Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСвятослав Мансуров
1 Об организации системы профилактики суицидального поведения обучающихся в образовательных организациях Иркутской области. Проблемы и ошибки Галстян Маргарита Николаевна
2 Исторический опыт Профессиональный и организационный ресурс Сфера социального влияния Комплексное, системное воздействия на все субъекты образования Информированность Активный участник межведомственного взаимодействия Правовая ответственность
3 За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Профилактики суицидального поведения в чистом виде не бывает. Профилактика – это комплексный, многоуровневый, многогранный и очень важный процесс, охватывающий все субъекты образования. Даже сформированная и устойчивая воспитательная система не может функционировать без четко организованной, системной, планомерной профилактической работы. Решить задачи профилактики без подготовленных профессиональных кадров невозможно.
4 Проблемы не лежат на поверхности. Провести анализ планов воспитательной работы школы, классных руководителей, социального педагога и педагога-психолога на соответствие профилактическим задачам, сформулированным по результатам мониторинга психо-эмоционального состояния обучающихся. При необходимости внести корректировки. Внести дополнения в должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, социального педагога и педагога-психолога в части организации профилактической работы с обучающимися.
5 Суицидальное поведение заразно. Проводить комплекс профилактических мероприятий только силами педагогов без взаимодействия с родителями не эффективно. Возлагать всю ответственность за профилактику детских суицидов только на педагогов – крайне опасно. Необходимо четко разделить ответственность между образовательной организацией и родителями (законными представителями). Профилактика детских суицидов должна осуществляться в тесном взаимодействии с органами опеки и попечительства и полиции. Координатором такого взаимодействия должна стать КДНиЗП, либо специально созданный штаб (районный, муниципальный).
6 Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека. Говорить о самоубийстве с детьми необходимо очень осторожно и только профессионалам. Важно ежегодно проводить исследования межличностных отношений в образовательной организации и включать в перспективный план воспитательной работы школы мероприятия, направленные на улучшение психологического микроклимата и нормализацию (оптимизацию) межличностных отношений.
7 Второй по значимости (после нарушения детско- родительских отношений) причиной суицидов среди подростков являются нарушения межличностных отношений в школе. ВАЖНО: Формирование классных (детских) коллективов, нормализация стиля общения педагогов с обучающимися (воспитанниками), оптимизация учебной деятельности обучающихся, вовлечение детей в социально-значимые виды деятельности, организация детского самоуправления, формирование установок на самореализацию в социально- одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
8 вселять у детей уверенность в свои силы и возможности; внушать им оптимизм и надежду; проявлять сочувствие и понимание; осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками; поддерживать не только отличников и медалистов. Искоренять формализм, невежество и равнодушие!
9 Наличие в школьных коллективах детей-изгоев – признак нездоровых межличностных отношений и отсутствия воспитательной системы! Еще более ужасными являются некоторые факты нарушения межличностных отношений между педагогами и обучающимися (воспитанниками), особенно с применением насилия со стороны взрослых.
10 Субъекты профилактики: педагоги дети родители Уровни профилактики: Общий, Первичный, Вторичный, Третичный
11 Зада чи повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата и межличностных взаимоотношений в школе. Меро прият ия диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.) Прим еры цикл классных часов (занятий) на тему «Жизнь прекрасна!», акции и флэш-мобы «Мы голосуем за жизнь!», «Улыбка», «Жизнь замечательных людей», посвященных жизненным ценностям, диспуты на снижение агрессии «От противостояния – к пониманию», «Мы люди – мы разные», «Ящик доверия», акция «Если тебе плохо – позвони!»
12 Изучение особенностей социально-психологического статуса и адаптации учащихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникших трудностей. Участие в создании системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп (система волонтеров, медиаторов по разрешению конфликтов, педагогическая поддержка, психологическое консультирование и др.). Участие в разработке и проведении общешкольных и классных мероприятий, целью которых будет содействие формированию позитивного образа Я, уникальной и неповторимой личности, коммуникативной компетентности, ценностного отношения к жизни и др. Участие в разработке и проведении родительских собраний и педагогических советов по нормализации детско-взрослых отношений.
13 Изучение межличностных отношений в образовательной организации, проведение ряда мероприятий по профилактике конфликтов. Подготовка и участие в проведении социально- психолого-педагогических консилиумов в образовательной организации по результатам выявленных проблем, разработка и контроль исполнения индивидуальных планов (программ) сопровождения всеми участниками консилиума. Своевременная корректировка индивидуальных планов (программ) сопровождения обучающихся «группы риска» и их семей по результатом диагностических исследований, бесед, наблюдений.
14 Особен ность осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мероприя тия комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Примеры Практико-ориентированные семинары, родительские собрания по профилактике детских суицидов, тренинги родительской компетентности, диагностика суицидального риска, депрессии и уровня тревожности, индивидуальная психокоррекционная работа по снятию тревожности и т.д.
15 На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб учителей, запросов родителей выделить подростков «группы риска», имеющих комплекс суицидальных факторов. Провести дополнительную диагностику, позволяющую оценить патохарактерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации, степень риска по суициду. Провести анализ диагностических данных с выходом на рекомендации. Подготовка и участие в проведении внеплановых (экстренных) социально-психолого-педагогических консилиумов в образовательной организации по результатам диагностических исследований, разработка и контроль исполнения планов (программ) сопровождения всеми участниками консилиума.
16 Участвовать в разработке, корректировке и реализации индивидуальных планов (программ) сопровождения. Включить подростков «группы риска» в индивидуальные и групповые занятия, целью которых будет: отреагирование эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа Я, развитие фрустрационной толерантности, ранняя профилизация и др. Реализовать свою часть ответственности при работе с семьей подростка. Ознакомить педагогический коллектив с признаками суицидального поведения, а также обозначить педагогам как можно больше анти суицидальных факторов и способов педагогической поддержки ребенка.
17 Разработать памятки для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать). Организовать встречи педагогов и родителей с другими специалистами.
18 Осуществляется с группой детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто или косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства. Основная задача предотвращение суицида.
19 Предложить подростку эмоциональную поддержку. Проработать суицидальные чувства. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка. Направить к психотерапевту (психиатру). Постараться встретиться через определенное время и наладить постоянный контакт. Связаться с родителями (законными представителями).
20 Предложить подростку эмоциональную поддержку. Проработать суицидальные чувства. Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства). Обсудить альтернативы самоубийства. Заключить контракт на жизнь. Направить к психотерапевту (психиатру) как можно скорее. Связаться с семьей, друзьями.
21 Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту. При необходимости удалить предметы, которые могут стать орудием самоубийства. Заключить контракт на жизнь. Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию. Информировать семью.
22 Предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения. В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, совершившие попытку суицида. Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.
25 Нарушения детско-родительских отношений. В 89,2% случаев стиль и методы воспитания были патологическими (О.П. Ворсина). Нарушения межличностных отношений: конфликты со сверстниками и школьные конфликты. Любовные конфликты. Судебные конфликты и конфликты, связанные с состоянием здоровья (инвалидизацией).
26 У 31,9% суицидентов наблюдаются различные проявления девиантного поведения: алко и наркотизация, бродяжничество, побеги из дома и учреждений, участие в криминальных подростковых группировка, противоправные действия. Как отмечают О.П.Ворсина и Г.Г. Симуткин, злоупотребление психоактивными веществами выявлено у 16,3% суицидентов, но лишь 4,2% наблюдались по этому поводу у специалистов. У 27 % детей и подростков (практически каждый третий суицид) в момент суицида обнаружено алкогольное опьянение. О.П. Ворсина в своем исследовании утверждает, что до совершения самоубийства 86,1% детей и подростков не попадало в поле зрение психиатров.
27 Реакция протеста наблюдалась в 50,6% случаев. Привлечение внимания к ситуации – в 37,3% случаев. Попытки избежать страданий, угроз – в 7,8% случаев. Самонаказание – в 3% случаев. Отказ от жизни – в 1,3% случаев.
28 Раннее выявление суицидальных факторов и их устранение. Установление истинных причин и мотивов суицидального поведения ребенка для того, чтобы как можно быстрее и эффективнее оказать ему помощь. Установленные причины влияют на направление ребенка на обследование к врачу- психиатру и выбор психолого-педагогических методик.
29 Всего муниципальных СОШ – 850 В них обучается – человек Обеспечены педагогами-психологами – 539 СОШ (63,4%). Всего в них работает 703 педагога-психолога Аттестованы – 247 педагогов-психологов (35%). Из них имеют ВКК 83 человека (11,8%), IКК- 164 человека (23,3%). Молодых специалистов – 128 человек (18,2%). 328 педагогов-психологов (46,6%) -????
30 По профилактике детских суицидов – 231 человек (32,8%) По профилактике насилия – 211 человек (30%) По профилактике аддиктивного поведения – 184 человека (26%) По профилактике употребления ПАВ – 230 человек (32,7%) По выявлению и коррекции комп.зависимости – 92 человека (13%) По организации психолого-педагогической коррекции социально-негативных явлений – 300 человек (42,7%) По иным направлениям – 285 человек (40,5%)
31 Всего муниципальных СОШ – 850 В них обучается человек Обеспечены социальными педагогами – 647 СОШ (76%) Всего в них работают 765 социальных педагогов Аттестованы – 176 человек (23%). Из них имеют ВКК – 23 человека (3%), IКК – 153 человека (20%) Молодых специалистов – 100 человек (13%) 489 социальных педагогов (64%) - ???
32 2888 обучающихся состоят на учете в ПДН 1930 обучающихся состоят на учете в КДНиЗП 3486 обучающихся (1,2%) состоят на разных учетах по следующим основаниям: За употребление ПАВ – 290 человек (8,3%) За правонарушения и преступления – 1813 человек (52%) За бродяжничество и пропуски – 575 человек (16,5%) За попытки суицида – 18 человек (0,5%) За иные основания – 790 человек (22,7%) Количество семей, состоящих на учетах: В ПДН – 3061 В КДНиЗП – 2423
33 Разрабатывать программы профилактики отклоняющегося поведения несовершенолетних (муниципальные, школьные). Стимулировать, активизировать, помогать, организовывать повышение квалификации педагогов-психологов, социальных педагогов, заместителей директоров по ВР, классных руководителей по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Подбирать и систематизировать валидные методики диагностического исследования. Формировать планы воспитательной работы с учетом данных мониторинга состояния профилактической работы, анализа межличностных отношений и результатов диагностических исследований. Проводить тематические родительские собрания и классные часы.
34 Не допускать и жестко пресекать нарушение конфиденциальности полученных в ходе работы сведений. Возобновить практику проведения психолого- педагогических консилиумов; разрабатывать планы (программы) индивидуального сопровождения детей «группы риска». Осуществлять постоянную взаимосвязь с органами опеки и полиции. Улучшать психологический микроклимат и взаимоотношения в школьном коллективе между обучающимися, обучающимися и педагогами, педагогами и родителями. Осуществлять контроль профилактической деятельности на всех уровнях.
35 664013, г.Иркутск, Ул.Павла Красильникова, 54 а, проезд до остановки «Школьная» в Ново- Ленино, тел.: 8 (3952) , Сайт: prc38.ru
36 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.