Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиталий Свистунов
1 Государственная политика в сфере дошкольного образования: проблемы и перспективы
2 Проблемы системы дошкольного образования среднее соотношение числа воспитателей к числу воспитанников (1:25) необходима новая система оценки качества дошкольного образования низкий охват детей услугами ДО медленно развиваются новые формы отсутствует конкуренция нет структурных изменений в ДО не меняется уклад жизни низкая заработная плата работников ДОУ – кадровые проблемы
3 Дошкольное образование 3 56,4 тысяч детских садов; 29,3 тысячи (52%) – в городах и поселках городского типа; 27,1 тысячи (48%) – в сельской местности; 43,5 тыс. (77%) государственные и муниципальные ДО; 1022 (1,8%) негосударственных ДО. Более 6 миллионов детей
4 Доступность дошкольного образования 4 Инструмент: региональные «дорожные карты»: развитие муниципальной-региональных систем дошкольного образования; развитие негосударственного сектора. Задача: к 2016 году всем детям с 3 до 7 лет обеспечена доступность дошкольного образования (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года)
5 Сеть учреждений предоставляющих услуги дошкольного образования
6 Задачи дошкольного образования 6 Создание новых мест в дошкольном образовании и ликвидация очереди Повышение заработной платы педагогам дошкольного образования Обеспечение детям комфортных условий в соответствии со ФГОС дошкольного образования Повышение качества подготовки педагогических кадров дошкольного образования
7 Нормативная база дошкольного образования Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: дошкольное образование – уровень общего образования 7 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования самоценность дошкольного периода; личностный рост ребенка; формирования траектории его индивидуального развития; учет потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
8 ДЕТСТВО ПОДОБНО УВЕРТЮРЕ, ДАЁТ ОКРАСКУ ВСЕМУ СПЕКТАКЛЮ Татьяна Ермакова Содержание – набор предметных занятий (ЗУНы) Репродуктивные способы (методы) обучения Ребенок – объект обучения….. ……….. … ДРУГАЯ СТРАНА С НОВЫМ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИМ УКЛАДОМ … ДРУГИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ … КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ СТАНДАРТЫ … ДРУГИЕ ДЕТИ ВСЕ ДРУГОЕ … Ребенок – активный субъект деятельности Инновационные технологии (игровые, исследовательские, проектные) Содержание – формирование способностей
9 ВОПРОС ДНЯ Зачем нужен стандарт? Что должен регулировать? Что изменится в детском саду после появления стандарта? 273-ФЗ от г «Об образовании в Российской Федерации» Дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду с начальным, основным и средним общим образованием (ст. 10, ч.4). Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч.3), в том числе для дошкольного.
10 ФГОС дошкольного образования: Впервые государство де-юре берет на себя обязательства по дошкольному образованию
11 ( англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов» «Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану» Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование. ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно- государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
12 положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.) работы по аксиологии и философии образования (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, Н.Д.Никандров, В.А. Сластенин и др.), теории и методологии разработки образовательных стандартов (В.И.Байденко, В.П.Беспалько, А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов, B.C.Леднев, А.И.Маркушевич, М.В.Рыжаков, В.М.Соколов, А.И. Субетто и др.) научные положения, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования (Л.А.Венгер, М.А. Васильева, В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова, В.А. Петровский и др.) законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования
13 обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
14 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализации вариативных образовательных программ; соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
15 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей.
16 ФГОС дошкольного образования - нестандартный стандарт Особое место дошкольного стандарта среди ФГОС Среди принципов: - поддержки разнообразия детства; -сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; -полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; -создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
17 к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС
18 Индикаторы качества к предметно – развивающей среде как к условиям индивидуального развития ребенка к кадровым + психолого – педагогическим условиям = корпоративный дух к материально – техническим условиям как условиям безопасности и охране здоровья детей к финансовому обеспечению, как гарантии бесплатного дошкольного образования.
19 вариативная содержательно насыщенная доступная безопасная полифункциональная трансформируемая Развивающая предметно- пространственная среда организации (группы)
20 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
21 программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста; определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса; направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития; направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка.
22 Образовательная среда – это система условий социализации и развития детей: 1.пространственно-временные условия (гибкость и трансформируемость предметного пространства); 2. социальные условия (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию); 3. деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации).
23 Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ (Закон РФ «Об образовании», ст.12.6) При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ
24 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры дошкольного образования - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования целевые ориентиры образования в раннем возрасте целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования
25 ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; Целевые ориентиры ДО - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО. ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
26 ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.; творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
27 ФГОС дошкольного образования - нестандартный стандарт Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
28 ФГОС дошкольного образования - нестандартный стандарт Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач
29 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
30 Взрослый тянет ребенка за уши
31 В результате уши вытянулись, а ребенок остался прежним
32 Детоцентрированная система дошкольного образования Эмоции Воля Воображение
33 Любое содержание, использующееся в образовательных программах должно находить у детей эмоциональный отклик. Знание, умение и навыки должны востребоваться самими детьми. 1. Надо не учить детей, а сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться. Психологические закономерности развития системы дошкольного образования Эмоции
34 2. Не надо учить детей, не надо их воспитывать, надо жить вместе с детьми интересной, содержательной жизнью. Эмоции
35 Психологические закономерности развития системы дошкольного образования 3. Разностороннее использование игры как для обучения, так и для досуга. Эмоции
36 Эмоции
37 Психологические закономерности развития системы дошкольного образования 4. Создание условий и ситуаций, где бы ребёнок мог проявить волевое усилие. Воля
38 Психологические закономерности развития системы дошкольного образования 5. Помощь ребёнку в осмыслении волевых усилий. Воля
39 Воля
40 Психологические закономерности развития системы дошкольного образования 6. Целенаправленное развитие воображения. Эмоции + Воля
41 Целенаправленное развитие воображения Игра Рисование, конструирование, экспериментировани е Смысловое воображение «Объективное» воображение
42 Воображение
43 Воля Воображение Эмоции ИГРА
44 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.