Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлина Свечина
2 Я убеждена, что мы – классные руководители - можем внести огромный вклад в воспитание подрастающего поколения, а значит в будущее нашей страны.
3 Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены: в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации; в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; в статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации Об образовании.
4 В законе Российской Федерации Об образовании говорится: Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте.
5 Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад.
6 Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй. Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.
7 Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны В.А. Сухомлинский
8 «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими, перед страной». А.С. Макаренко
9 А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Ребёнок будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
10 Основополагающие принципы 1. Семья не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования личности. 2. Семья – приоритетная сфера педагогической работы. 3. Гимназия – партнер семьи в воспитании личности.
11 Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру. Семья это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Значение семьи в становлении личности ребёнка
12 Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру \\\\\\ В семье ребенок включается в вв во все жизненно важные виды деятельности- интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие.
13 СЕМЬЯ – ЭТО: И трудовой коллектив, И моральная опора, И высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), И пространство для отдыха, И школа доброты, И многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми.
14 Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру Семья будет охранять тебя от всех бед
15 Принципы семейного воспитания Принципы семейного воспитания - дети должны расти и воспитываться в атмосфере любви и счастья; -родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нём лучшего; -воспитательные воздействия должны строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей; - единство уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в систему семейного воспитания;
16 Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей; воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке; все виды деятельности, организуемые в семье с целью развить ребёнка, должны быть построены на игре; оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
17 Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач современной школы.
18 Ожидаемые результаты 1. Объединение усилий семьи и гимназии в решении проблем ребенка. 2. Создание единого образовательного пространства. 3. Формирование устойчивой положительной мотивации к сотрудничеству между родителями и педагогами. 4. Модель распространения положительного опыта взаимодействия семьи и гимназии.
19 ЗАДАЧА 1 Выявление и реализация потребностей родителей в педагогических знаниях. Установление контакта с родителями для более близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизации их в жизни гимназии и класса._____________________
20 Методика определения ценностно-ролевых ориентиров обучающихся и родителей. Хмелёв Е. А. Анализ результатов на начало уч.г.
21 Из диаграммы мы видим, что коэффициент удовлетворённости деятельностью школы родителями – высокий. Таким образом, результат отражает положительное отношение родителей к выбранным методам воспитательной работы классного руководителя и гимназии в целом. Коэффициент удовлетворённости школьной жизнью обучающихся находится на среднем уровне. Это говорит о том, что большая часть ребят довольна общественной школьной жизнью (участие во внеклассной деятельности), однако не всегда удовлетворена своими учебными успехами.
22 Таким образом, исходя из данных первичной диагностики, были выявлены положительные моменты, а так же ряд проблем: Положительные моменты Проблемы Средний уровень творческой активности членов классного коллектива На хорошем уровне развиты такие качества личности учащихся как: любознательность, позитивное отношение к природе Высокий уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения Родители – активные участники образовательного процесса На среднем уровне развития находятся такие качества личности учащихся как: ответственность, дисциплинированность Не достаточно хорошо сформирована гражданская позиция Преобладает средний уровень воспитанности учащихся Средняя психолого- педагогическая компетенция родителей
23 Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы психолого- педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества, изучение школьной документации (личного дела школьника, его медицинской карты и др.)
24 Важнейшей формой работы считаю посещение семей учащихся. Огромный диагностический материал классному руководителю (учителю) дает посещение семей школьника. При посещении семьи для классного руководителя может быть интересна следующая информация:
25 Состав родителей и общие сведения о них (Ф.И.О., год рождения, образование, специальность, сфера деятельности, номер домашнего и рабочего телефона). Общие сведения о детях (количество, возраст, интересы). Жилищные условия, материальная обеспеченность. Общая атмосфера, микроклимат в семье: как складываются отношения между родителями и детьми, другими членами семьи. Поэтому желательно, чтобы учитель пришел, когда дома будут взрослые.
26 Общий порядок в доме: есть ли у школьника специально выделенное место для занятий, где находятся его вещи, учебные принадлежности, книги, игрушки. Есть ли в доме радио, телевизор, домашняя библиотека, что читает ребенок. Как организуется свободное время ребенка. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Кто в основном занимается учеником или контролирует его учебную деятельность. Выполняется или нет режим дня. Какие трудовые обязанности имеет ребенок в семье. Отношение родителей к взглядам ребенка на свои успехи в учебе, поведении, перспективы будущей профессиональной деятельности. Деятельность родителей. Семейные профессии. Традиции. Самостоятельный выбор ребенка. Совпадение взглядов семьи и школы в оценке воспитанности школьника и эффективности мер, направленных на повышение его образовательного уровня, воспитанности и общего развития. Увлечения в семье. Чем увлекаются старшие члены семьи. Приобщены ли дети к этим увлечениям. Как родители формируют познавательные интересы, организованность, настойчивость, трудолюбие ребенка, используя его увлечения.
27 На основе диагностической работы по изучению семьи составляется социальный паспорт класса, гимназии, выделяются типы семей, и планируется дифференцированная работа с ними, составляются акты обследования семей.
28 ЗАДАЧА 2 Создать условия для совместной деятельности
29 КАК? - психолого-педагогическое просвещение родителей; - вовлечение родителей непосредственно в учебно-воспитательный процесс; - участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом.
30 Вовлечение родителей непосредственно в деятельность класса и гимназии: путем организации совместных праздников, акций: День здоровья, «Папа, мама я – спортивная семья», Рождественские праздники, праздничные концерты к Дню матери и Международному женскому дню и т.п.; участия в проектах.
31 Внешние влияния в собственные компетенции преобразует совместная деятельность детей и взрослых. Эта деятельность должна быть ориентирована на общечеловеческие ценности, должна быть коллективно организованной, творческой и социально значимой.
32 Проект «Новогодняя открытка» на «Русском радио» Конкурс текстов открытки «Мозговой штурм» Экскурсия на радио Мастер-класс у ведущих «Русского радио» Запись открытки с участием КАЖДОГО ученика класса Прослушивание Новогоднего поздравления всей семьёй!
33 Очень интересный мой опыт – участие в конкурсе профессионального мастерства «Самый классный Классный», когда честь гимназии защищал наш общий коллектив: классный руководитель, ребята и их родители.
34 Проект гимназии Вместе в будущее
37 Родители - активные участники жизнедеятельности класса. Дети на конкретных примерах познают ценностные ориентации родителей, их опыт, что убеждает действеннее любых бесед и разъяснений. Родителей, педагогов и ребят нашего класса объединяет одна цель.
38 . На мой взгляд, родителям важно видеть, что гимназия идёт в ногу со временем. Я активно использую ИКТ: в организации проектно- исследовательской деятельности школьников в формировании и развитии классного пресс- центра в своей организационной работе как классного руководителя в организации взаимодействия с родителями, социумом в организации, проведении КТД.
39 Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого- педагогическому просвещению родителей.
40 Тема Класс 1Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы 5 2 Физкультура и спорт в жизни школьника 5 3О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника 5 4Телевидение и пятиклассник 5 5Друзья моего ребенка. Кто они, какие они?6 6 Как сохранить здоровье ребенка 6 7Компьютер в жизни школьник. «За» и «против».6 8Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?6 9Этот трудный подростковый возраст 7 10О детском одиночестве 7 11Собрание-практикум. Подросток в мире вредных привычек 7 12Ответственность и безответственность. Надо ли с этим бороться?7 Темы родительского всеобуча
41 Родительские собрания. Общешкольные родительские собрания проводятся по параллелям 1-2 раза в год. На них обсуждаются вопросы, связанные с основными направлениями, задачами и итогами работы гимназии. Классные родительские собрания проводятся один раз в месяц На них обсуждаются задачи и планирование учебно- воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, рассматриваются актуальные педагогические проблемы.
42 Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители и, если это необходимо, ученики и классный руководитель. Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, социальный педагог, учителя-предметники. Родительское собрание – монолог классного руководителя – наименее удачная форма его проведения.
43 Важно всегда помнить особенность всех собраний: о чем бы на них не шла речь, как бы ни взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, совместно с наиболее заинтересованными родителями, разработать до уровня планового задания и приступить к реализации. Поэтому необходим протокол родительского собрания.
44 К нетрадиционным формам работы по психолого-педагогическому прсвещению родителей можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, презентации семейного опыта.
45 Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Учитель определяет вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.
46 Родительские тренинги – это активная форма работы с родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга. Я стараюсь включать элементы тренинга в родительские собрания.
47 Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.
48 Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением. Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития гимназии и участвовать в управлении школой через: – Родительские комитеты (классные и общешкольные); – Родительские Советы или Клубы (отцов, матерей); – Попечительские Советы; – Общественные благотворительные фонды, учреждаемые родителями. В нашей гимназии это с успехом реализуется.
49 Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.
50 Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Интересная форма работы - организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки – это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор. Кроме таких уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.
51 По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей обучающихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу гимназии с проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав обучающихся в различных инстанциях.
52 Родительские Клубы проводят индивидуальную работу с детьми, требующими дополнительного педагогического внимания, организуют совместные праздники, досуговую деятельность родителей и обучающихся.
53 Попечительский Совет в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ «Об образовании» является формой самоуправления общеобразовательным учреждением. Регламент, содержание и организация деятельности Попечительского Совета определяется положением о Попечительском Совете, который разрабатывается общеобразовательным учреждением.
54 Председатель Попечительского Совета гимназии - Алексей Павлович Фомичёв – папа обучающегося нашего класса Степана Фомичёва. А.П. Фомичёв – активный участник жизнедеятельности гимназии, неоднократно награждён Грамотами различных уровней.
55 Общественный Благотворительный Фонд развития школы – некоммерческая организация, учредителем которой могут быть родители, обучающиеся и педагоги школы. Фонд имеет свой Устав, банковский счет. Цель создания Фонда – объединение сил, добровольного труда и добровольных имущественных и финансовых взносов, пожертвований и иных ресурсов и возможностей родительской общественности, а также других граждан и юридических лиц для реализации права на осуществление благотворительной деятельности по:
56 поддержке образования, культуры, духовного развития личности учащихся школы, совершенствованию его учебно-материальной базы и образовательного процесса; защите материнства, детства и отцовства; укреплению престижа и роли семьи в обществе; развитию партнерства между школой, семьей и окружающим местным сообществом; охране здоровья, пропаганде здорового образа жизни; развитию физической культуры и массового спорта; охране окружающей среде.
57 Повышение квалификации педагогов школы для работы с родителями. Главный принцип работы педагога с родителями, как утверждает В.М. Лизинский, - не родители помогают школе, а школа помогает родителям в воспитании их собственных детей. Педагог должен быть научен продуктивному взаимодействию с родителями. Формы обучения могут быть разнообразные: самообразование (изучение положительного опыта коллег, соответствующей литературы, участие в тренингах, проблемно-ситуационных играх, педагогические советы).
58 ЗАДАЧА 3 Мониторинг результатов совместной деятельности учителей, родителей, детей
59 Область рисков работа с ними. Риски Выход Пассивность, безразличие родителей Убеждать, повышать интерес, самим быть активными и интересными Занятость Повышать мотивацию к общению с собственными детьми Временное (длительное) отсутствие классного руководителя Активное включение в деятельность заместителя и членов родительского комитета
60 Результаты Авторитет родителей в семье. Нравственные качества школьников. Понимание родителями значимости совместной работы. Создание атмосферы сотрудничества Позитивные изменения взаимоотношений школьников с учителями и их родителями.
61 Системно-деятельностные компетенции Способность к анализу и синтезу Базовые знания основ психологии Способность применять знания на практике Способность адаптироваться к новым ситуациям
62 Компетенции самоорганизации самоуправления Уверенность в себе Способность к самокритике Способность к рефлексии Способность адалтироваться Способность брать на себя ответственность
63 Компетенции социального взаимодействия Навыки межличностных отношений Социальная компетентность Способность учитывать точку зрения и интересы других
64 Для успешного взаимодействия Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
65 Литература: Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 1999 г., Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н., Левит М.В., Лизинский В.М., Морозова Т.В., Плахова Л.М., Полянская Н.Я. Педсовет: идеи, методики, формы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г. Журналы «Классный руководитель» Зыкова К.С. Совместная работа школы и семьи. Обобщение опыта работы школы 28 г. Томска – Т., 2000 г. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., ч.I,. Макаренко А.С. Книга для родителей. Пед. соч.: в 8 т. – М., 1995 г., Степанов Е.Н. и др. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г., Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: 1979 г. Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России. Методические рекомендации «О взаимодействии образовательного учреждения с семьей». Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., педагогическое общество России, 1999 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.