Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕлизавета Баранцева
1 Эволюция корпоративного управления в России.
2 Введение корпоративного управления обусловлено 2-мя причинами: отсутствием у акционеров должной квалификации или возможностей (например, если акционером является юридическое лицо); раздробленностью акционерного капитала между держателями акций, при которой невозможно организовать коллективное управление и появляется необходимость формирования специального органа управления и др.
3 Исследователи выделяют три основных модели управления корпорацией: англо-американская модель, германская и японская. высокая степень мобилизации личных накоплений через фондовый рынок и лёгкость перелива капитала между компаниями и отраслями, а также высокая информационная прозрачность компаний ориентация преимущественно на достижение краткосрочных целей, жёсткие требования к доходности инвестиционных проектов и др. Англо-американская модель
4 Германская модель приверженность долгосрочной стратегии, высокую финансовую устойчивость компаний. недостаточное внимание к правам мелких акционеров, невысокая степень информационной прозрачности.
5 Можно отметить следующие тенденции: - с бурным развитием финансово-промышленных групп в России произошёл поворот в сторону Японской модели - более закрытой, основанной на банковском контроле и финансировании; - замечено сходство с Англо-Американской моделью: в российской модели также в первую очередь стимулируется деятельность, направленная на повышение стоимости компании, её прибыльности в краткосрочной перспективе; -можно отметить и нацеленность на поддержание высокой гибкости систем управления, на приспособление компаний к внешней среде и риск. Таким образом, в России сложилась ситуация, когда ни один из типов систем корпоративного управления не доминирует, а национальная модель корпоративного управления находится в стадии формирования. - с бурным развитием финансово-промышленных групп в России произошёл поворот в сторону Японской модели - более закрытой, основанной на банковском контроле и финансировании; - замечено сходство с Англо-Американской моделью: в российской модели также в первую очередь стимулируется деятельность, направленная на повышение стоимости компании, её прибыльности в краткосрочной перспективе; -можно отметить и нацеленность на поддержание высокой гибкости систем управления, на приспособление компаний к внешней среде и риск. Таким образом, в России сложилась ситуация, когда ни один из типов систем корпоративного управления не доминирует, а национальная модель корпоративного управления находится в стадии формирования.
6 Этапы становления корпоративного управления в России: I. Период до 1987 г. Корпоративная среда в этот период похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. Основой послужили три причины: 1. Отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда. 2. Неготовность предприятий высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих. 3. Остатки тоталитарного мировоззрения в обеих системах, а отсюда низкое желание взаимного обмена опытом между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря.
7 II. Период с 1987 г. по 1991 г. В этот период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленного, в России возник и начал развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.
8 III. Период с 1991 г. по 1994 г. Начал складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые корпорации. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики.
9 IV. Период с 1994 г. по август 1998 г. Крупные зарубежные корпорации открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы. Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.
10 V. Период с августа 1998 г. по настоящее время. Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая, таким образом, ориентиры для всей российской экономики.
11 Характерными чертами эффективного корпоративного управления по определению Всемирного банка являются: - прозрачность; - раскрытие финансовой и другой информации о деятельности компании; - внутренние процессы контроля и надзора за деятельностью менеджмента; - защита и обеспечение прав и интересов всех акционеров; - независимость директоров в определении стратегии компании, утверждении бизнес-планов, принятии других важных решений, в назначении менеджеров, контроле за их деятельностью, смещении менеджеров в случае необходимости.
12 Анализируя ситуацию, связанную с развитием корпоративного управления в России, можно выделить следующие современные тенденции: - слияние «контролирующих акционеров» и «менеджеров"; - низкая вероятность расширения в ближайшие годы внешнего акционерного финансирования как принципиальной экономической предпосылки эффективного корпоративного управления; - концентрация акционерного капитала и консолидация контроля; - усиление борьбы акционеров за свои права и осознание своей роли.
13 При этом можно выделить следующие основные проблемы в системе корпоративного управления российских компаний: - информационная закрытость, особенно в части раскрытия информации о структуре собственности и реальных владельцев компании; - заказное правоприменение в решении корпоративных конфликтов, с применением так называемого "административного ресурса"; - финансовая отчётность, несоответствующая международным стандартам; - низкая эффективность мониторинга за деятельностью высшего менеджмента; - низкая эффективность и профессионализм в работе Совета директоров, незначительное число в его составе независимых директоров.
14 При этом необходимо иметь в виду, что у компаний, планирующих работать в качестве "публичных" и у компаний, намеренных существовать в качестве "закрытых" обществ, направления совершенствования корпоративного управления внутри организации существенно разнятся. Так публичные компании, осознав, что без привлечения средств новых акционеров они не смогут успешно развиваться в долгосрочной перспективе, тесно увязывают все управленческие решения к системе приоритетов инвесторов, для которых первостепенное значение имеют такие вопросы, как наличие у компании независимого и квалифицированного регистратора, достаточное количество независимых директоров в составе Совета директоров компании и эффективность их работы и Совета директоров в целом, процедура принятия решений на общем собрании акционеров и порядок участия в его работе и т.д. Для закрытых обществ же, перспективы и направления совершенствования корпоративного управления более скромные. Их программа в этой области нацелена, прежде всего, на повышение качества управленческих решений, создание эффективной системы взаимодействия и мотивации всех заинтересованных лиц. Общим же для всех корпораций является то, что если они не сумеют трансформировать системы корпоративного управления в соответствии с надлежащей международной практикой, то окажутся в невыгодной конкурентной позиции, пытаясь мобилизовать капитал для финансирования своего роста.
15 - перманентный процесс перераспределения собственности в корпорациях; - специфические мотивации многих инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанные с контролем финансовых потоков и «выводом» активов корпорации; - слабая или нетипичная роль традиционных «внешних» механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля); -значительная доля государства в акционерном капитале и вытекающие проблемы управления и контроля; - - федеративное устройство и активная роль региональных властей как самостоятельного субъекта корпоративных отношений (причем субъекта, действующего в рамках конфликта интересов - как собственник, как регулятор через административные рычаги воздействия, как коммерческий/хозяйствующий агент); - неэффективный и/или выборочный (политизированный) государственный инфорсмент (при сравнительно развитом законодательстве в области защиты прав акционеров)
16 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.