Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлександра Жеребцова
1 Основные парадигмы в международно- политических науках Лекция. Тема 2.
2 Вопросы для обсуждения 1. Общая характеристика классических парадигм в науках о международных отношениях 2. Политический реализм и его течения. 3. Политические либерализм и его направления. 4. Радикальная парадигма в международно-политических науках.
3 1. Общая характеристика классических парадигм в науках о международных отношениях реализм либерализм радикализм В каждой парадигме существуют классическая, неклассическая и постклассическая версии.
4 Характеристики международных отношений Реализм НеолиберализмРадикализм Характер международной среды Анархия ["помоги себе сам"] Анархия ограничена или смягчена международными институтами Анархия, которой присущ империалистический и эксплуататорский характер
5 Характеристики международных отношений Реализм НеолиберализмРадикализм Главные действующие лица (акторы) Государство как главный и, по сути, единственно значимый актор Государство, международные организации Государства - классы.
6 Характеристики международных отношений Реализм НеолиберализмРадикализм Способ взаимодействия международных акторов Конфликтность взаимодействий между государствами, опера- вьющимися на национальные интересы и озабоченным и национальной безопасностью Конфликтность сохраняется, но сотрудничество как ведущий международный процесс возможно в рамках международных организаций Конфликтный характер "мир- системы", обусловленный целенаправлен- ной стратегией США и других стран, составляющих центр "мир- системы"
7 Характеристики международных отношений Реализм НеолиберализмРадикализм Основная проблема международных отношений Дилемма безопасности (главным образом в военном измерении) Дилемма безопасности (главным образом в ее экономическом измерении) Несправедливое распределение ресурсов между центром и периферией мир-системы
8 Характеристики международных отношений Реализм НеолиберализмРадикализм Регулирование международных отношений Сила и баланс сил - главный регулятор МО Рыночные механизмы (спрос, конкуренция). Возрастет роль права и международных институтов в регулировании МО и связанная с этим их демократизация. Основной регулятор - борьба "государств (и регионов) - классов"
9 Характеристики международных отношений Реализм НеолиберализмРадикализм Основная тенденция современного этапа между- народных отношений Движущим мотивом международной политики остаются национальные интересы, а существом международной политики - борьба за власть и силу Возрастание взаимозависимости мира и, соответствен- но, значения совместных интересов и ценностей Усиление "не- симметричности" взаимозависимости и вытекающая из этого борь- ба между "периферией" и "центром" мир-системы
10 Характеристики международных отношений Реализм НеолиберализмРадикализм Представители Ганс Моргентау, Реймон Арон Кеннет Уолц, Самюэль Хахантингтон Греневиль Кларк, Луис Сон Имануил Валерстайн, Йохан Галтунг, Роберт Кокс, Самир Амин
11 2. Политический реализм и его течения. Отцом-основателем теории политического реализма считается Ганс Моргентау (1904 – 1979), профессор Чикагского университета. Его авторству принадлежит книга «Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир», Нью-Йорк, 1961.
12 Г. Моргентау сформулировал шесть принципов политического реализма (классический реализм): 1.Политика, как и общество в целом, подчинена объективным законам, которые коренятся в человеческой природе. Действие этих законов не зависит от нас; любая попытка их изменения будет заканчиваться неудачей. Поэтому может существовать только рациональная теория, которая описывала бы эти законы. Такая теория должна основываться на реальных фактах, а не на субъективных суждениях, не имеющих ничего общего с действительностью.
13 2. Ключевой категорией политического реализма является понятие интереса, определенного в терминах власти. Без этого понятия теория политики была бы невозможна, т.к. невозможно было бы отделить политические явления от неполитических (например, от экономических, понимаемых в категории интереса, определенного как богатство).
14 3. Понятие интереса раскрывает суть политики государства и не зависит от конкретных обстоятельств места и времени. Основным критерием правильности внешней политики государства является отстаивание им национальных интересов. Тип интереса, определяющего политические действия в конкретный исторический период, зависит от политического и культурного контекста, в рамках которого формируется политика.
15 4. Реализм признает неизбежность несоответствия морального императива и требований успешной политики. Универсальные моральные принципы неприложимы к государственной деятельности в своей абстрактной форме и должны быть пропущены через конкретные обстоятельства места и времени. Высшей добродетелью и принципом политической морали является учет последствий политических действий государств.
16 5. Реализм отрицает торжество морали конкретной нации (государства). Все нации реализм рассматривает как изначально равные политические образования, преследующие свои интересы, определенные в терминах власти.
17 6. Реализм признает существование и важность неполитических феноменов, но рассматривает их с точки зрения их влияния на политическое поведение международных акторов. Как показывает опыт международных отношений и факт неизменности человеческой природы, надежды на изменение характера международных отношений, создание нового мирового порядка, основанного на законности и праве нет.
18 Ганс Моргентау ( ) американский политолог, общепризнанный основатель и глава школы политического реализма, ведущий теоретик США по внешнеполитическим вопросам.
19 НЕОРЕАЛИЗМ (структурный реализм, структурализм) С 60-ых годов происходят изменения в мире, связанные с появлением интеграционных процессов и международных организаций, как правительственных, так и неправительственных. На этом фоне реализм Ганса Моргентау подвергается критике, его считают ошибочным. В результате критики с 70-х годов в политической мысли появляется понятие неореализм.
20 Крупнейший теоретик неореализма – Кеннет Уолц. Основные работы: Человек, государство и война: теоретический анализ, Нью-Йорк, Теория международной политики, 1979.
21 Уолц: многообразие представлений о причинах международных конфликтов и войн может быть сведено к трем «образам»: 1. причины войны кроются в природе и поведении человека. Войны – результат эгоистического поведения, агрессии, глупости;
22 2. причины войны обусловлены внутренней природой государств: империалистические войны – следствие экономических законов капитализма, отсутствие войны – следствие демократического устройства государств;
23 3. в ситуации стратегической взаимозависимости поведение государств объясняется не только внутренними причинами, но и поведением и политикой других государств. Поэтому нужно учитывать особенности межгосударственной системы, специфику ее структуры.
24 Основные положения неореализма: Государства рассматриваются как функционально однородные элементы международной системы. Сама система понимается как постоянство принципов упорядочения и неизменность требований к функционированию государств. Решающее значение в поведении государств приобретает структура международной системы - совокупность внешних принуждений и ограничений, которые влияют на международное поведение государств. Таким образом, внешняя политика государства диктуется логикой отношений в международной системе.
26 Кеннет Нил Уолтц (8 июня мая 2013) американский политолог, представитель теории неореализма; профессор политической науки в Калифорнийском университете Беркли и Колумбийском университете
27 3. Постклассический реализм Постклассическая версия реализма проявилась в 1993 г. Одним из первых ее выразителей стал профессор Гарвардского университета С. Хахантингтон
28 1. На смену государствам как главным акторам мировой политики приходят цивилизации - культурные сообщества, различающиеся историей, языком, традициями, но более всего религией. 2. Цивилизации - реальные сообщества с реальными разделяющими их границами. «Коммунисты могут стать демократами, богатые бедными, но азербайджанцы не могут стать армянами», - иллюстрирует Хахантингтон свою мысль.
29 3. взаимоотношения цивилизаций немногим отличаются от взаимоотношения государств: они остаются конфликтными, поскольку в основе цивилизационных различий лежат ценности и убеждения, которые примирить гораздо сложнее, чем экономические и политические интересы. 4. защищая собственные ценности и убеждения, цивилизации стремятся к приобретению власти. Власть - способ стать сильнее и, следовательно, лучше защитить свои интересы и ценности.
30 Сэ́мюэл Фи́ллипс Ха́хантингтон 18 апреля декабря 2008) американский социолог и политолог, автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций.
31 Достоинства политического реализма: 1. Концептуальная стройность. 2. Опора на объективные законы общественного развития. 3. Беспристрастный анализ МО. 4. Отсутствие абстрактных идеалов, бесплодных и опасных иллюзий. Недостатки: 1. Сводит МО только к отношению между государствами. 2. Сводит МО к силовому противоборству государств за обладание властью. 3. Государства рассматриваются как взаимозаменяемые политические тела, которые ничем не отличаются кроме размера. 4. Недооценивает такие факты как культура, духовные ценности, цивилизации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.