Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЭлла Кравчук
1 Мама. Чайковский Пётр Ильич Чайковский Пётр Ильич «Дистанционная Акмуллинская олимпиада по музыке для одаренных детей» I тур. Творческие задания Выполнила ученица 1 б класса МБОУ СОШ 7 г.Туймазы Камаловой Адели Р. – презентация на тему П.И.Чайковского «мама»
2 Мама это значит нежность, Это ласка, доброта, Мама это безмятежность, Это радость, красота! Мама это на ночь сказка, Это утренний рассвет, Мама в трудный час подсказка, Это мудрость и совет! Мама это зелень лета, Это снег, осенний лист, Мама это лучик света, Мама это значит ЖИЗНЬ!
3 Каждому известно, что нет на земле ближе и роднее человека, чем мама. Сколько детей произносят это слово! Можно найти миллионы слов, самых нежных, ласковых и теплых! С самых первых дней нашей жизни мама окружала нас своей заботой и любовью. Мама видит, как её ребенок делает первые самостоятельные шаги, слышит это первое слово – МАМА! Становясь старше, мы делимся с ней своими впечатлениями об окружающим нас мире, обо всех своих горестях радостях мы рассказываем прежде всего, ей, рассчитывая на её поддержку и понимание.
4 МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ В этой пьесе мама не всегда только ласковая, она бывает и озабоченной, грустной. (Исполняет фрагмент, 9-12-й такты.) Прислушайтесь, мелодия становится жалобной, в ней слышны вздохи, печаль. (Исполняет отдельно мелодию 9-12-ro тактов.) А аккомпанемент в этой средней части пьесы звучит тревожно и сумрачно, взволнованно. (Исполняет аккомпанемент.) У мамы ведь столько забот, тревог, волнений, беспокойств. Музыка передает эти настроения. (Исполняет фрагмент повторно.) Но эти переживания у мамы снова сменяются нежными чувствами. Прислушайтесь, музыка начинает светлеть и звучит как в начале - ласково и задумчиво. (Исполняет й, й такты.) Но тревожные, беспокойные чувства всё- таки не покидают маму, и вновь слышны и вздохи, и грусть (исполняет начало коды, й такты). Но вот мама снова улыбнулась и приласкала! (Исполняет последние шесть тактов, а затем всю пьесу целиком.)
5 По сравнению с более простой по эмоциональной гамме пьесой А. Гречанинова «Материнские ласки» (ласковой, задушевной, задумчивой) эта пьеса полна психологизма. В ней выражены разные чувства: и ласка, и озабоченность, беспокойство, встревоженность, грустная взволнованность, напряжение, печаль и светлая грусть. Пьеса написана в трёхчастной форме, с кодой. Фразировка мелодии первой части необычна. Мелодия начинается со второй доли каждого такта и оканчивается на сильной первой доле. Важно эти окончания фраз исполнять мягко. Необходимо также стремиться к объединению мелких лиг в более длинные линии (1-3-й, 4-7-й такты). В партии аккомпанемента важно услышать мелодическую линию басов, вторящих мелодии, а восьмые ноты играть тихо. В средней части (9-16-й такты) характер музыки меняется: появляются печальные, озабоченные интонации - мелкие лиги в мелодии, в которых акценты падают на разные доли тактов (сначала на первую, затем на третью и на вторую). Это смещение акцентов придаёт музыке трепетность, оттенок грустной взволнованности. Очень важно услышать самостоятельную линию спускающихся вниз басов, звучащих тревожно (9-10-й, такты), объединить их фразировкой по два такта. Аналогично средней части пьесы исполняется начало коды (25-30-й такты). Конец пьесы звучит ласково, успокоенно и просветлённо.
6 В пьесе «Мама» дана одна из лучших портретных зарисовок (нити к «Девушке с волосами цвета льна» Дебюсси и др.). Существует несколько типов портрета в музыке: портрет-характер, портрет-эмоция, автопортрет. Применимо к данной пьесе- это скорее отражение символа матери и всего, что связано с материнским началом: покой, свет, ласковость, утешение. Музыкальный портрет мамы портрет нежной, грациозной, не лишенной утонченности и изящества обладательницы спокойного и мягкого нрава. Следует отметить камерность портрета (не пышный парадный портрет). Перед нами воспевание истинной красоты женщины, у которой «величавость проста и естественна, ибо зависит не от поступи и движений, а от свойств души, и как бы свидетельствует о ее высоком происхождении...»( Ж.де Лабрюйер). Ремарка «с большим чувством и нежностью» помогает детям разобраться в характере исполняемой пьесы, настроится на нужное эмоциональное состояние. Пьеса дышит спокойствием и благородством! Мелодия звучит очень трогательно и искренне, задевая самые глубокие и потаенные струны детского сердца. От ее прозрачной певучей полифонической ткани исходит светлая умиротворенность. Во время звучания каждый ребенок вспоминает что- то свое, только ему знакомое, поэтому этот образ собирательный, похожий на всех или других мам. Вспоминаются ласковые и утешительные слова, слова сочувствия и дружеской поддержки, слова напутствия и внушения, нежные материнские руки... Как это дорого и понятно каждому ребенку, каждому слушателю! Под стать основному эмоциональному тону пьесы и избранная тональность - соль мажор (данная тональность трактуется как приемлемая для тихого радостного настроения).Радость в данной пьесе не открыто, живо пульсирует, а приглушается, мягко лучится, как бы напоминая о мягких наставлениях мамы. Характерно, что звуковой поток пьесы неторопливо течет в среднем и нижнем регистрах. Композитор не перегружает их чрезмерным массивным звучанием, оставаясь в пределах ясного легкого 3-4 х колосья, однако, приближаясь к регистру разговорной речи,сообщает музыкальной интонации большую проникновенность, выразительность и правдивость звучания. Верхний голос в пьесе дублируется в дециму. Может быть композитор хотел навсегда запечатлеть те счастливые моменты, когда вместе с любимой «мамашенькой» они исполняли «Соловья»(она пела, а юный композитор играл на фортепиано)?!А может хотел передать те минуты тихой, спокойной и упорядоченной семейной жизни, когда вся большая и дружная семья Чайковских слушала оркестриону( намек на некоторую механичность в фактуре)?! Особую выразительность мелодической ткани придает линия подголоска в теноровом голосе в левой руке. Ровность ритма нарушается в т.6 второго предложения, что наводит на мысль о сбое заведенного механизма музыкальной шкатулки, о переменах в жизни...В мелодии « плетение» из коротких мотивов ассоциируется с завитками волос, локонами... Пьеса логично выстроена в виде периода повторного строения из 2-х 16-тактовых предложений с дополнением. Структурный состав первого предложения: а а b b с с d е.Все такты сложены как мозаика из двутактов( соль мажор- уход в си минор- возврат в исходную тональность). Первое предложение заканчивается на тонике, что совсем не типично для середины периода.В этом видится какая-то законченность, обособленность предложения от следующего. Второе предложение сохраняет фразировку первого восьми такта, а далее -полное обновление: короткие мотивы в секвенции, гармонически оминоренный мажор( тревога, разлука? Но не сейчас, позже...поэтому в кадансе вновь соль- мажор) Второй 8-такт во втором предложении насыщается быстро сменяющимися отклонениями, более дробными и прихотливо рифмованными мотивами, такими деталями как неожиданные мажоро-минорные и метрические «сбивы». Любопытно, что во втором предложении композитор записывает исходный материал на этот раз в басовом ключе (в дидактических целях - руки играют уже знакомое, идут по проторенной дорожке, а глаза «изучают» басовый ключ) Тональная изменчивость в пьесе- знак изменчивости настроений или рассказ разных историй ?! Мелодия наполнена поэтической выразительностью и задушевностью,от нее исходят все прекрасные качества музыки великого русского гения: интонации ласки, сочувствия, сострадания, дружеской поддержки.
7 У пьесы очень трогательное название, много говорящее каждому сердцу. Искренность чувства, теплота интонации придают ей особое очарование. Простая незатейливая музыка оказывается очень емкой по психологической насыщенности тончайшими нюансами душевных переживаний, выраженных в гибком интонировании, тонкой гармонизации, пластичном голосоведении.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.