Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАртём Засекин
1 Место культурологии в системе научного знания Лекция 1
2 Цель лекции – показать значимость культурологического знания в системе университетского образования, а также его роль в структуре профессиональной культуры План лекции: Культурология как научная дисциплина, её предмет и методы Место культурологии в системе инженерного образования
3 Литература: Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н. Г. Багдасарьян.
4 Понятие знания Знание – селективная (отобранная, выбранная), упорядоченная, определенным способом полученная, в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение, признаваемая именно в качестве знания определенными социальными субъектами и обществом в целом
5 Типы знания Знание: обыденное, бытовое религиозное мифологическое техническое художественное научное
6 Понятие науки Наука особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира
7 Отличительные черты науки: объективность системность логическая доказательность использование специализированного искусственного языка теоретичность ориентация на опыт, эксперимент наука описывает, объясняет и предсказывает явления развитие научного знания связано с постановкой и разрешением проблем.
8 Типы научного знания Современное научное знание подразделяется на: естественные науки технические науки социальные (общественные) науки гуманитарные науки
9 Понятие объекта и предмета науки Все науки разделяются по объекту изучения Объект науки – это, то на что направлен познавательный интерес, то что изучается Характеристика любой науки – её предмет Предмет науки – это часть, сторона, грань объекта науки Объект естественных наук – природа Объект технических наук – техника и технология Объект наук об обществе (социальных) – человек и социальные системы Объект гуманитарных наук – человек
10 Сравнение естественнонаучного и социогуманитарного научного знания Естественнонаучное знание Социогуманитарное знание Объект познания: природа Объект познания: человек Субъект познания: человек «Объективный» характер Оценочный характер Методы познания: количественные и экспериментальные Методы познания: историко- описательный, историко- сравнительный, функциональный и др., предполагают интерпретацию автора Установка в методологии: анализ Установка в методологии: синтез
11 Сравнение социального и гуманитарного научного знания Социальное знание Гуманитарное знание Особенности: выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ факторов, влияющих на поведение людей Особенности: выделение собственно научной гуманитарного знания и эзотерического знания, основанного на чувствовании, интуиции, вере Объект: общество Объект: человек Предмет: социальные связи и взаимодействия, особенности функционирования социальных групп Предмет: уникальное, неповторимое, во взаимосвязи с понятием личности; проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа.
12 Сравнение социального и гуманитарного научного знания 1 Науки: социология, политология, право, политическая экономия, экономика Науки: филология, искусствоведение, история, культурная антропология, психология и т.д. Ведущая познавательная ориентация: - строится на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм); - приобретает характер прикладных исследований; - включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития. Ведущая познавательная ориентация: - рефлексирует по поводу социокультурного смысла данного факта; - рассматривает в качестве текста любую знаково- символическую систему, имеющую социокультурный смысл; - предполагает диалогичность.
13 Место культурологии в системе научного знания Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания Термин "культурология" впервые использовал немецкий химик, лауреат Нобелевской премии 1909 года Вильгельм Фридрих Оствальд (1853 – 1932) в 1915 году в труде «Система наук»
14 Место культурологии в системе научного знания 1 Американский антрополог Л. Уайт ( ) в 1939 году в статье «Проблема терминологии родства» использовал понятие «культурологии». В 1949 году он написал работу «Наука о культуре». В этой книга культурология обосновывалась как самостоятельная наука в комплексе общественных наук
15 Объект и предмет культурологии Определения объекта и предмета культурологии концентрируются вокруг понятия культуры Объект культурологии - весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.) Предмет культурологии - процессы генезиса (происхождения) и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка
16 Задачи культурологии и её статус: Задача культурологии - осмысление закономерностей культурного процесса Культурология - интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и др. исследований.
17 Понятие метода в науке Научный метод (от лат. methodos – путь) - это: путь исследования, познания; форма теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности; в философии - система положений, принципов, категорий и законов.
18 Научный метод В зависимости от широты применимости в процессе научного исследования: Всеобщие (диалектический и метафизический) Общенаучные (на эмпирическом уровне познания: наблюдение, эксперимент, измерение; на теоретическом: идеализация, формализация, абстрагирование, индукция, дедукция; как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях: моделирование, анализ, синтез) частнонаучные (специфические) используются только в рамках исследований какой-то конкретной науки
19 Методы культурологии Существуют особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной культурологической школе. В становлении культурологических методов выделяют несколько этапов: - использование эмпирических методов, - компаративная (сравнительная) методология, - формирование собственно-культурологической методологии, - привлечение методов математического моделирования.
20 Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни Профессионализм: практическая адаптация работника к производственной системе, дисциплинированность, овладение технологическими операциями способность обеспечить эксплуатационную надежность и безопасность совершенное знание предмета, свободная ориентация в потоке технической информации корректное принятие решений в проблемных ситуациях.
21 Профессиональная культура интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций - конкретно- технологической и социокультурной формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.
22 Профессиональная компетентность широкий информационный кругозор по избранной специальности аналитический склад ума, способного устанавливать соответствия между практическими и познавательными принципами знание общих естественнонаучных законов и свойств природных материалов.
23 Социальная компетентность Умение включить идею, создаваемый объект, процесс, явление или действие в социокультурный контекст, то есть понимать его место в целостной системе культуры, во взаимодействии с другими составляющими ее элементами Предвидение последствий (позитивных и негативных) своей профессиональной деятельности для человека, природы, техносферы Соединение в своих действиях профессиональных и социально значимых знаний Способность дать оценку профессиональной деятельности и выявить ее значимость для социума Обладание навыками общения с другими людьми, умение ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, "продвинуть" гипотезу, теорию, изобретение в жизнь.
24 Альтернатива технократического и гуманистического стилей мышления Технократический стиль мышления: узкопрактические потребности фрагментарность аналитические методы технологии в человеческих отношениях Гуманистический стиль мышления: осмысление и жизненное воплощение нравственных принципов органичное сочетание логики и здравого смысла, чувства и разума, веры и научной аргументации
25 Место культурологии в системе инженерного образования Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность
26 Место культурологии в системе инженерного образования 1 Параметры профессиональной культуры: - нормируют и регулируют ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления; - устанавливают пороги допустимости социальной цены и социальных последствий этой деятельности, - аккумулируют и канонизируют исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности; - формируют "классические" требования к технологиям и нормам обучения по специальности;
27 Место культурологии в системе инженерного образования 2 - формируют этику профессионального взаимодействия специалистов; - создают специальные внутриотраслевые языки и семиотические коды профессиональной коммуникации и взаимопонимания; - разрабатывают иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятельности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п
28 Предмет культурологического анализа инженерной деятельности: ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным инженерным сообществом и другими общественными структурами, так и внутри него
29 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ))
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.