Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемтатьяна шардакова
2 ПРОГРАММА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАММОТНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-10 КЛАССОВ Информация – общечеловеческая культурная ценность и интеллектуальная собственность. Методическое объединение библиотекарей уч. год Подготовила Шардакова Т. В., Библиотекарь МОУ СОШ 1
3 1 КЛАСС (2 ЧАСА ) Т е м а 1. « Волшебный мир библиотеки » (1 ч ) Знакомство с библиотекой. Основные библиотечные понятия : « библиотекарь », « читатель », « формуляр читателя », « книжная полка », « ящик для выбора книг ». Библиотека и читатель : как записаться в библиотеку ; правила пользования библиотекой. Формы работы : беседа, литературная игра - викторина с элементами театрализации, книжная выставка. Т е м а 2. « Твой друг книга » (1 ч ) Значение книги и чтения в жизни человека. Понятие о библиотечном фонде : разнообразие тематики, жанров и форм печатных издании. Элементы КНИГИ : обложка, корешок, страницы. Правила обращения с книгой и гигиена чтения. Приемы мелкого ремонта книги. Формы работы : беседа - выставки « Книги просят защиты », ролевая игра, кукольный спектакль.
4 2 КЛАСС (4 ч ) Т е м а 1. « Поиск книг ведут ученики » (2 ч ) Открытый доступ к книжному фонду библиотеки. Порядок расстановки книг в фонде ( место книг различной тематики и жанров ). Понятия : « книжный стеллаж », « полочный разделитель », « закладки ». Помощники в выборе книг : книжная выставка, тематическая полка. Первое знакомство с каталогом : каталожный ящик, каталожная карточка. Самостоятельный поиск книг по автору, названию, теме. Формы работы : беседа, ролевая игра « Найди книгу », практикум. Т е м а 2. « Книжкины подсказки » (1 ч ) Навык определения примерного содержания книги по основным элементам : титульный лист, содержание, иллюстрации. Знакомство с понятиями « автор », « художник - оформитель ». Назначение иллюстраций и рисунков в детской книге. Писатели художники детских книг Формы работы : урок - обсуждение, выставка конкурс на лучшую иллюстрацию обложки любимой книги, урок творчества « Мастерим книгу сами ». Т е ма 3. « Кто стучится в дверь ко мне ?..» (1 ч ) Понятие о периодической печати. Газеты и журналы как печатные издания, отличие их от книг. Создатели газет и журналов : журналист, корреспондент, редактор. Формы работы : беседа, игра - путешествие, ролевая игра, обзор, выставка просмотр периодических паданий, презентация детской газеты или журнала.
5 3 КЛАСС (4 ч ) Т е м а 1. « Библиотеки всякие нужны, библиотеки всякие важны » (1 ч ) Понятие о видах библиотек : массовые, детские, специальные. Первые школьные библиотеки Древней Руси. Национальная библиотека главная библиотека страны. Понятие о структуре библиотеки : абонемент, читальный зал, книгохранилище. Формы работы : рассказ, беседа, видео просмотр, экскурсия. Тем а 2. « Почемучкины книжки » (2 ч ) Понятие о научно - познавательной литературе. Разнообразие научно познавательных книг. Творчество известных писателей популяризаторов науки. Отличие научно - познавательной литературы от художественной. Серийные издания научно - познавательной детской книги и их оформление. Формы работы : беседа, книжная выставка, игра - викторина, просмотр издании. Т е м а 3. « Великие изобретения человечества » (1 ч ) Изобретение бумаги. Изобретение письменности. Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. Изобретение печатного станка ( Иоганн Гутенберг ). Формы работы : беседа, урок - визуализация.
6 4 КЛАСС (4 ч ) Т е м а 1. « Что ? Где ? Когда ?» (3 ч ) Понятие о Справочных изданиях : энциклопедии, справочники, словари. Расположение информации в справочных изданиях. Начальные понятия о библиографии и ее назначении. Структура справочных изданий : алфавитное расположение материала, вспомогательные указатели, рекомендательные списки. Компьютер в библиотеке : знакомство с электронными справочниками и энциклопедиями. Формы работы : беседа, выставка - просмотр, игра - викторина. Т е м а 2. « В глубине веков : из истории библиотек » (1 ч ) Возникновение библиотек в государствах древнейших цивилизаций. Их задачи в обществе. Александрийская библиотека. Библиотеки средневековья. Библиотеки Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Понятие о рукописной книге. Формы работы : беседа, мультимедийная презентация, видео просмотр, интегрированный урок.
7 5 КЛАСС (4 ч ) Т е м а 1. « Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить » (2 ч ) Инкунабулы первые печатные книги. Книга книг Библия. Редкие издания Библии в фондах Национальной библиотеки. Искусство оформления книги. Появление « Букваря » и первых детских книг. Формы работы : беседа, урок - презентация, книжная выставка, экскурсия. Т е м а 2. « Вдумчивый читатель » (2 ч ) Углубление знаний о справочном аппарате : аннотация, предисловие, послесловие, комментарии. Использование полученных ранее знаний при выборе книги и работе с ней. Способы чтения : визуальный просмотр, выборочное чтение, полно - текстовое чтение. Составление отзыва на прочитанную книгу. Ведение читательской картотеки, дневника. Формы работы : беседа, практикум.
8 Т е м а 1. «В царстве книжном очутиться, да чтоб там не заблудиться» (2 ч) Формирование представления о структуре справочно-поискового аппарата библиотеки; алфавитный каталог, систематический каталог, электронный каталог. Использование каталогов для поиска информации. Взаимосвязь титульного листа книги и каталожной карточки. Понятие о шифре книги и его назначении. Понятие о выходных данных книги: место выпуска издания, название издательства. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках. Формы работы: беседа, ролевая игра, викторина-поиск, практикум. Те м а 2. «С информацией на "ты"» (2 ч) Использование новых информационных технологий в библиотеке. Понятие об электронных носителях: дискеты, CD-ROM, DVD-ROM. Поиск информации на CD и. ее копирование. Медиатека в школе. Услуги медиатеки. Правила пользования. Понятие об Интернете. История создания Интернета. Безопасная работа учащихся в Интернете. Формы роботы: беседа-консультация, практикум, час самообразования. 6 КЛАСС (4 ч )
9 Т е м а 1. «За страницами учебника» (2 ч) Научно-популярные книги для подростков. Основные жанры и виды: биографические очерки, мемуары, публицистические произведения. Серии книг по естественным наукам и технике, их тематика. Использование научно-справочного аппарата книги. Способы чтения научно-популярной литературы. Научно-популярные периодические издания для подростков Формы работы: беседа практикум, лекция-обзор, интегрированный урок. Т е м а 2. «От поиска к познанию» (2 ч) Библиография как наука. Система картотек, их разнообразие. Научно-справочный аппарат книжного издания и его использование. Электронные тематические базы данных (БД). Информация на сайтах и в Интернете. Формы работы: беседа-диалог, деловая игра поиск. 7 КЛАСС (4 ч)
10 Т е м а 1. «А ларчик просто открывался...» (2 ч) Понятие об информационном запросе. Алгоритм формирования библиографического запроса: адресного, фактографического, тематического. Исследовательность проведения розыска информации. Критическая оценка найденной информации. Осуществление самостоятельного поиска. Формы работы: практикум, библиотесты. Т е м а 2. « Искусство читать это искусство мыслить» (2 ч) Психология чтения. Цель чтения. Современные технологии чтения. Виды памяти и приемы запоминания. Рациональные приемы работы над книгой: ознакомительный, изучающий, поисковый. Понятие о вторичном документе: доклад, реферат, конспект, резюме, тезис, рецензии. Способы аналитико-синтетической переработки текста. Библиографическое оформление. Правили цитирования источников на различных носителях. Формы работы: беседа-практикум, библиоринг, интегрированный урок. 8 КЛАСС (4 ч)
11 Т е м а 1. «Сокровищницы богатств человеческого разума» (12 ч) Понятие об основных фондохранилищах информационных ресурсов страны: Президентская библиотека РБ; Поиск в онлайновых каталогах и базах данных. Поиск но автору, заглавию, ключевым словам, году издания и т. д. Использование информационных технологий в учебной и творческой деятельности школьника. Формы работы: экспресс-информация, мультимедийная презентация, практикум. Тема: 2. Культура использования информации (1 ч.) Нормы информационного поведении личности. Правила пользования различными видами библиотек. Понятие о межбиблиотечном абонементе (МБА). Правила пользования МБА. Правовые аспекты информационного поведения личности. Информация - общечеловеческая культурная ценность и интеллектуальная собственность. Формы работы: лекция-диалог. 9 КЛАСС (4 ч )
12 Тема 1. Информационная эвристика (3 ч) Полнотекстовые БД. Каталоги в сети Интернет. Поиск информации в Интернете. Информационные поисковые системы :Yandex, Ramdler и др. Онлайновые путеводители ресурсов Интернета как источники тематического поиска. Тема 2. Культура использования информации (1 ч.) Нормы информационного поведения личности. Правила пользования различными видами библиотек. Понятие о межбиблиотечном абонементе (МБА). Правила пользования. Информация – общечеловеческая культурная ценность и интеллектуальная собственность. Формы работы: лекция –диалог. 10 класс (4 ч )
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.