте ФГОС
52 С ЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ Поддержка внеурочной деятельности на базе учреждения (школы или центра ДО) Дистанцион- ные среды Сервисы GOOGLE и YANDEX Глобальная школьная лаборатория GLOBALLAB Сетевые проекты (у частием детей из разных мест)
53 Г ЛОБАЛЬНАЯ ШКОЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ Г ЛОБАЛЛАБ – HTTP :// GLOBALLAB. RU HTTP :// GLOBALLAB. RU
54 П РОЕКТЫ НА Г ЛОБАЛЛАБ detstvo.ru.html#.Vi-ydtLtmko Военное детство Советы по обеспечению проекта: Печатная анкета; Скринкасты, объясняющие, как работать в проекте При необходимости – тексты памяток, алгоритмов и т.п. Освещение в прессе, в соцсетях
55 П РОЕКТЫ НА Г ЛОБАЛЛАБ Дорожные опасности nye_opasnosti_komandnyi_proekt.ru.html#. Vi-2b9Ltmko nye_opasnosti_komandnyi_proekt.ru.html#. Vi-2b9Ltmko Проект социальный или учебный?
56 З НАКОМИМСЯ С РЕСУРСАМИ И ПРОЕКТИРУЕМ 1-я группа – экскурсия по Глобаллаб 2-я группа – решенние проблемы приучения к чтению с помощью проекта (акции и т.п.) в рамках внеурочной деятельности Затем меняемся. Обмениваемся идеями
57 З НАКОМИМСЯ С РЕСУРСАМИ И ПРОЕКТИРУЕМ Создание сетевого проекта в среде Глобаллаб 1. Идея исследования 2. Анкета 3. Как будем представлять и обрабатывать результаты
58 РЕФЛЕКСИЯ КУРС Плюсы (+) Минусы (-) Вопросы (?) Предложения (!) Моя внеурочная деятельность Буду использовать... Поделюсь с коллегами... Предложу в своем учреждении...
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.