Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПолина Кондратьева
1 Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ Финансовые основы предпринимательской деятельности Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Институт информатики, инноваций и бизнес-систем Кафедра «Финансы и налоги» Конвисарова Елена Викторовна, к.э.н., профессор
2 Содержание лекции 1)Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии 2)Показатели дебиторскойй задолженности 2
3 Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Дебиторская задолженность в процессе выполнения обязательств- естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий. Она возникает при следующих обстоятельствах: –коммерческое кредитование поставщиком покупателя, т.е. при отсрочке платежа; –несвоевременная оплата, т.е. при просрочке платежа; –недостачи, растраты, хищения: –поставки недоброкачественной или некомплектной продукции; –другие случаи.
4 Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Факторами, определившими рост дебиторской-кредиторской задолженности, были следующие: непредсказуемость шоковой терапии, когда предполагаемый рост цен в 3-5 раз фактически составил сотни и тысячи раз; резкие спады объемов производства в 1990-х годах: не проведенная государством индексация оборотных средств предприятий, бывших в то время государственными; образовавшиеся большие недостатки их собственных оборотных средств неподготовленность и непрофессионализм вновь созданной в 1992 г. системы коммерческих банков к организации безналичных расчетов, что вынудило Центральный банк РФ создать с апреля 1992 г. систему РКЦ, т.е. расчетно-кассовых центров; дороговизна заемных средств, определяемая высокой учетной ставкой ЦБ РФ; значительный криминальный уровень экономики и нахождение в результате многих предприятий в зоне повышенного риска и неопределенности; замедление платежного оборота и снижение эффективности деятельности предприятий, появление определенного количества убыточных предприятий: финансовая напряженность в государстве, в результате чего не оплачивалась продукция ряда отраслей (сельского хозяйства, оборонной промышленности), не выплачивалась заработная плата бюджетникам и др.; разрыв экономических связей между бывшими советскими республиками в результате развала СССР; другие факторы.
5 Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Дебиторскую задолженность, а наряду с ней и кредиторскую, определяют по-разному. Классический студенческий вариант: дебиторская задолженность это когда нам должны, а кредиторская когда мы должны. Классический вариант преподавателя (на основе личного опыта): дебиторская задолженность это один из видов оборотных активов предприятия и неполученная часть его выручки от продаж; кредиторская задолженность это источник оборотных активов предприятия, при нормальных условиях альтернативный собственным источникам и краткосрочным кредитам и займам и при этом, во многих случаях, бесплатный. В литературе встречаются разнообразные определения дебиторской и кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ. Дебиторская задолженность это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Дебиторская задолженность это средства, временно отвлеченные из оборота предприятия, а кредиторская это средства, временно привлеченные в оборот.
6 Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Наиболее полным определением, на наш взгляд, может быть такое. Дебиторская задолженность как экономическая категория, выражающая финансовые отношения между дебитором (должником) и кредитором, это: один из видов оборотных активов предприятия; неполученная часть его выручки от продаж; отдельный вид отношений, возникающий из договора, а также вследствие причинения вреда и иных оснований (ст. 307 и др. ГК РФ).
7 Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии В соответствии с бухгалтерской отчетностью в составе дебиторской задолженности учитывается следующее: задолженность покупателей и заказчиков; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность учредителей по взносам в уставный капитал; авансы выданные; прочие дебиторы. В большинстве случаев задолженность покупателей и заказчиков является наибольшей и достигает 90% и более всей дебиторской задолженности. Вполне естественным в условиях рыночной экономики является достаточный уровень векселей к получению, так как отсрочка платежа покупателю под вексель является наиболее эффективной формой таких взаимоотношений. Именно по этому при управлении дебиторскойй задолженностью для предприятия очень важно, во-первых, оптимизировать размер дебиторскойй задолженности, во- вторых, обеспечить своевременное получение этой задолженности и. в-третьих, организовать соответствующим образом работу с векселями.
8 Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Дебиторская задолженность является фактором, который определяет следующее: размер и структуру оборотных активов предприятия: размер и структуру выручки от продаж: длительность финансового цикла предприятия: оборачиваемость оборотных активов и активов в целом: ликвидность и платежеспособность предприятия; источники денежных средств предприятия. В настоящее время размер и структура оборотных активов предприятий сильно изменены за счет большой доли дебиторскойй задолженности, доля которой на многих предприятиях колеблется от 3 до 90%.
9 Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии
10 Срочная дебиторская задолженность, т.е. та, по которой не наступил срок оплаты, образуется в том случае, когда применяется традиционная форма расчетов-инкассо, или оплата поручением после получения товара, а не предварительная оплата. Просроченная задолженность образуется после истечения срока оплаты, установленного договором. Просроченная задолженность требует особого внимания предприятия, так как именно из нее возникает сомнительная и безнадежная задолженность.
11 Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности (3 года), в соответствии с Налоговым кодексом РФ следует списывать на внереализационные расходы, что уменьшает в конечном счете налогооблагаемую прибыль. Причем списывать ее следует сразу после истечения срока исковой давности. Для списания такой дебиторскойй задолженности необходимо следующее: инвентаризация просроченной задолженности на счетах бухгалтерского учета; принятие мер по розыску и взысканию задолженности; письменное обоснование главного бухгалтера о необходимости списания дебиторскойй задолженности; приказ или распоряжение руководителя предприятия о списании задолженности на финансовый результат; запись в бухгалтерском учете; отражение на отдельном забалансовом счете списанной задолженности в течение пяти лет с момента списания с целью возможного ее получения.
12 Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Политика в области управления дебиторскойй задолженностью может включать следующее: сквозной анализ дебиторскойй задолженности по срокам возникновения и по перечню дебиторов с выявлением сомнительной и безнадежной задолженности; деление покупателей на три группы в зависимости от возможности применения к ним трех вариантов расчетов: предоплата, другие формы расчетов, отсрочка платежа; это должно быть сделано с учетом объема продаж по каждому из них их платежеспособности, истории взаимоотношений с каждым предприятием: определение ценовой политики в отношении каждой из трех групп покупателей с учетом возможности предоставления скидок и их размера; выявление на этой основе (с точки зрения оплаты) невыгодной продукции; определение условий (сроков, размера и др.) коммерческого кредита, предоставляемого при отсрочке платежа различным покупателям: выявление возможностей использования векселей при отсрочке платежа и их условий; выявление возможностей возникновения сомнительной (просрочен ной и безнадежной) дебиторскойй задолженности и возможных допустимых убытков при этом; выявление на этой основе способов получения долгов и уменьшения безнадежной задолженности; определение реальной (рыночной) стоимости дебиторскойй задолженности (своевременное образование резервов по сомнительным долгам); выяснение ситуаций, при которых возможны продажа или залог дебиторскойй задолженности, и условий этого; прогнозирование поступления дебиторскойй задолженности и определение способов ее получения на основе коэффициента инкассации и других механизмов.
13 Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Таким образом, основными задачами управления дебиторскойй задолженностью являются: недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, об разование просроченной дебиторскойй задолженности; по каждому случаю неплатежей должны быть приняты соответствующие меры; разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения элективной политики продаж и реализации продукции; прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторскойй задолженности; постоянный сквозной анализ дебиторскойй задолженности. Именно полнотой решения этих задач будет определяться эф фективность управления дебиторскойй задолженностью.
14 Показатели дебиторскойй задолженности Наряду с рассмотренными ранее следует отметить еще ряд показателей, которые можно использовать при анализе дебиторскойй задолженности (табл. 6.2). На наш взгляд, это наиболее полный перечень показателей дебиторскойй задолженности, дающий реальное представление о ней. Здесь следует учесть особенности расчета показателей на определенную дату и за какой-либо период. Кроме того, каждый показатель рассчитывается в нескольких видах. Очень важным показателем для планирования и прогнозирования является «Опыт прошлых лет (средний)».
15 Показатели дебиторскойй задолженности
16 Показатель длительности одного оборота дебиторскойй задолженности является одним из трех показателей, определяющих длительность финансового цикла. Как известно, он рассчитывается по следующей формуле: ФЦ = ДОО ЗАП + ДОО ДЗ – ДОО КР.З. Следовательно, увеличение длительность одного оборота дебиторской задолженности увеличивает длительность финансового цикла и наоборот.
17 Анализ дебиторскойй задолженности проводится по следующим направлениям: по срокам возникновения: дней, от 45 до 90 дней, свыше 90 дней (в соответствии с гл. 25 НК РФ); по перечню дебиторов исходя из ее размера, приходящегося на каждого дебитора (более 5% всей задолженности, от 3 до 5% и др.); по перечню дебиторов по видам дебиторскойй задолженности (имеющие отсрочку платежа, просрочившие платеж, получившие продукцию под вексель): по оборачиваемости дебиторскойй задолженности как в целом, так и по отдельным дебиторам; анализ оборачиваемости по дебиторам показывает, как срочно надо принимать меры к тем или иным дебиторам. Показатели дебиторскойй задолженности
18 Дополнительная литература 1.Белозеров, С.А. Финансы: учебник [для студентов вузов] / С.А. Белозеров, Г.М. Бродский, С.Г. Горбушина и др.; отв. ред. В.В. Ковалев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, – 928 с. 2.Бурмистрова, Л.М. Финансовые основы предпринимательской деятельности: учебное пособие для студентов вузов / Л.М. Бурмистрова. – М.: ИНФРА-М, – 240 с. 3.Володин, В.В. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник для студентов вузов / А.А. Володин, Н.Ф. Самсонов, Л.В.Смирнова и др.; под ред. А.А. Володина. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, – 510 с. 4.Колчина, Н.В. Финансовые основы предпринимательской деятельности: учебник для студентов вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.М. Бурмистрова и др.; под ред. Н.В. Колчиной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 407 с. 5.Мазурина, Т.Ю. Финансовые основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие для студентов вузов / Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай, В.С. Гроссу. – М.: ИНФРА-М, – 528 с. – (Высшее образование). 6.Румянцева, Е.Е. Финансы организаций. Финансовые технологии управления предприятием: учебное пособие для студентов вузов / Е.Е. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, – 459 с.: ил. 7.Слепов, В.А. Финансовые основы предпринимательской деятельности: учебник для студентов вузов / В.А. Слепов, Т.В. Шубина; Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова. – М.: Магистр: ИНФРА-М, – 352 с. 18
19 Дополнительная литература 1.Тютюкина, Е.Б. Финансовые основы предпринимательской деятельности: учебник для студентов вузов / Е.Б. Тютюкина. – М.: Дашков и К*, – 544 с. 2.Шохина, Е.И. Финансовый менеджмент: учебник для студ. вузов / Е.И. Шохин и др.; под ред. Е.И. Шохина. – 2-е изд., стереотип. – М.: КНОРУС, – 480 с. 3. Финансовая экономика – журнал. 4. Финансовые исследования – журнал. 5. Финансовый директор – журнал. 6. Финансы и кредит – журнал. 7.ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия – журнал. 8. Principles of Managerial Finance – 11th Edition – USA: Pearson Education, Inc., – [48], 831 [82]/ 9. The Journal of Finance. vol 61 N6: December 2006 – USA: American Finance Association,
20 Полнотекстовые базы данных Интернет-ресурсы 1. – официальный сайт Правительства РФ. 2. – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. 3. – мониторинг экономических показателей. 4. – официальный сайт Министерства финансов РФ. 5. – галерея экономистов – база данных зарубежных журналов по соответствующей тематике 20
21 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.