Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемДиана Княжевич
1 ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ учителя русского языка и литературы МБОУ «Темниковская СОШ 2» Темниковского муниципального района Республики Мордовия Доковой Татьяны Дементьевны. Методическая тема: «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.»
2 Актуальность и перспективность опыта В последние годы в области образования идут серьезные процессы, связанные с его модернизацией. В связи с этим важно осмысливать тенденции, определяющие направления изменения системы образования, понять, какой будет судьба курсов русского языка и литературы. Ведь эти предметы всегда занимали особое место в системе дисциплин школы. Одна из важнейших целей обоих курсов связана с развитием гуманитарного сознания, с формированием личности, обладающей широким кругозором. Ученик должен уметь строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, перерабатывать текст. На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.
3 Концептуальность Качество знаний учащихся возможно повысить лишь только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность. Только такое обучение позволит не утратить желание детей к изучению нового, к самостоятельному поиску новых знаний, решению задач проблемного характера, дать возможность всесторонне развивать умственные и творческие способности ребенка. Учебный труд как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен, может вызвать появление интереса к изучаемому предмету необходимостью понимания его важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные, проектные и исследовательские методы обучения. Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые (а может быть хорошо забытые) методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником. В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий, в том числе, и современные: личностно-ориентированные технологии; технология развития критического мышления через чтение и письмо; информационно-коммуникативные технологии; театральная педагогика; проектная технология и др.
4 Ведущая педагогическая идея Тема данной работы была выбрана и является актуальной в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Внедрение проектной деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся, созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности, созданию на уроке ситуации успеха, подготовке ребят к жизни в современном мире.
5 Наличие теоретической базы опыта Известно, что данная педагогическая технология, основанная на вовлечении учащихся в проектную деятельность, получила распространение в 1920-е гг. в США, её связывают с идеями гуманистического направления в философии образования педагога - мыслителя Френсис Паркера, американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.К. Килпатрика. Для него важнейшим образовательным ресурсом любого учебного заведения является сам ребенок. Метод проектов привлек русских педагогов еще в начале 20 в. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев). Большое количество работ и статей по методологии данной технологии написаны Пахомовой Н.Ю.
6 Оптимальность и эффективность средств Для учителя метод проектов интересен прежде всего разнообразием тематики. Используя проектную деятельность на уроках русского языка и литературы, я получаю возможность использовать самые разные виды проектов, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов: - исследовательский, включающий обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: « Особенности функционирования терминологической лексики в сфере русской лапты как активно развивающейся игры (на примере города Темникова)», «Речевые стереотипы в профессиональной деятельности журналистов газеты «Темниковские известия», «Язык вражды» как часть языковой картины современной России» и т.д.; - творческий, не имеющий детально разработанной структуры, однако предполагающей определенный результат: совместно выпущенную газету, экскурсию, альманах, театрализованное представление и т. д. Подход к оформлению результатов в творческом проекте максимально свободный и нетрадиционный. Например, проект «Школьное радио», включающий подготовку дикторов для школьного радиоузла, написание сценариев для передач, театрализованное представление «Урок дочкам» (по пьесе И.А.Крылова), спектакль по мотивам сказки Оскара Уайльда "Звездный Мальчик" и др. Старшие подростки успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
7 Результативность опыта В результате моей работы повысилась активность и осознанность действий школьников, интенсифицировалось их интеллектуальное и речевое развитие. Средний качественный показатель знаний учащихся повышается. Результатом данной деятельности является активное участие моих учеников в различных конкурсах и олимпиадах. Есть призёры и победители конкурсов, фестивалей, олимпиад различного уровня. Внеурочная работа также приносит результаты:
9 В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии делаю следующие выводы: 1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности. 2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся. 3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития. Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.