Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛюдмила Дунина
2 ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ 1. Образование как механизм развития личности и общества в целом 2. Две модели образования 3. Педагогический процесс 4. Целостность педагогического процесса 5. Закономерности педагогического процесса 6. Этапы педагогического процесса СЛАВИНСКАЯ О. В. БГУИР
3 Специально организованные воспитательные системы, в которых реализуется воспитательная ( в т. ч. обучающая ) деятельность, называются ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ, а процессы, которые в них протекают – ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
4 ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДВИЖЕНИЕ ОТ ЦЕЛИ К РЕЗУЛЬТАТУ Процесс – движение вперед, изменение
5 Образование Часть жизнедеятельности личности Одна из важнейших сфер общества
6 ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ Главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, а подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики o Адаптация личности к динамично изменяющемуся социуму o Формирование готовности жить и работать в новых условиях, преобразовывать окружающий мир посредством создания новой культуры, технологий, основанных на отношениях охранно - созидательного типа с природой и обществом Особое значение : процессы сознательного самоизменения, саморазвития личности
7 ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ воспроизводство развитие культура, опыт, деятельность людей общество, личность теоретическая ( знаниевая ) универсальная ( способность на я или деятельностная )
8 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ обеспечивает трансляцию культурно - исторического опыта от поколения к поколению ; воспроизводство « готовых », « завершенных » знаний, умений, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций ( культурных, социальных, экономических и т. д.). назад
9 УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ подготовка людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях АКЦЕНТ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ СМЕЩЕН С ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЗНАНИЙ НА РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ назад
10 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников Педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, направленных на сознательное и прочное усвоение последними системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике Знаниевая модель - устарело Так есть ЗУН или нет ?
11 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, соответствующий универсальной модели образования, ориентирован на развитие личностных способностей и учет индивидуальных особенностей обучающихся благодаря их согласованной совместной учебно - поисковой деятельности в соответствии с ценностями и целями образования Важнейшей задачей обучения выступает не только усвоение конкретной информации ( конкретного учебного материала ), а прежде всего овладение способами этого усвоения, способами мышления и деятельности, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала личности. Тогда содержание образования в универсальной образовательной модели становится деятельностным
12 К ЧЕМУ СТРЕМИТСЯ ОБРАЗОВАНИЕ ? ГРУППЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ : ( Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев и др.) 1) способность действовать в уникальных ( новых, постоянно меняющихся ) ситуациях 2) способность к общению, продуктивной кооперации и сотрудничеству ЛИЧНОСТЬ : способная к самоопределению, выбору, рефлексии ; с развитым творческим, системно - ситуационным, глобальным мышлением ; обладающая обобщенными способами различных видов деятельности ;. готовая к самообразованию и самосовершенствованию, самореализации, продуктивному сотрудничеству ; решению различных задач в новых условиях.
13 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Важнейшей специфической особенностью педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении является практическое ( в т. ч. производственное ) обучение, составляющее главный его компонент, т. к. обучение направлено на овладение Важнейшей специфической особенностью педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении является практическое ( в т. ч. производственное ) обучение, составляющее главный его компонент, т. к. обучение направлено на овладение профессией
14 Специфика педагогического процесса Педагогический процесс это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Назад к слайду 32 Назад к слайду 32
15 Сущность и структура педагогического процесса Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают: система образования в целом, учреждение образования, учебная группа, учебное занятие и другие. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Объект он же субъект. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, обучающегося.
16 Сущность и структура педагогического процесса Анализ – по критериям. Критерий – рядоположности, позволяющим выделить в исследуемой системе основные составные части Компоненты системы «учреждение образования», в которой протекает педагогический процесс, педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
17 Сущность и структура педагогического процесса o Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов o Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу o Деятельностный (организационный) взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат o Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью
18 Сущность и структура педагогического процесса
19 Педагогический процесс - процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно значимых целей Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса педагогическое взаимодействие Предмет труда Средства труда Продукт труда Время протекания
20 Предмет труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера назад
21 Средства труда - знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, виды деятельности, на которые педагог должен уметь переключить обучающихся, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния. Это духовные средства труда назад материальные духовные
22 Продукт труда - Глобально – воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек Частный процесс – отдельные качества личности в соответствии с общей целевой установкой назад
23 Целостность педагогического процесса Педагогический процесс внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А. Данилов) Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1)в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2)в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3)в наличии общего и сохранении специфического Схема слайда 22 Схема слайда 22
24 ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Общая цель профессиональной школы – разностороннее, гармоническое развитие личности – предполагает единство ее образованности, воспитанности, общей и профессиональной развитости. Цель = 3 основных взаимосвязанных функции : o образовательная, o воспитательная, o развивающая Если пед процесс – урок, какие и сколько целей у него будет ?
25 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ заключается в формировании у обучающихся системы научных, технических, технологических и производственных знаний – фактов, законов, закономерностей, теорий, явлений, процессов ;заключается в формировании у обучающихся системы научных, технических, технологических и производственных знаний – фактов, законов, закономерностей, теорий, явлений, процессов ; в формировании способностей применять полученные знания, умения и навыки для решения учебных и производственных задач ;в формировании способностей применять полученные знания, умения и навыки для решения учебных и производственных задач ; в формировании у обучающихся общенаучных, политехнических и специальных профессиональных умений ;в формировании у обучающихся общенаучных, политехнических и специальных профессиональных умений ; в закреплении, совершенствовании, расширении и углублении полученных знаний, навыков и умений.в закреплении, совершенствовании, расширении и углублении полученных знаний, навыков и умений. Осуществление образовательной функции является основой педагогического процесса. Оно в решающей степени определяет успешность осуществления других функции педагогического процесса
26 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ проявляется в том, что обучение постоянно – независимо от того, как рассматривает этот вопрос педагог – воспитывает обучающихся. Это объективная закономерность педагогического процесса. В воспитательном отношении нейтральным обучение быть не может. Основная задача преподавателя, мастера ПОУО, воспитателя – максимально использовать воспитательные возможности педагогического процесса для формирования у обучающегося лучших качеств
27 ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ УЧЕТ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ В РЕШЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ.ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ УЧЕТ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ В РЕШЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ. « Добавить » воспитательные моменты в познавательный процесс нельзя « Добавить » воспитательные моменты в познавательный процесс нельзя
28 РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ проявляется в формировании у обучающихся рациональных приемов мышления : анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д.;в формировании у обучающихся рациональных приемов мышления : анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д.; в развитии познавательной и созидательной активности и самостоятельности ; познавательных интересов и способностей ; воли, настойчивости в достижении цели, умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию ;в развитии познавательной и созидательной активности и самостоятельности ; познавательных интересов и способностей ; воли, настойчивости в достижении цели, умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию ; в развитии внимания, памяти, речи, воображения ;в развитии внимания, памяти, речи, воображения ; в формировании культуры учебного и производственного труда.в формировании культуры учебного и производственного труда. Развитие обучающихся – это результат педагогического процесса. Учение является источником развития, оно ведет за собой развитие и всегда идет впереди него
29 Целостность педагогического процесса В чем заключается целостность педагогического процесса? 1. В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели формированию всесторонне и гармонически развитой личности. 2. В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой. 3. В том, что все процессы, образующие общий педагогический процесс, протекают в одних и тех же условиях. 4. В том, что педагогический процесс не делится на составные части. 5. В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями. 6. В том, что все процессы, образующие педагогический процесс, имеют общую методологическую основу
30 Общие закономерности педагогического процесса В ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ОТРАЖАЮТСЯ ОБЪЕКТИВНЫЕ, НЕОБХОДИМЫЕ, СУЩЕСТВЕННЫЕ, ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ СВЯЗИ
31 Общие закономерности педагогического процесса 1 Закономерность динамики педагогического процесса 2 Закономерность развития личности в педагогическом процессе 3 Закономерность управления учебно - воспитательным процессом 4 Закономерность стимулирования 5 Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе 6 Закономерность единства внешней ( педагогической ) и внутренней ( познавательной ) деятельности 7 Закономерность обусловленности педагогического процесса
32 Закономерность динамики педагогического процесса Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу тот учащийся будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты. назад
33 Закономерность развития личности в педагогическом процессе Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия. назад
34 Закономерность управления учебно-воспитательным процессом Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1)интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2)величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых. назад
35 Закономерность стимулирования Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1)действия внутренних стимулов (мотивов) учебно- воспитательной деятельности; 2)интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов. назад
36 Закономерность чувственного, логического и практики в педагогическом процессе Эффективность учебно- воспитательного процесса зависит от: 1)интенсивности и качества чувственного восприятия; 2)логического осмысления воспринятого; 3)практического применения осмысленного. назад
37 Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) педагогического процесса Эффективность педагогического процесса зависит от: 1)качества педагогической деятельности; 2)качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых. назад
38 Закономерность обусловленности педагогического процесса Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: 1)потребностей общества и личности; 2)возможностей (материально-технические, экономические и другие) общества; 3)условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и другие). назад
39 Этапы педагогического процесса o o ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ o o ОСНОВНОЙ o o ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
40 ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА функции звеньев педагогического процесса следующие : постановка цели, мотивация и стимулирование познавательной деятельности обучающихся ; постановка цели, мотивация и стимулирование познавательной деятельности обучающихся ; сообщение обучающимся учебного материала, руководство их познавательной деятельностью при самостоятельном усвоении знаний ;сообщение обучающимся учебного материала, руководство их познавательной деятельностью при самостоятельном усвоении знаний ; руководство закреплением и совершенствованием знаний обучающихся ;руководство закреплением и совершенствованием знаний обучающихся ; руководство деятельностью обучающихся по применению знаний на практике,руководство деятельностью обучающихся по применению знаний на практике, формирование навыков и умений ;формирование навыков и умений ; анализ достижений обучающихся, проверка и оценка их знаний, навыков и уменийанализ достижений обучающихся, проверка и оценка их знаний, навыков и умений
41 ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Задача педагога – творчески применять эту схему педагогического процесса, находить его различные варианты, наиболее эффективные и творчески обоснованные пути движения обучающихся к знаниям, навыкам и умениям и развитию их способностей
42 А. ДИСТЕРВЕГ Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир
43 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Основы педагогики : учебное пособие / Под общ. ред. А. И. Жука. – Минск : Аверсэв, Подласый, И. П. Педагогика : учеб. / И. П. Подласый. – изд. 2. – М., Материалы страницы « Фитнес для мозга » facebook. – Режим доступа : страницы « Фитнес для мозга » facebook. – Режим доступа :
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.